Файл: Учётная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические подходы к оценке налоговой нагрузки предприятия
1.1. Налоговая нагрузка предприятий в современных условиях
1.2. Налоговая политика предприятия и ее основные элементы
1.3. Методы управления процессом оптимизации налогообложения
2. Анализ и оценка налоговой нагрузки предприятия
2.1. Характеристика предприятия
2.2. Анализ налоговой нагрузки предприятия
3. Предложения по улучшению управления процессом налогообложения на предприятии
3.1. Разработка элементов учетной политики как метод оптимизации налогообложения
3.2. Способы усовершенствования управлением налогообложения предприятии
3.3. Анализ экономической эффективности предложений
Требования к управлению налогами, а также к организационной структуре налогового отдела различаются в зависимости от особенностей предприятия: сферы деятельности, размера предприятия, региона. Однако существуют стратегические вопросы, которые необходимо решать на любом предприятии.
Помимо подготовки налоговой отчетности и взаимодействия с налоговыми органами основными задачами, которые руководство обычно ставит перед налоговым отделом, являются оптимизация текущих платежей в бюджет и налоговой нагрузки, а также снижение налоговых рисков. При этом необходимо определить уровень налоговых рисков, которые компания готова принять, приемлемые схемы налогового планирования, а также готовность компании к изменению структуры бизнеса для целей налоговой оптимизации.
В целях рационализации распределения задач, прав и ответственности между различными специалистами при выполнении функций налогового менеджмента разработаем линейную карту распределения обязанностей по матричному методу (табл. 3.1).
Матрица показывает, кто и в какой степени принимает участие в подготовке решения и работе по его выполнению.
Таблица 3.1
Матрица принятия решения в процессе налогового планирования
ООО «Деловые линии»
Функции |
Совет директоров |
Генеральный директор |
Директор по экономике |
ПЭО |
Бухгалтерия |
Финансовый отдел |
Юридическая служба |
Налоговая группа |
Стратегические решения по снижению налогообложения |
Р, К |
П |
У, С |
У |
У |
У |
У |
У, И |
Исследование факторов внешней налоговой среды и налоговой политики государства |
К |
Р, С, К |
И |
И |
И |
У, П |
||
Формирования стратегических целей деятельности предприятия в области налогового планирования |
Р, К |
П, С, К |
У, И |
|||||
Обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее изменения в долгосрочном периоде |
Р |
И |
И |
И |
||||
Составление прогнозов налоговых обязательств организации, в т. ч. при наступлении форс-мажорных обстоятельств |
Р, К |
У |
С, И |
С |
С, И |
П |
||
Разработка схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков |
Р, К |
И |
И |
И |
И |
П, К |
||
Составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации |
Р |
И |
И |
П, К |
||||
Координация стратегических и операционных схем |
К |
Р |
У, С |
С |
С |
С |
П, И |
|
Разработка системы мероприятий по налоговой оптимизации |
Р |
К |
С |
С |
С |
С |
П, И |
|
Прогноз эффективности применяемых мер |
Р |
И |
П |
|||||
Оценка риска различных программ действий |
Р |
И |
И |
И |
И |
И |
||
Включение налогов в бюджет и планирование |
К |
И |
И |
|||||
Правильность расчетов и документации |
И |
К |
||||||
Еженедельный мониторинг нормативно-правовой базы, определение базы налоговых отчислений и ставок налогообложения |
К |
И |
И |
И |
||||
Ведение календаря налогоплательщика |
И |
|||||||
Контроль за своевременностью и правильностью расчетов, составления первичной документации, ведения бухгалтерских регистров, исполнения налоговых обязательств |
Р |
И |
И |
Р - принятие решения. На основе подготовленной информации первый руководитель или его заместители осуществляют акт решения;
П - подготовка решения. Комплексная подготовка решения с привлечением указанных в матрице подразделений или должностных лиц;
У - участие в подготовке решения, заключающегося в подготовке отдельных вопросов или информации по поручению подразделений или должностного лица, ответственного за подготовку решения;
С - обязательное согласование на стадии подготовки решения или его принятия;
И - исполнение решения;
К - контроль исполнения решения.
Она отражает объем и характер полномочий, реализуемых каждым должностным лицом при совместном участии в реализации функций налогового планирования, когда области полномочий и ответственности двух или нескольких лиц пересекаются. Матрица уточняет полномочия при распределении между ними общей работы. Овладение этим методом должно способствовать более качественному решению вопросов распределения задач, прав и ответственности в системе планирования налоговых платежей. Как видно по данным таблицы, налоговый отдел в основном подготавливает решения, связанные с налоговым планированием, и исполняет их, после утверждения руководством ООО «Деловые линии».
