Файл: Психологические факторы повышения эффективности труда работников (МБОУ СОШ № 12 г. Астрахани 20).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты психологических методов повышения эффективности труда
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
1.2. Значение психологических методов управления на предприятии
1.3. Характеристика психологических методов управления персоналом
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
К психологическим методам относятся:
- формирование корпоративной культуры на основе норм и правил поведения лучших работников организации;
- гуманизация труда: ликвидация монотонности, цветовая окраска помещений и оборудования,
- использование специально подобранной музыки;
- формирование личной мотивации работников, исходя из философии предприятия;
- психологическое побуждение: поощрение и поддержка творчества, инициативы и самостоятельности;
- удовлетворение профессиональных интересов работников, повышение творческого содержания труда;
- планирование служебной карьеры работника на основе его психологической ориентации;
- отбор целей деятельности по психологическим характеристикам и развитие необходимых психологических качеств;
- комплектование малых рабочих групп (звеньев, бригад), исходя из критерия психологической совместимости работников;
- формирование комфортного психологического климата в трудовом коллективе;
- установление нормальных деловых отношений между руководителями и подчиненными[24].
Психологические методы управления персоналом базируются на знании, грамотном и умелом использовании психологических качеств конкретного работника. Поэтому ведущие компании и организации создают собственные профессиональные психологические службы, укомплектованные социальными психологами[25].
1.3. Характеристика психологических методов управления персоналом
Классификация элементов, регулируемых с помощью психологических, методов показана на рис. 1.
Психологическое планирование предполагает постановку целей развития, и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов[26].
Психологическое планирование
Результаты
Отрасли психологии
Психотерапия
Типы личности
Интуитивный
Темпераменты
Холерический
Меланхолический
Характер человека
Экстраверт
К другим людям
К себе
К работе
Отношения человека
Направленность личности
Интеллектуальные способности
Методы познания
Психологические образы
Способы психологического воздействия
Убеждения
Мировоззрение
Логистика
Творчество
Ощущения
Восприятие
Визуальные
Знаковые
Похвала
Совет
«Плацебо»
Порицание
«Взрыв»
Поведение
Аморальное
«Дьявольское»
Психологические методы управления
Цели
Критерии
Методы
Нормативы
Психофизиология
Психоанализ
Психология труда
Психология управления
Организаторский
Аналитический
Инженерный
Творческий
Сангвинический
Флегматический
Черты характера
Интроверт
К окружающей действительности
Потребности
Интересы
Мотивы
Уровень интеллекта
Мышление
Сознание
Память
Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция
Исторические
Художественные
Графические
Внушение
Убеждение
Подражание
Просьба
Принуждение
Осуждение
Требование
Запрещение
Комплимент
Метод Сократа
Намёк
Обманутое ожидание
«Ангельское»
Высокоморальное
Нормальное
Рис. 1. Элементы, регулируемые психологическими методами[27]
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших элементов психологических методов управления. Они концентрируют все необходимые и разрешенные законом приемы воздействия на людей для координации в процессе совместной трудовой деятельности[28].
Внушение – психологическое целенаправленное воздействие на личность подчиненного со стороны руководителя при помощи его апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Убеждение – аргументированное и логическое воздействие на психику подчиненного для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров и устранения конфликтов в коллективе[29]. Подражание – способ воздействия на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства, поведение которого является образцом для других членов коллектива. Побуждение – позитивная форма морального воздействия на человека, при которой подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность и мотивация к успешному выполнению порученной работы, это позволяет повысить моральную значимость сотрудника в организации. Вовлечение – психологический прием, с помощью которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса. Принуждение — это крайняя форма психологического воздействия, когда отсутствуют результаты других форм воздействия, при этом сотрудника заставляют выполнять определенную работу вопреки его воле и желанию. Осуждение – прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны[30].
Запрещение проявляется в тормозящем воздействии на личность. К нему относится запрещение импульсивных действий неустойчивого характера, что является вариантом внушения, а также ограничения недозволенного поведения (бездеятельность, попытки хищения) [31]. Порицание обладает убеждающей силой только в тех условиях, когда подчиненный считает себя последователем и психологически неразрывно связан с руководителем. Командование применяется в ситуации, когда требуется точное и быстрое исполнение поручений без критических реакций. Обман ожиданий эффективен в ситуации напряженного ожидания, когда предшествующие события сформировали у сотрудника строго направленный ход мыслей, обнаруживший свою несостоятельность и позволяющий без возражений воспринять новую идею[32]. Намек — это прием косвенного убеждения посредством шутки, иронического замечания и аналогии. Похвала – позитивный психологический прием воздействия на личность, оказывающий более сильное воздействие, чем суждение. Комплимент не следует смешивать с лестью, он должен возвышать сотрудника, наталкивать на размышления. Просьба представляет собой весьма распространенную форму общения сотрудников, реже она применяется в общении руководителя с сотрудником. Но одновременно является эффективным методом руководства, так как воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважительное отношение к нему.
