Файл: Психологические факторы повышения эффективности труда работников (МБОУ СОШ № 12 г. Астрахани 20).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты психологических методов повышения эффективности труда
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
1.2. Значение психологических методов управления на предприятии
1.3. Характеристика психологических методов управления персоналом
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Введение
Актуальность. Проблема эффективности профессионального труда всегда была и остается одной из социально значимых и для любого государства, организации и для каждого человека. Сложность ее решения обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. Динамическими процессами, обусловленными социальными, экономическими, социотехническими, демографическими, политическими и социально-психологическими преобразованиями, происходящими в обществе.
Производительность труда, а значит и эффективность работы предприятия в целом, во многом зависит от степени не только материальной заинтересованности работников в результатах своего труда, но и от степени психологической комфортности работы в трудовом коллективе. Депрессия, неврозы, расстройства, связанные с ожидаемыми сокращениями на рабочем месте, показывают, что человек не может справиться с ними самостоятельно, ему нужны поддержка и помощь.
Цель работы – исследование психологических факторов, влияющих на эффективность труда персонала и разработка рекомендаций по повышению эффективности психологической поддержки работников.
Задачи работы:
- исследование теоретических аспектов применения психологических методов повышения эффективности труда;
- проведение исследования методов психологического управления в организации;
- разработка рекомендаций по совершенствованию психологической поддержки работников в организации.
Объект исследования – МБОУ СОШ № 12 г.Астрахани.
Предмет исследования – влияние психологических факторов на эффективность труда работников.
Методы исследования – сбор, обобщение и систематизация информации использовались в 1 главе, где были выявлены теоретические основы применения психологических методов управления персоналом. Анализ и синтез были основными методами во 2 главе. Сравнительный метод позволил выявить недостатки существующей системы психологической поддержки персонала в МБОУ СОШ № 12 и на этой основе выработать предложение по совершенствованию этого процесса.
Информационной базой послужили труды отечественных и зарубежных авторов по изучаемой проблеме, а также информация МБОУ СОШ № 12.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1.Теоретические аспекты психологических методов повышения эффективности труда
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
Эффективность деятельности субъекта труда, с психологической точки зрения, - это сложный динамичный процесс, обусловленный взаимосообразностью организационной культуры труда, профессиональной готовностью человека как личности и субъекта труда к успешному исполнению деятельности, к инновационным процессам, к саморазвитию, а также, и адекватностью оценки результата труда. Из-за нарушения взаимосвязей любой грани этого треугольника возникают противоречия, которые и являются одной из основных причин неудовлетворенности человека, снижения эффективности профессионального труда и экономической эффективности развития организации[1].
Впервые потребность в психологическом обеспечении экономической эффективности управленческого и промышленного труда возникла на западе в связи с социально-экономическими и социально-техническими изменениями в обществе[2]. Одним из первых ученых, показавших важность изучения экономики во взаимосвязи с психологией и значение психологии в повышении эффективности профессионального труда уже в конце 19 века, был известный психотехник Гюго Мюнстерберг[3]. В его фундаментальном труде, изданном в 1912 г., были выделены проблемы, сохранившие свою актуальность и в настоящее время: профпригодность, отбор, обучение, производительность труда, усталость, дизайн, монотонность труда. Он исследовал и доказал необходимость изучения поведения работника во взаимосвязи с организацией, содержанием и условиями профессионального труда. Дальнейшее развитие этого направления продолжили в 20-30 гг. ХХ в. зарубежные ученые. Они разработали и внедрили в практику разные научные подходы психологического регулирования эффективности профессионального труда сначала индивидуального, а затем и коллективного. Особое внимание уделялось системе отношений человека к труду, к его организации и к себе, как одному из важнейших механизмов повышения эффективности профессиональной деятельности[4].
Во второй половине ХХ в. у зарубежных ученых формируется новый взгляд на психологические условия повышения и регуляцию экономической эффективности труда, в основе которого рассматриваются вопросы творческого развития профессионала, обеспечения условий для стремления работника к профессиональному саморазвитию, самореализации и самоактуализации[5]. Основной акцент этих исследований фокусируется на сложившихся представлениях о человеке, его личностных и социальных ценностях, мотивах, побуждающих к профессиональной деятельности, факторах, влияющих на удовлетворенность трудом[6]. Выстроенная немецкими учеными, на основе анализа западно-европейских исследований ХХ в., хронология развития представлений о «человеке работающем» с позиций психологии, экономики, производства и бизнеса, раскрывает разные научные подходы к регуляции эффективности профессионального труда: от человека «экономического» («прошлого»), к «человеку социальному», «самоактуализирующемуся», «человеку комплексному», до человека будущего эпохи постмодернизма.
Важно отметить, что аналогичные способы повышения экономической эффективности профессионального труда применялись и в нашей стране, только с иных научных позиций и в другом временном пространстве[7]. В отличие от работ зарубежных ученых, сконцентрировавших свое внимание на личностных регуляторах повышения эффективности профессионального труда, наши ученые до 70-х гг. ХХ в. основное внимание уделяли вопросам формирования, развития и функционирования операциональной сферы профессиональной деятельности.
