Файл: Формирование портфеля инновационных проектов и управление им (ОАО КБ "Аверс").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Разработка портфеля инновационных проектов развития ОАО КБ "Аверс"

Большинство российских банков, в том числе и КБ "Аверс", развивались из корпоративного сегмента, что позволило отечественной банковской системе в достаточно короткие сроки вырасти из небольших банков в достаточно крупные по российским меркам финансовые институты. С другой стороны, именно это историческое наследие в некоторой мере мешает развитию полноценной розницы в банках (см. рис.2.1).

Рис.2.1 Эволюция форм обслуживания отечественных банков

Развитие розничных операций практически всех универсальных банков начиналось с условно розничных операций, обслуживания зарплатных проектов корпоративных клиентов. Есть и исключения: Сбербанк, исторически ориентированный на частных клиентов; Русский Стандарт, первым начавший эру потребительского кредитования, и некоторые другие банки. Эти исключения подтверждают правило - первичность корпоративного бизнеса в российских банках. Руководители и владельцы банков понимают, что корпоративный сегмент в настоящее время уже поделен и переход крупных клиентов из банка в банк происходит очень редко. Новые крупные предприятия из маленьких фирм уже практически не вырастают, как это было несколько лет назад. В то время небольшая фирма могла дорасти до огромного предприятия за несколько лет и стать крупным для банка клиентом, т.е. банки выращивали для себя клиентуру. Созданная инфраструктура, первоначально направленная на работу с корпоративными клиентами в связи с развитием информационных технологий и перехода большинства клиентов на системы клиент-банк и интернет-банк, в некоторой степени освобождается. Поиск новых сегментов рынка привел большинство крупных и средних банков к работе с частными клиентами или к розничному бизнесу. Но обслуживание корпоративных и частных клиентов - достаточно сильно отличающиеся друг от друга процессы, что вызывает проблемы при определении места розничного бизнеса в действующей структуре банка.

Первоначально многие банки создавали для частных клиентов полноценные просторные отделения. Однако с течением времени это оказалось слишком дорого и неэффективно. Для частных лиц достаточно небольшого отделения с несколькими окошками, но при этом сеть таких отделений должна быть разветвленной. Для юридических лиц же необходимо небольшое количество просторных офисов с большим количеством специалистов разного профиля. Данные различия привели к разделению корпоративного и розничного блоков, так как в таком виде было легче и эффективнее координировать их деятельность.


В рамках разрабатываемого проекта или портфеля инновационных проектов предлагается сделать акцент на стратегической ориентации Банка на розничное направление бизнеса.

Авторы провели исследование рынка банковских продуктов Приволжского федерального округа (ПФО), в ходе которого были выявлены стратегии развития отдельных секторов розничного банковского сектора, представленные на матрице БКГ (см. рис.2.2).

С появлением многочисленных конкурентов доля рынка значительно уменьшилась, что незначительно повлияло на изменение объемов выдаваемых кредитов, т.к. услуги такого плана приобретают все большую популярность в России. К "звездам" 2011 года - автокредитам и экспресс-кредитам - в 2012-2014 гг. добавятся пластиковые карты. Менее перспективным остается направление денежных переводов среди физических лиц, однако о полном отказе от данной банковской услуги в ближайшей перспективе речи не идет. /15/

Рис.2.2. Стратегия развития отдельных секторов банковского ритейла ПФО и УФО

В соответствии с поставленной целью исследования - построение стратегии развития коммерческого банка "Аверс" как универсального диверсифицированного финансового института на пятилетний период - с 01.01.2014 по 31.12.2018, и проведенным выше глубоким анализом Банка, сформулируем стратегии, применяемые на исследуемой фирме (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Построение портфельной стратегии организации

Выясняемая область деятельности

Инструменты разработки стратегии

Возможные стратегические альтернативы

1. Общее направление развития организации в целом

Составление сценариев

Стратегии стабильности

2. Определение рынка и товара организации

Матрица "Товар/ Рынок"

Стратегии развития продукции и развитие рынка

3. Цели организации по отношению к конкуренции

Модель Портера

Стратегия оптимальных издержек, минимизация портфеля "плохих" кредитов (в первую очередь, по абсолютным значениям)

4. Оценка привлекательности сферы бизнеса

BCG, портфельная методика

Выявление приоритетных направлений банковского обслуживания

В соответствии с поставленной задачей по предложению портфеля инновационных проектов по развитию банковского ритейла КБ "Аверс" и в соответствии с выявленными тенденциями развития банковского сектора ПФО основной рекомендацией по портфельной стратегии развития банка "Аверс" является рост и увеличение доли рынка по продуктам, относящимся к "звездам" и "трудным детям". К ним относятся ипотечные продукты, пластиковые карты, дистанционное банковское обслуживание и доверительное управление, а также автокредиты.