Важным этапом постановки налогового планирования на предприятии является организация работы по формированию, ведению и хранению базы данных планово-экономической информации, внесению изменений в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке налоговых данных. Данная работа состоит, во-первых, в сборе и обработке практического опыта по внедрению тех или иных мероприятий по налоговой оптимизации, формированию банка статей и научных работ по заданной тематике, во-вторых, в анализе с помощью средств вычислительной техники основных индикаторов налогового планирования и принятии на основе этого анализа заключений по формам и методам реформирования системы планирования налоговых отчислений; и, в-третьих, в обработке статистической налоговой информации с использованием прикладных программных продуктов, таких как: Microsoft Excel, Microsoft Access, FoxPro. Кроме того, для автоматизации процесса бюджетирования могут использоваться пакеты программ бизнес-планирования: MS Project 2000, Expert Project 5, , Налоговый вестник, QuickTax HeadStart 1995, Small Business Tax Organizer, TimeLine 5.0 и другие. А также автоматизированные системы ведения бизнес-процесса: 1С-Рарус, Галактика, БЭСТ, RAP3, Scala и т.п. системы.
Далее в работе рассчитаем экономическую эффективность предложенных мероприятий.
3.3. Анализ экономической эффективности предложений
В качестве основных направлений оптимизации налогообложения в работе были предложены:
1. Налоговая экономия при выборе оптимального способа оценки материальных запасов.
2. Налоговая экономия за счет применения метода учета сложных (составных, многокомпонентных) основных средств.
3. Налоговая экономия за счет применения нелинейного способа амортизации.
4. Налоговая экономия от создания резерва по сомнительным долгам на анализируемом предприятии.
Рассчитаем экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Налоговая экономия при выборе оптимального способа оценки материальных запасов может быть оценена путем сравнения налоговых обязательств организации при использовании способа оценки по средней стоимости (который сглаживает влияние динамики цен на налоговые обязательства) и способа, ведущего к налоговой экономии (ФИФО или средней стоимости).
Налоговая экономия Sm, получаемая в случае применения способа ФИФО, рассчитывается по следующей формуле:
(3.1)
если цены на ТМЦ растут, то:
где rpr – ставка налога на прибыль;
– стоимость остатка материальных запасов при оценке способом ФИФО;
– стоимость использованных материальных ценностей при оценке ФИФО;
– стоимость остатка материальных запасов при оценке по средней стоимости;
– стоимость использованных материальных ценностей при оценке по средней стоимости;
Для принятия решения о внесении изменения в учетную политику оценим возможные налоговые последствия выбора способа ФИФО, а также следствия принятия альтернативного варианта оценки товаров по средней стоимости.
Расчет стоимости МПЗ разными методами в 2018 г. представлен в таблицах 3.2-3.3.
Указанные таблицы составлены на основе аналитических регистров к счету 10 «Материалы» за 2016-2017 г. и планируемых темпов роста расхода МПЗ и остатков запасов.
Таблица 3.2
Расчет стоимости материальных запасов способом ФИФО на 2018 г.
период |
Приход за период |
Расход за период |
Остаток на конец периода |
||||||
Кол-во |
цена |
Стоим. |
Кол-во |
цена |
Стоим. |
Кол-во |
цена |
Стоим. |
|
На начало года |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
150 |
100 |
15000 |
1 квартал |
60 |
110 |
6600 |
30 |
100 |
3000 |
180 |
103,33 |
18600 |
2 квартал |
40 |
120 |
4800 |
50 |
100 |
5000 |
170 |
108,24 |
18400 |
3 квартал |
70 |
130 |
9100 |
70 |
100 |
7000 |
170 |
120,59 |
20500 |
4 квартал |
50 |
140 |
7000 |
60 |
110 |
6600 |
160 |
130,63 |
20900 |
Остаток |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
160 |
130,63 |
20900 |
Итого: |
220 |
- |
27500 |
210 |
102,86 |
21600 |
- |
- |
- |
Согласно расчету по таблице 3.2 стоимость списанных на себестоимость материалов при использовании способа ФИФО в 2015 году составит 21600 тыс. руб., стоимость остатка материалов – 20900 тыс. руб.