Совет - психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей[33].
«Взрыв» - прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний[34]. Метод Сократа основан на стремлении оградить собеседника от того, чтобы тот сказал «нет». Как только собеседник скажет «нет», его очень трудно повернуть в обратную сторону[35].
Поведение - совокупность взаимосвязанных реакций, осуществляемых человеком для приспособления к внешней среде. Чувства - особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Эмоции – конкретные переживания тех или иных событий в жизни человека, зависящие от его склонностей, привычек и психологических состояний[36].
Стрессы – это, по мнению одних специалистов, то давление окружающего мира на человека, которое приводит к состоянию эмоционального дискомфорта. Вторые полагают, что эмоциональный дискомфорт представляет собой стресс, вызванный давлением или условиями, именуемыми стрессорами. Третьи рассматривают стресс в физиологических терминах, как реакции организма: изменение давление крови, сердцебиения или гормонального уровня[37].
Сегодня все больше крупных компаний берут в штат собственного психолога. Потребность в таких специалистах вызвана необходимостью эффективно и профессионально управлять сотрудниками, быстро решать проблемы, возникающие в любом коллективе. Появилась потребность в сотрудниках, которые не только владеют психологическими знаниями, но и помогают руководителю в управлении персоналом, разбираясь при этом как в специфике конкретной организации, так и в особенностях принятия управленческих решений. Руководители, хорошо ориентирующиеся в современных бизнес-процессах, заинтересованы в оптимизации деятельности своих предприятий, в своевременном и качественном диагностировании проблем и их решении, в грамотном стратегическом планировании с учетом человеческих ресурсов компании. Многие организации уже пришли к выводу о необходимости иметь оргпсихологов в штате, потому что «внешний» психолог не знает всех особенностей предприятия, сложившихся в коллективе отношений, а значит, не сможет решить оперативно все задачи, более точно определить методы, формы работы и достигнуть поставленных целей[38].
Выводы. Эффективность деятельности субъекта труда можно рассматривать как интегральный показатель взаимосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности. Оценка эффективности деятельности субъекта труда с психологической точки зрения должна проводиться с учетом взаимосоответствия объективных и субъективных показателей результата трудового процесса: производительности, успешности и удовлетворенности.
Психологические методы управления персоналом используется в целях гармонизации взаимоотношений персонала и установления наиболее благоприятного психологического климата. Психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.
Глава 2. Практические аспекты применения психологических методов управления персоналом на примере МБОУ СОШ № 12 г. Астрахани
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 12 (далее - МБОУ СОШ №12) с углубленным изучением отдельных предметов создана путем изменения типа существующего муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 12 с углубленным изучением отдельных предметов на основании распоряжения Администрации города Астрахани от 13.01.2011 №43.
Видами деятельности школы являются: образовательная деятельность; финансовая и хозяйственная деятельность; деятельность по предоставлению дополнительного образования и платных дополнительных образовательных услуг.
Проектирование оптимальной системы управления образовательным учреждением осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.
В соответствии с основными задачами МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов выстроена целая организационная система управления образовательным процессом (Приложение 1):
Рассмотрим состав и структуру персонала школы в разрезе категорий персонала в таблицах 1-2.
Таблица 1
Состав персонала МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов[39]
Показатель |
2014 |
2015 |
Отклонение +/- |
Общая численность персонала, в т.ч. |
172 |
164 |
-8 |
Руководящий состав (директора и замы) |
9 |
8 |
-1 |
Специалисты (учителя и воспитатели) |
132 |
128 |
-4 |
Служащие (делопроизводители) |
3 |
3 |
0 |
Рабочие |
28 |
25 |
-3 |
Уровень квалификации кадров, % |
38 |
45 |
+7 |
Работающие пенсионного возраста, чел |
25 |
28 |
+3 |
Доля сотрудников пенсионного возраста, % |
14,5 |
17,1 |
+2,6 |