Очевидно, что современный российский банк, являющийся лидером в своем регионе, такой, как КБ "Аверс", обязан следовать "мэйнстриму" развития банковского сектора.

Поэтому предлагается следующий портфель стратегий развития розничного банковского бизнеса для ОАО КБ "Аверс", включающий в себя:

  • расширение розничной сети Банка за счет открытия дополнительных офисов и операционных касс как начальных звеньев розничного бизнеса на территории Московской области (сроки открытия - 2017-2018 гг.),
  • интеллектуализация пользовательского (клиентского) интерфейса сайта - внедрение новых сервисов - оформление заявки на потребительский кредит, вызов кредитного эксперта на дом (сроки реализации - 2018 г.).
  • переход на эмиссию и эквайринг пластиковых карт международных платежных систем (2018-2019 гг.);
  • внедрение системы лояльности клиентов - кобрэндинговый проект банка "Аверс" с партнерами - торговыми сетями, кинотеатрами, магазинами, гипермаркетами (но только на основе платежной системы VISA);
  • внедрение в бизнес-процессы банка современных ГГ-платформ и технологий обслуживания, в частности, Интернет-эквайринг (сроки реализации - 2018-2019 гг.);
  • разработка и внедрение новых банковских продуктов - ипотечный ломбард (2018-2019);
  • открытие филиала в одном из регионов Поволжья (сроки реализации - 2018-2024 гг.), либо покупка местного банка с высоким уровнем региональной представленности либо относительно высокими рыночными долями (пример, ООО "ПромТрансБанк").
  • Далее детально рассмотрим каждый проект развития бизнеса КБ "Аверс".

1) Расширение розничной сети Банка за счет открытия дополнительных офисов и операционных касс как начальных звеньев розничного бизнеса на территории Московской области (сроки открытия - 2016-2018 гг.)

В настоящее время Банк имеет 18 региональных точек продаж и 7 операционных касс. Однако авторы считают, что помимо доп. офисов необходимо открытие операционных касс обслуживания вне кассового узла (ОКВКУ), которые специализируются на розничных услугах - оплата коммунальных услуг, платежи за кредиты и проч. Одно из главных преимуществ открытия операционных касс - низкая стоимость и быстрая окупаемость.

Авторы предлагают ежегодное открытие по одной ОКВКУ с 1.01.2014 г. по 1.01.2018 г. Суть предложения заключается в следующем. Объемы планируемых операций в операционной кассе - 900 000 долл. в год, из них VIP-клиентских операций - 500 000 долл., по операциям банка с прочими клиентами - 400 000 долл.

Прогнозная маржа по операциям составляет 0,04% по операциям с VIP-клиентами, 0,06% - по операциям с прочими клиентами.


Проведем оценку инвестиционного проекта Банка по открытию первой операционной кассы в 2014 году, произведя соответственно расчет NPV.

Формируемый денежный поток по проекту включает первоначальные инвестиционные затраты, планируемые к получению доходы по операциям, административно-хозяйственные расходы по содержанию операционной кассы (табл.2.3).

Таблица 2.3

Расчет показателя NPV для проекта открытия операционной кассы ОАО КБ "Аверс"

Наименование статьи

Сумма, руб.

Пояснение

Раздел 1

Курс, руб. /USD

24

Доходы по проекту, руб. год

1 144 000

Доход по операциям клиента

520 000

Доход по операциям банка

624 000

Раздел 2

Расходы по проекту, единовременно, руб.

763 843

Стоимость открытия оперкассы

763 843

Норматив

Раздел 3

Расходы по проекту, руб. /год

774 457

Зарплата

288 000

Зарплата двух кассиров (рента + компенсация подоходного налога)

Аренда и содержание помещений

73 840

Норматив стоимость аренды - 355 USD за 1 кв. м/ год. Размер арендуемой площади по ОК-ВКУ - норматив 8 кв. м.

