Файл: Психологические факторы повышения эффективности труда работников (МБОУ СОШ № 12 г. Астрахани 20).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты психологических методов повышения эффективности труда
1.1. Психология и эффективность деятельности субъекта труда
1.2. Значение психологических методов управления на предприятии
1.3. Характеристика психологических методов управления персоналом
2.1. Общая характеристика МБОУ СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов
И заключительным этапом тренинга предлагается провести релаксационное
10. Упражнение «Источник»
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку.
Продолжение приложения 3
Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. » По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.
11. Рефлексия.
Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за внимание и участие в тренинге.
Приложение 4
Психологическая игра «Новоселье»
Задачи игры: создать условия для взаимодействия педагогов друг с другом, способствующие формированию навыка сотрудничества; развитие рефлексии.
Предполагаемый психологический результат: данная игра должна способствовать формированию понятия сотрудничества, дать возможность педагогам увидеть друг друга в нерабочих ситуациях и осуществить перенос возникших отношений за пределы игры в повседневную жизнь.
Описание сюжетной канвы, тип сюжета: игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Сюжет. Все педагоги получают квартиры в только что построенном доме. Естественно, всё создано по последним тенденциям архитектурного дизайна. Участники игры одновременно заселяются в дом и обживаются в квартирах. (В кабинете передвигаются столы, стулья, каждый сам себе создаёт «жилое» пространство: некоторые стараются украсить «квартиру» реальными вещами, находящимися под рукой в кабинете, некоторые – воображаемыми изысками).
Даётся некоторое время, чтобы педагоги смогли сходить друг к другу в гости, познакомиться с соседями. Далее начинается «жизнь». Педагогам предлагаются разные ситуации, в которых надо принимать решение и осуществлять выбор (похоже на социометрию). Вот какие ситуации возникают:
Уже поздно, закрыты магазины, очень нужен хлеб. К кому из соседей пойдёте с просьбой угостить вас хлебом?
Вы уезжаете в командировку на несколько дней. Кому из соседей доверите котёнка?
Хочется устроить вечеринку. Кого пригласите?
Сосед с верхнего этажа залил потолок в большой комнате. Выясните ситуацию.
Вы потратили все деньги, до зарплаты еще одна неделя. У кого пойдете брать взаймы?
Ситуаций может быть много, всё зависит от времени на игру и текущей межличностной обстановки в коллективе. Хочется отметить, что педагоги играют по-настоящему. Задания раздаются по ходу игры персонально, психолог фиксирует, как удалось разрешить проблему, кого из участников игры включили в процесс.
Время на игру и на обсуждение: 60 минут игра, не менее 10 минут обсуждение.
Участники: педагоги. Ведущим может быть психолог, завуч по учебно-воспитательной работе.
Продолжение приложения 4
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа
№ этапа |
Время на проведение |
Содержание каждого этапа |
Задачи, решаемые на каждом этапе |
Материалы, необходимые для проведения каждого этапа |
1. |
10 минут |
Начало игры. Ведущий рассказывает о правилах, вводит педагогов в ситуацию новоселья |
Способствовать созданию игровой атмосферы, отслеживать принцип равноправия во время «благоустройства квартир» |
кабинет, столы, стулья – всё, что находится в помещении |
2. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 1 |
Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации |
|
3. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 2 |
Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации |
|
4. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 3 |
Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации |
|
5. |
7 минут |
Создание проблемной ситуации 4 |
Социометрия. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества в каждой ситуации |
|
6. |
10 минут |
Завершение игры. Наводим порядок в кабинете |
Переключение с игровой атмосферы на реальность. Перенос навыков взаимодействия |
|
7. |
10–15 минут |
Обсуждение |
Формирование навыков рефлексии |
Продолжение приложения 4
Формы обсуждения игры:
В заключение расставляются столы и стулья по местам, тем самым переносимся из игровой ситуации в реальность. Процесс наведения порядка очень важен. Он даёт возможность постепенно переключиться на работу «здесь и сейчас» и перенести создавшиеся формы взаимодействия во время игры на реальную ситуацию. Затем с педагогами обсуждается то, что мы делали, как играли. Это вопросы плана «понравилось – не понравилось», «какие чувства вызывало то или иное действие?». Затем вопросы сложнее: чему научился во время игры? Что нового узнали о ком-то из коллектива? Чему были приятно удивлены в процессе игры, а что вас огорчило? Что нужно сделать, чтобы играть стало интереснее? Можно ли какие-то элементы взаимодействия во время игры использовать в повседневной жизни? Что это нам даёт?
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Баринов И., Маслова С.И. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ Материалы Международной научно-практической конференции. Научные редакторы: О. М. Барбаков, А. Н. Силин, С. Г. Симонов, С. Е. Сарсембекова, З. А. Арынова, М. Бар. 2011. С. 181-184. ↑
-
Баринов И., Маслова С.И. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ Материалы Международной научно-практической конференции. Научные редакторы: О. М. Барбаков, А. Н. Силин, С. Г. Симонов, С. Е. Сарсембекова, З. А. Арынова, М. Бар. 2011. С. 181-184. ↑
-
Ребцовский В.О. Социально-психологические методы управления персоналом в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА материалы 3-й Международной научно- практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2013. С. 243-247. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Ребцовский В.О. Социально-психологические методы управления персоналом в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА материалы 3-й Международной научно- практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2013. С. 243-247. ↑
-
Баринов И., Маслова С.И. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы формирования единого экономического пространства и социального развития в странах СНГ Материалы Международной научно-практической конференции. Научные редакторы: О. М. Барбаков, А. Н. Силин, С. Г. Симонов, С. Е. Сарсембекова, З. А. Арынова, М. Бар. 2011. С. 181-184. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Ребцовский В.О. Социально-психологические методы управления персоналом в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА материалы 3-й Международной научно- практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2013. С. 243-247. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Изд-во «Персэ». М.: 2011. – С. 112. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. Изд-во «Персэ». М.: 2011. – С. 112. ↑
-
Ребцовский В.О. Социально-психологические методы управления персоналом в организации // В сборнике: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА материалы 3-й Международной научно- практической конференции. Ответственный редактор Горохов А.А.. 2013. С. 243-247. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Практическая психология для экономистов и менеджеров: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. М.К.Тутушкиной. – СПб.: Дидактика Плюс, 2010. – С. 34. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Андреев Г.М. Социальная психология.- М: БЕК, 2010. – С. 34. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Андреев Г.М. Социальная психология.- М: БЕК, 2010. – С. 34. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Егорычева И. Стили управления. Личностный подход. Методика диагностики доминирующего стиля управления. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2008. – С. 23. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Григорчук Т., Бурхаев Д., Сарадов А. Научись управлять людьми! – М.: Феникс, 2010. – С. 112. ↑
-
Колколова А.М. Социально-психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Экономика и управление: современное положение Материалы и доклады IV международной молодежной научной конференции: В 2 частях. под общей редакцией А.Н. Сорочайкина. 2012. С. 58-61. ↑
-
Моисеева А.С. Психологические методы в управлении персоналом // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире Материалы VI международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Уварина Н.В.. 2014. С. 114-116. ↑
-
Составлено на основе штатного расписания. ↑