Файл: Психологические факторы повышения эффективности труда работников (МБОУ СОШ № 12 г. Астрахани 20).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты психологических методов повышения эффективности труда
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
1.2. Значение психологических методов управления на предприятии
1.3. Характеристика психологических методов управления персоналом
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
Таблица 5
Мероприятия по снижению симптома профессионального выгорания в МБОУ СОШ № 12
Мероприятие |
Цель |
Инструментарий |
Ответственный |
Тренинг «Профессиональное выгорание педагога» |
Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, проблемности, снижение уровня эмоционального выгорания педагогов. |
Тренинг, включающий ряд упражнений (Приложение 3) |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Психологическая игра «Новоселье» |
Создать условия для взаимодействия педагогов друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии. |
Психологическая игра (Приложение 4) |
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать снижению синдрома «профессионального выгорания», а также сплочению коллектива, улучшению социально-психологического климата в нем.
Таким образом, на наш взгляд, организация психологической поддержки педагога в процессе подготовки к аттестации позволит повысить психолого-педагогическую компетентность педагогов; улучшить их эмоционального самочувствия; снять напряжения и чувства дискомфорта.
Реализация мероприятий, направленных на снижение синдрома «профессионального выгорания», ставят своей задачей нивелирование негативных последствий эмоционального истощения, вызванного длительным профессиональным стажем. Кроме того, они будут способствовать сплочению коллектива, улучшению социально-психологического климата в нем.
Выводы.
В МБОУ СОШ № 12 психологический климат в коллективе создается в основном в профессиональной среде (формальной обстановке). В школе проводятся такие мероприятия, как корпоративные вечеринки, выезды на природу, туристические слеты, соревнования среди учителей и прочие. Именно такие меры позволяют в неформальной обстановке улучшить психологический климат в коллективе.
Важнейшим направлением психологической поддержки в школе является решение психологических проблем молодых специалистов в процессе адаптации. Молодые специалисты, приходящие в МБОУ СОШ № 12, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии школьников, образовательных методик, освоению новых педагогических технологий. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Эта проблема частично решается с использованием системы наставничества. Однако, зачастую наставники могут дать молодому специалисту советы по методике работы, разрешить профессиональные вопросы, но не владеют методами психологической поддержки. Очевидно, что здесь необходимо привлечение специалиста-психолога.
Другая актуальная проблема педагогов – это сложность процедура прохождения аттестации. Одна из причин нежелания прохождения педагогами аттестации на получение более высокой категории – это страх перед процедурами аттестации, то есть психологическая неготовность к ней. Большинство педагогов МБОУ СОШ № 12 отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации.
В МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов имеет место также проблема «старения» педагогического коллектива проявляется, в первую очередь, в синдроме «профессионального выгорания».
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в МБУ СОШ № 12 необходима организация психологической поддержки педагога в процессе подготовки к аттестации. Для устранения личностных дисгармоний; мобилизации скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, предлагается использование программы «ИБИС». Цель программы - обучение приемам саморегуляции в стрессовой ситуации.
Для снижения симптома профессионального выгорания предлагается проведение тренингов, психологических игр. Реализация предложенных мероприятий будет способствовать снижению синдрома «профессионального выгорания», а также сплочению коллектива, улучшению социально-психологического климата в нем.
Подводя итог проделанной работе, отметим, что в целом внедрение предлагаемых мероприятий будут способствовать созданию условий для реализации и развития индивидуальных способностей работников; созданию благоприятного социально-психологического климата; расширению возможностей для коммуникаций, относительной бесконфликтности отношений с руководством и коллегами.
Заключение
Эффективность деятельности субъекта труда можно рассматривать как интегральный показатель взаимосоответствия человека и профессии в конкретной профессиональной деятельности. Оценка эффективности деятельности субъекта труда с психологической точки зрения должна проводиться с учетом взаимосоответствия объективных и субъективных показателей результата трудового процесса: производительности, успешности и удовлетворенности.
Психологические методы управления персоналом используется в целях гармонизации взаимоотношений персонала и установления наиболее благоприятного психологического климата. Психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.
В МБОУ СОШ № 12 психологический климат в коллективе создается в основном в профессиональной среде (формальной обстановке). В школе проводятся такие мероприятия, как корпоративные вечеринки, выезды на природу, туристические слеты, соревнования среди учителей и прочие. Именно такие меры позволяют в неформальной обстановке улучшить психологический климат в коллективе.