Канцелярские расходы, переплетные работы

12 017

Норматив 18 USD на 1 сотрудника в квартал + бумага

Телефонные, телеграфные, почтовые переводы

3 600

Абонентская плата за 1 телефонный номер Башинформсвязь в месяц

Расходы на охрану и безопасность

125 000

Средняя стоимость охраны

Расходы на инкассацию

272 000

Льготный тариф банка 0,1% от суммы

Ставка дисконтирования

15%

Период окупаемости проекта

3 года

Показатель

Первоначальные инвестиции

2013

2014

2015

2016

Доход по операциям клиента

520 000

520 000

520 000

520 000

Доход по операциям банка

624 000

624 000

624 000

624 000

Доходы по проекту

1 144 000

1 144 000

1 144 000

1 144 000

Зарплата

288 000

288 000

288 000

288 000

Содержание персонала

0

0

0

0

Аренда и содержание помещений

73 840

73 840

73 840

73 840

Канцелярские расходы, переплетные работы

12 017

12 017

12 017

12 017

Телефонные, телеграфные, почтовые переводы

3 600

3 600

3 600

3 600

Расходы на охрану и безопасность

125 000

125 000

125 000

125 000

Расходы на инкассацию

272 000

272 000

272 000

272 000

Расходы по проекту, руб. мес.

774 457

774 457

774 457

774 457

Расходы по проекту, единовременно, руб.

763 843

Денежный поток

-763 843

369 543

369 543

369 543

369 543

Накопленный денежный поток

-763 843

-394 300

-24 757

344768

714 311

Дисконтный множитель

1,15

1,3225

1,520875

1,749

Дисконтированный денежный поток

-763 843

321 341

279 426

242 980

211 288

NPV

-763 843

-442 502

- 163 074

79 906

291 194


При требовании к доходности проекта 15% NPV больше 0 на третьем году его реализации, соответственно требования к окупаемости проекта удовлетворяются. Рассчитаем индекс рентабельности инвестиций: PI=843 747/ 763 843 = 1,105.

Так как PI >1, то предлагаемый проект прибыльный. Ставка IRR для данного проекта составляет 21%.

Так как NPV при ставке, равной требуемой норме доходности, положительна, то IRR должна превышать требуемую норму доходности, так как приравнять NPV к нулю можно лишь с помощью более высокой ставки дисконтирования. Для нашего проекта IRR немногим меньше 21%. Таким образом, по всем трем категориям следует принять проект.

2) Эмиссия и эквайринг пластиковых карт международных платежных систем (VISA).

По состоянию на 01.01.2015 года все региональные банки и филиалы иногородних банков (за исключением филиала "Россельхозбанк") осуществляют деятельность по эмиссии и эквайрингу банковских карт на территории Московской области. Участниками этой системы в регионе на 01.01.2015 года было эмитировано согласно отчетным данным 214,4 тыс. карт, что в 1,7 раза (на 89,4 тыс. шт.) больше, чем на 01.01.2014 года. Следует отметить, что кредитные организации региона более активно стали работать по данному вопросу. Если на 01.01.2014 года банковская карта приходилась на каждого девятого жителя региона, включая пенсионеров и детей, то на 01.01.2015 года - на каждого пятого.

Региональный рынок банковских карт представлен как российскими, так и международными платежными системами. В общем объеме эмитированных банковских карт в регионе 56,7% составляют карты международных платежных систем VISA International и Master Card Int. Из российских платежных систем по-прежнему по числу эмитированных карт в Московской области лидирует платежная система - АС Сберкарт, однако их доля продолжает снижаться. Банк "Аверс" успешно реализует национальный "пластиковый" проект "Золотая Корона", который предоставляет широкие возможности для обслуживания. Однако в условиях глобализации, высокой мобильности населения, сезонности использования карт вовремя отдыха и деловых поездок, возникает необходимость в использовании международных платежных инструментов.

Заключение

Большинство методов управления проектами направлено на улучшение функций планирования и контроля для отдельных проектов.

Управление проектами повсюду в в различных и отраслях того, чтобы их эффективнее успешнее достигать цели. Большинство управления проектами на улучшение планирования и для отдельных . В случае нескольких проектов возникали трудности планировании и ресурсов. Фактически проектами выполнялось, образом, средним нижним уровнями в различных и организациях. , компании и сейчас начинают , что реализация корпоративных стратегий быть понята сеть проектов , что управление может быть фактором для . Это приводит растущему интересу руководства к , методам и управления проектами.