В отечественной науке только в 1984 г. появляется новая область научно-практического знания «Экономическая психология» [8]. Она возникла на пересечении психологии труда, организационной психологии, социальной психологии и психологии управления. Основателем этой области знания является А. И. Китов. С позиций отечественной экономической психологии рассматривается взаимосвязь объективной и субъективной тяжести труда и ее влияние на экономическую эффективность и удовлетворенность. В связи с этим изучаются психологические условия эффективного хозяйствования, влияющие на производственные отношения, сознание, представления, мысли и чувства человека, а также и на результат его трудовой деятельности и социальное поведение[9].
Радикальные преобразования в Российской экономике в конце ХХ века привели к трансформации социальных, социально-психологических, экономико-психологических, организационно-психологических феноменов, которые, в свою очередь, обусловили трансформацию в личностных и межличностных отношений в обществе, организациях и в жизни людей. Эти изменения способствовали появлению новых научно-практических проблем экономической психологии и разработке новых теоретических взглядов на решение проблемы эффективности деятельности субъекта труда, в частности, предпринимательской, управленческой, а также, и индивидуальной и коллективной.
Особое внимание психологов ХХI в. фокусируется на исследованиях экономических ценностей в индивидуальном и групповом сознании и экономическом самоопределении личности; на нравственно-психологической регуляции экономической активности личности, на экономических ценностях и ориентациях в различных социальных группах[10]. В настоящее время одной из центральных проблем экономической психологии является проблема экономического сознания как нравственной регуляции экономической активности личности. Методологической основой этого направления является комплексный и системный подходы[11]. Разрабатываются разные концепции и модели исследования взаимовлияния социально-экономических и нравственно-психологических факторов в различных социально-экономических условиях[12].
Нравственные ценности и убеждения личности рассматриваются как внутренние регуляторы отношения и поведения человека во взаимосвязи с когнитивными, коммуникативными и эмоциональными компонентами.
Таким образом, развиваемое в отечественной психологической науке новое направление экономической психологии, в котором экономическое сознание рассматривается как нравственно-психологический регулятор экономической активности личности, интегрирующий в себе разные аспекты изучения взаимосвязей личности: с социальными, экономическими, информационными, культурно-историческими особенностями российского общества; личностные качества – как ресурс адаптации человека к динамической, непредсказуемой объективной реальности, а экономическую идентичность – как регулятор социально-экономического поведения личности в межличностных и межгрупповых отношениях – представляют собой общетеоретический психологический взгляд на решение проблемы эффективности профессиональной деятельности[13].
Эффективность деятельности субъекта труда, как сложный динамический процесс, обусловлена множеством разноуровневых субъектно-объектных взаимосвязей, образующихся между человеком и профессией на нормативном, структурном, функциональном и поведенческом уровнях[14] изучение которых позволяет выявить противоречия, отрицательно влияющие на эффективность труда и на отношение человека к работе. Противоречия являются одним из главных факторов снижения эффективности деятельности субъекта труда, его успешности в профессиональном развитии, самореализации и самоактуализации и удовлетворенности трудом и жизнью. Даже высокая нравственно-психологическая регуляция деятельности и регуляция социального поведения при недостатках в организационной культуре работы снижает не только эффективность труда, но и способствует развитию негативного отношения к труду. Противоречия могут возникать как в связи с рассогласованием взаимосвязей между субъектом и организацией его труда, так и в связи с рассогласованием внутриличностных и функциональных механизмов регуляции деятельности[15].
С позиций субъектно-деятельностного подхода, развиваемого, в отечественной науке известными учеными (Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Е. А. Климовым, А. В. Брушлинским, Л. И. Анцифировой), эффективность профессиональной деятельности в значительной степени зависит от психологической и профессиональной готовности субъекта труда, обусловленной субъектно-объектными взаимосвязями, формируемыми в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Деятельность рассматривается как процесс самореализации, самопознания, самоопределения и преобразования личности, а также как процесс восприятия, осознания, отношения, переживания и представления субъектом мира как объективной реальности[16].
Эффективность деятельности субъекта труда можно рассматривать как интегральный показатель взаимосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности. Оценка эффективности деятельности субъекта труда с психологической точки зрения должна проводиться с учетом взаимосоответствия объективных и субъективных показателей результата трудового процесса: производительности, успешности и удовлетворенности[17]. Производительность – это показатель экономической эффективности труда, проявляющийся в качестве и количестве выполненной работы; скорости и безошибочности ее исполнения при относительно минимальных затратах экономических и психофизиологических ресурсов. Успешность – это показатель достижения субъектом значимых личностных и социальных целей в процессе сознательного преодоления и преобразования условий, препятствующих их выполнению, и личностная потребность и направленность на профессиональное развитие, самоактуализацию и профессиональное совершенствование[18]. Удовлетворенность трудом является показателем осознания личностью своей востребованности в организации, в профессиональном коллективе, и осознания своей профессиональной компетентности[19].
1.2. Значение психологических методов управления на предприятии
Психологические методы управления персоналом используется в целях гармонизации взаимоотношений персонала и установления наиболее благоприятного психологического климата[20]. Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом и отличаются индивидуальной направленностью. Главной особенностью этих методов является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, поведению и чувствам с целью мобилизации внутреннего потенциала человека для решения конкретных задач организации. Психологические методы играют очень важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны[21]. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам, образам и поведению с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач предприятия[22]. Цель психологических методов - создание морально-психологического климата, способствующего активизации деятельности индивида и повышения степени удовлетворенности процессом труда в коллективе, на предприятии[23].