Таблица 3.3
Расчет стоимости материальных запасов по средним ценам в 2019году
период |
Приход за период |
Расход за период |
Остаток на конец периода |
||||||
Кол-во |
цена |
Стоим. |
Кол-во |
цена |
Стоим. |
Кол-во |
цена |
Стоим. |
|
На начало года |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
150 |
100 |
15000 |
1 квартал |
60 |
110 |
6600 |
30 |
102,86 |
3085,71 |
180 |
102,86 |
18514,29 |
2 квартал |
40 |
120 |
4800 |
50 |
105,97 |
5298,70 |
170 |
105,97 |
18015,59 |
3 квартал |
70 |
130 |
9100 |
70 |
112,98 |
7908,71 |
170 |
112,98 |
19206,88 |
4 квартал |
50 |
140 |
7000 |
60 |
119,12 |
7147,33 |
160 |
119,12 |
19059,55 |
Остаток |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
160 |
||
Итого: |
220 |
- |
27500 |
210 |
111,62 |
23440,45 |
- |
- |
- |
При оценке по средней стоимости по данным таблицы 3.3, стоимость списанных материалов в 2018 году составит 23440,45 тыс. руб., а остатка – 19059,55 тыс. руб.
Использование способа средней стоимости приведет к налоговой экономии (по сравнению с методом ФИФО), которая при условии, что ставка налога на прибыль 20%, составит:
Sm=0,20(26400-21600)-0,20(20900-16100)/2=576 тыс. руб.
Таким образом, можно рекомендовать Главному бухгалтеру ООО «Деловые линии» пересмотреть учетную политику организации со следующего финансового года с целью изменения способа учета материалов, списываемых на производство. При этом в условиях инфляции рекомендуется учитывать их по методу средней стоимости. В 2018 году величина налоговой экономии составит 576 тыс. руб.
С учетом роста цен на товарно-материальные ценности (примем инфляцию равной 10% в год) и развитию производства ООО «Деловые линии», планируется, что расход и остатки запасов товарно-материальных ценностей с каждым годом будут увеличиваться на 15%. Соответственно, будет увеличиваться и налоговая экономия.
В 2019 году налоговая экономия от применения метода средней стоимости составит:
5761,15=662,4 тыс. руб.
В 2017 году:
662,41,15=761,8 тыс. руб.
Рассчитаем налоговую экономию от применения метода учета сложных (составных, многокомпонентных) основных средств.
В 2020 году ООО «Деловые линии» приобрела многокомпонентные основные средства на сумму 182 тыс. руб., которые были учтены как основные средства. При этом в целом в 2017 году предприятием было приобретено основных средств на сумму 1580 тыс. руб. Таким образом, в среднем можно принять, что стоимость многокомпонентных основных средств в общей стоимости основных средств составляет:
182/1580100%=11,52%.
Опираясь на стратегический план развития предприятия «Деловые линии», согласно которому на покупку основных средств в 2018 году планируется потратить 1900 тыс. руб., в 2019 году – 2200 тыс. руб., в 2020 году – 2500 тыс. руб., рассчитаем примерную налоговую экономию от учета списания их на расходы в момент приобретения (с условием, что доля многокомпонентных основных средств в общей стоимости основных средств останется на уровне 2017 года):
в 2018 году: 19000,11520,24=52,5 тыс. руб.
в 2019 году: 22000,11520,24=60,8 тыс. руб.
в 2020 году: 25000,11520,24=69,1 тыс. руб.
Рассчитаем налоговую экономию от применения нелинейного способа амортизации.
Планируется, что в 2018 году амортизационные отчисления составят 6520 тыс. руб.
При применении нелинейного способа амортизации ожидается увеличение амортизационных отчислений на 10% ежегодно. Таким образом, годовой размер налоговой экономии в 2019 году от данного мероприятия составит:
65200,10,24=156,5 тыс. руб.
По расчетам бухгалтерии величина налоговой экономии от применения нелинейного способа амортизации в 2019 и 2020 годах будет снижаться на 5% (так как основной эффект от нелинейного способа амортизации ощущается вначале его использования).
Таким образом, налоговая экономия по данному мероприятию в 2019 году планируется в размере: 156,50,95=148,7 тыс. руб.
В 2020 году: 148,70,95=141,3 тыс. руб.
Рассчитаем налоговую экономию от создания резерва по сомнительным долгам на анализируемом предприятии.
Прогнозируется, что величина сомнительных долгов ООО «Деловые линии», отраженная по дебету счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», по состоянию на конец 2020 г. составит 3817 тыс. руб. Поэтому мы можем рекомендовать руководству создать резерв по сомнительным долгам. Налоговая экономия при образовании резерва по сомнительным долгам в сумме 3817 тыс. руб. составит: