Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях (Основные виды возникающих конфликтов в организации и их причины).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Природа конфликта в организации
1.1. Сущность, структура и функции конфликта в организации
1.2.Основные виды возникающих конфликтов в организации и их причины.
1.3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации
1.4. Управление конфликтами в организации
Глава 2. Методы изучения конфликта в организации на примере Туристской Компании Чемодан
2.1. Оценка уровня состоянии конфликта в организации
2.2. Исследование стратегий поведения с помощью методики К.Томаса
2.3. Исследование стрессоустойчивости сотрудников организации
4. Иерархия подчинения. Регулирование конфликта в деловых взаимоотношениях может быть эффективным при использовании реальной власти, соответствующей должностному статусу руководителя. Подчиненные должны четко понимать, перед кем должны персонально отчитываться. и чье распоряжение они выполняли и
6. Принуждение относится к властным мерам управления. Подчинение и принуждение эффективны в тех случаях, когда руководитель управляет сотрудниками, имеющими невысокий уровень квалификации и нарушающими дисциплину труда.
Заключение
В данной курсовой работе были даны определения конфликта, определены его сущностью, видами, причинами, стадиями развития и последствиями; рассмотрены методы управления конфликтами. Полученные знания закреплены на практике в ходе анализа конфликтной ситуации в организации Туристская компания Чемодан.
Из данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
У понятия "конфликт" имеет множество толкований и определений, но по большей степени авторы в своих научных исследованиях сходятся в следующем: конфликт – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
В понятии большинства в современном обществе понятие "конфликт" ассоциируется с агрессией, спорами, угрозами, враждебностью, и даже войной и т.п. Поэтому, бытует мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избежать и что конфликт следует немедленно разрешить при его возникновении.
Благодаря существующим установкам на конфликт как отрицательное явление большинство людей считает, что они не могут ими управлять и стараются их избежать, когда это возможно. Но конфликт плохо поддается коррекции, в тот момент, когда конфликт уже перешел в неразрешимую стадию. Это нужно знать, и руководители и сотрудники должны понимать, что конфликт может послужить ресурсом для развития и быть полезен для организации, если им грамотно управлять.
Управление конфликтом становится отдельной деятельностью по обеспечению развития конфликтного взаимодействия. Причем такого развития, чтобы был возможен переход от одной фазы конфликта к другой: от конфронтационной фазы через компромиссную к коммуникативной. При таком понимании конфликт становится естественным условием существования людей и превращается в инструмент развития организации.
В зависимости от того насколько эффективным будет управление конфликтом его последствия можно разделить на две противоположные категории: функциональные и дисфункциональные. Функциональные или позитивные последствия благоприятно влияют на деятельность организации, способствуют выявлению скрытых недостатков и просчетов в управлении. Дисфункциональные же последствия приводят к разобщенности коллектива, а чрезмерное обострение конфликтных ситуаций и длительное противостояние сторон может привести организацию к кризису и даже к распаду.
Руководитель, по ходу выполнения своих функций, часто оказывается втянутым в конфликт. И здесь уже все зависит от его компетенции и от умения управлять в конфликтных ситуациях. Другими словами можно сказать, что руководитель постоянно конфликтует. С одной стороны он вовлечен в дисфункциональные конфликты, в какой-то мере навязанные ему данной системой управления или администрацией, то есть привнесенные из вне. С другой стороны он участвует в конфликтах, которые могут быть следствием допущенных в управлении ошибок.
Сложность управления организационным конфликтом в том, что на том или ином этапе развития организации важнейшей задачей руководства может стать поддержание оптимального уровня позитивного конфликта. Так как отсутствие конфликтов порождает самодовольство работающих и особенно управленцев. Производственные конфликты не только неизбежны, но и необходимы. Главная задача руководителя состоит в том, чтобы не дать конфликту перейти с производственного на личностный и не дать ему разрушить годами сложившуюся совместимость коллектива.
Чтобы эффективно управлять развитием конфликта, необходимо с определись его составные части, причины и динамику развития. Недооценка роли конфликта может привести к тому, что его анализ будет проведен поверхностно, и сделанные на основе такого анализа выводы окажутся далеки от фактической обстановки. Переоценка значимости конфликта ведет к тому, что прилагаются усилия гораздо большие, чем это действительно необходимо в данной ситуации.
Для разрешения конфликтной ситуации необходимо ясно представлять причины, проанализировать интересы и позиций участников конфликта и сфокусировать внимание именно на интересах, так как в них заключено решение проблемы.
Каждый руководитель в какой-то мере должен быть психологом, так как правильно подобранный стиль руководства, благоприятный климат на рабочем месте, культура труда способствуют повышению качества и эффективности труда, оказывают значительное влияние на общие результаты деятельности организации. Поведение руководителя, его умение управлять подчиненными, здоровый психологический климат в коллективе способствуют росту производительности труда, развитию творческой инициативы работников и в итоге дают не меньший производственный эффект, чем механизация и автоматизация труда. Повседневная практика учит, что руководители, сумевшие добиться здоровых отношений в коллективе, наладившие прочный контакт и взаимоотношения между сотрудниками, добиваются лучших результатов в работе.
В целях совершенствования функционирования туристкой компании Чемодан, можно руководителю рекомендовать следующее:
2) ознакомить сотрудников организации с методами управления поведением в конфликтных ситуаций, которые предложены в форме опросов, анкет и сводных таблиц;
3) обязать сотрудников и руководителей организации осваивать методы разрешения конфликтных ситуаций и использовать их в трудовой деятельности;
4) в целях улучшения психологического климата в коллективе рекомендовано проведение тренингов по повышению психологических навыков уверенного поведения, по развитию поведенческих навыков в ситуации конфликта;
5) рекомендовано разработать систему морального и материального стимулирования труда, создать в коллективе атмосферу поддержки и взаимопонимания между сотрудниками и руководителем. Для достижения положительного результата руководителю рекомендовано чаще хвалить работников за успешную работу, объявлять благодарности, выплачивать премии.
Список используемой литературы
- Агеева, Л. Г. Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие /Л. Г. Агеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – с. 200
- Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 104 с.
- Варгина, Н. В. Доверие и контроль – не взаимоисключающие понятия/ Н.В. Варгина//Управление персоналом. – 2015. - №33. – с. 30 - 31.
- Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 79
- Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина 2-е изд. дополненное – СПб: Питер, 2008. - 480 с.
- Маркелов В.И. «Конфликтология в социальной работе» : конспект лекций. - Москва, 2012. - с. 245
- Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 112
- Михайлов М. «Война» с сотрудниками не вечна / М. Михайлов //Управление персоналом. – 2015. - №6. – с. 57-58.
- Полухина А.Н. Управление конфликтами в сфере кадрового менеджмента в сервисно-туристской организации /Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2005. с. 486-489.
- Проблемы современной экономики: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. - с. 95
- Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с.
- Сайт туристской компании Чемодан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chemodan.kz/ourteam.ph
- Ситникова О. Управление конфликтами // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2011. - №3 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/upravlenie-konfliktami-dokumenty-dlya-analiza-tekushchey-situacii
- Цой Л.Н. Практическая конфликтология. - М.: Глобус, 2008— с. 233.
- Цыбульская М.В. Яхонтова E.C., Конфликтология (Учебное пособие), [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/cgi-bin/lib.pl?func=book&level=&book=651, Москва, 2004.
Рисунок из источника: Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 35
Источник: Ситникова О. Управление конфликтами // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2011. - №3 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/upravlenie-konfliktami-dokumenty-dlya-analiza-tekushchey-situacii
Источник: Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 69-76
Стратегия поведения в конфликтной ситуации
(Тест К.Томаса)
Источник: Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. - с. 104-106
Тест-опросник на стрессоустойчивость Холмса и Раге.
Инструкция: Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз.
Интерпретация результатов Обработка проводится в форме сложения баллов событий, которые присутствовали в жизни тестируемого за последний год.
-
Проблемы современной экономики: материалы IV Mеждунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. - с. 95 ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.- с.11-13
-
Агеева, Л. Г. Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие /Л. Г. Агеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – с. 36 ↑
-
Цыбульская М.В. Яхонтова E.C., Конфликтология (Учебное пособие), [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/cgi-bin/lib.pl?func=book&level=&book=651, Москва, 2004. ↑
-
Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 16-17 ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011.- с.11-13 ↑
-
Агеева, Л. Г. А23 Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие /Л. Г. Агеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – с. 36 ↑
-
Агеева, Л. Г. А23 Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие /Л. Г. Агеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 200 с., с. 37 ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 104 с. , с.41 ↑
-
Агеева, Л. Г. А23 Конфликтология : краткий теоретический курс : учебное пособие /Л. Г. Агеева. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 200 с., с. 59-63 ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 104 с. , с.34-35 ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 104 с. , с.36 ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 104 с. , с.36 ↑
-
Цыбульская М.В. Яхонтова E.C., Конфликтология (Учебное пособие), [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-biblio.ru/cgi-bin/lib.pl?func=book&level=&book=651, Москва, 2004. ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 104 с. , с.70-80 ↑
-
Маркелов В.И. «Конфликтология в социальной работе» : конспект лекций. - Москва, 2012. - с. 164 ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – с.71 ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. - с.97 ↑
-
Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 22 ↑
-
Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 22 ↑
-
Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 24 ↑
-
Маркелов В.И. «Конфликтология в социальной работе» : конспект лекций. - Москва, 2012. - с. 167 ↑
-
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н. В. Гришина 2-е изд. дополненное – СПб: Питер, 2008. - 63 с. ↑
-
1. Сайт туристской компании Чемодан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chemodan.kz/ourteam.ph - (Дата обращения: 20.09.2016) ↑
-
Ситникова О. Управление конфликтами // Кадровик. Кадровое делопроизводство. 2011. - №3 // [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/upravlenie-konfliktami-dokumenty-dlya-analiza-tekushchey-situacii ↑
-
Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 72-75 ↑
-
Блюм, М.А. Управление конфликтами в коммерческой деятельности : учебное пособие / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 104 с., с. 37 ↑
-
Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с., с. 8-9 ↑
-
Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. - Казань: КНИТУ, 2012. – 212 с., с. 104-106 ↑
-
Цой Л.Н. Практическая конфликтология. - М.: Глобус, 2008— с. 171 ↑
-
Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 52-53 ↑
-
Голованова И.И. Методика управления конфликтами: Учебное пособие. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – с. 59-60 ↑
-
Варгина, Н. В. Доверие и контроль – не взаимоисключающие понятия/ Н.В. Варгина//Управление персоналом. – 2015. - №33. – с. 30 - 31. ↑
-
Михайлов М. «Война» с сотрудниками не вечна / М. Михайлов //Управление персоналом. – 2015. - №6. – с. 57-58. ↑