Важнейшим направлением психологической поддержки в школе является решение психологических проблем молодых специалистов в процессе адаптации. Молодые специалисты, приходящие в МБОУ СОШ № 12, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии школьников, образовательных методик, освоению новых педагогических технологий. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Эта проблема частично решается с использованием системы наставничества. Однако, зачастую наставники могут дать молодому специалисту советы по методике работы, разрешить профессиональные вопросы, но не владеют методами психологической поддержки. Очевидно, что здесь необходимо привлечение специалиста-психолога.
Другая актуальная проблема педагогов – это сложность процедура прохождения аттестации. Одна из причин нежелания прохождения педагогами аттестации на получение более высокой категории – это страх перед процедурами аттестации, то есть психологическая неготовность к ней. Большинство педагогов МБОУ СОШ № 12 отмечают стрессовый характер процедур аттестации, негативные эмоциональные состояния, межличностные конфликты и даже психоэмоциональные срывы во время аттестации.
В МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов имеет место также проблема «старения» педагогического коллектива проявляется, в первую очередь, в синдроме «профессионального выгорания».
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что в МБУ СОШ № 12 необходима организация психологической поддержки педагога в процессе подготовки к аттестации. Для устранения личностных дисгармоний; мобилизации скрытых психологических ресурсов педагога, обеспечивающих самостоятельное решение проблем, предлагается использование программы «ИБИС». Цель программы - обучение приемам саморегуляции в стрессовой ситуации.
Для снижения симптома профессионального выгорания предлагается проведение тренингов, психологических игр. Реализация предложенных мероприятий будет способствовать снижению синдрома «профессионального выгорания», а также сплочению коллектива, улучшению социально-психологического климата в нем.
Подводя итог проделанной работе, отметим, что в целом внедрение предлагаемых мероприятий будут способствовать созданию условий для реализации и развития индивидуальных способностей работников; созданию благоприятного социально-психологического климата; расширению возможностей для коммуникаций, относительной бесконфликтности отношений с руководством и коллегами.
Список литературы
- Андреев Г.М. Социальная психология.- М: БЕК, 2010.
- Баринов И., Маслова С.И. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ Материалы Международной научно-практической конференции. Научные редакторы: О. М. Барбаков, А. Н. Силин, С. Г. Симонов, С. Е. Сарсембекова, З. А. Арынова, М. Бар. 2011. С. 181-184.
- Григорчук Т., Бурхаев Д., Сарадов А. Научись управлять людьми! – М.: Феникс, 2010.
- Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Изд-во «Персэ». М.: 2011.
- Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61.
- Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116.
- Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. М.К.Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2010.
- Ребцовский В.О. Социально-психологические методы управления персоналом в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА материалы 3-й Международной научно- практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2013. С. 243-247.
- Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. М.К.Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2010.
Приложение 1
Организационная структура МБОУ СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов
Приложение 2
Опросник «Профессиональное выгорание»
Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой
Инструкция: Если указанное в опроснике чувство у вас никогда не возникало, то в листе ответов ставится 0 —никогда. Если такое чувство появлялось, следует указать, как часто оно ощущалось. В этом случае кружком обводится балл, соответствующий частоте переживаний: 1 — очень редко, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — очень часто, 6 — всегда.
№ |
Суждения |
Баллы |
||||||
0 никогда |
1 очень редко |
2 редко |
3 иногда |
4 часто |
5 очень часто |
6 всегда |
||
Я чувствую себя эмоционально опустошенным. |
||||||||
К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон. |
||||||||
Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу. |
||||||||
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои воспитанники, и использую это в интересах дела. |
||||||||
Я общаюсь со своими воспитанниками без лишних эмоций. |
||||||||
Я чувствую себя энергичной и воодушевленной. |
||||||||
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях. |
||||||||
Я чувствую угнетенность и апатию. |
||||||||
Я могу позитивно влиять на продуктивность деятельности своих воспитанников. |
||||||||
В последнее время я стала более равнодушной по отношению к тем, с кем работаю. |
||||||||
Окружающие скорее утомляют меня, чем радуют. |
||||||||
У меня много планов, и я верю в их осуществление. |
||||||||
Я испытываю все больше жизненных разочарований. |
||||||||
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше. |
||||||||
Бывает, что мне безразлично, что происходит с моими коллегами. |
||||||||
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и от всех. |
||||||||
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении. |
||||||||
Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера. |
||||||||
Я многое успеваю сделать. |
||||||||
Я чувствую себя на пределе возможностей. |
||||||||
Я многого смогу еще достичь в своей жизни. |
||||||||
Бывает, что начальство и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем. |