Файл: Учётная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность работы. Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и «ухудшению» других. Это означает, что дифференциация ставок налогов проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам группе относится предприятие, но она не зависит и не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит налог.

Налоги, таким образом, являются необходимым звеном экономических отношений в обществе, развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В настоящее время в РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги, а также специальные налоговые режимы и взносы во внебюджетные фонды.

Правила начисления и уплаты конкретных налогов регламентируются частью второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)[4]. Несмотря на то, что в настоящее время законодательство по налогам несовершенно, постоянно дорабатывается, в него вносятся изменения, в том числе и существенно меняющие порядок исчисления и учета тех или иных налогов, я хотела бы отметить, что совершенствование механизма правового регулирования налогообложения в целом достигается посредством развития конституционных основ налогообложения, установления все более четких условий взимания налогов и иных обязательных платежей, реализации правовых мер по осуществлению налогово-бюджетного федерализма.

Все вышесказанное определяет актуальность темы, круг раскрываемых в данной работе вопросов и логическую схему ее построения.

Целью исследования является анализ современных принципов налогообложения на примере конкретного предприятия и разработка рекомендаций по совершенствованию его налоговой политики.

Для достижения цели работы были сформулированы и решены следующие задачи:

  • дана характеристика налоговой системы РФ на современном этапе;
  • раскрыто понятие и сущность налоговой политики и ее основных элементов;
  • исследованы методы управления процессом оптимизации налогообложения;
  • дана характеристика предприятия – объекта исследования;
  • проведен анализ налоговой нагрузки и налоговой политики анализируемого предприятия;
  • разработаны практические рекомендации по совершенствованию налогообложения предприятия и снижения его налоговой нагрузки.

Объект исследования - ООО «Деловые линии». Основная сфера деятельности предприятия – грузовые перевозки.

Предметом исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе исчисления и уплаты налогов.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. При этом были использованы источники учебной, монографической и периодической литературы, методические материалы по вопросам формирования и исчисления различных налогов. Широко использованы и проанализированы фактические материалы и доклады Министерства финансов РФ, МНС РФ.

Говоря об авторах, занимающихся этой проблемой, необходимо упомянуть таких экономистов, как Вальт Л.О, Демин А.В., Кучеров И.И., Кучерявенко Н.П., Марьяхин Г.Л., Окунева Л.П., Пепеляев С.Г., Соколов А.А. и другие. В их работах проанализированы основные аспекты формирования налоговой системы РФ и других государств, даны характеристики основных налогов, раскрыты существующие противоречия в действующей в нашей стране системе налогообложения и представлены основные направления ее совершенствования.

1. Теоретические подходы к оценке налоговой нагрузки предприятия

1.1. Налоговая нагрузка предприятий в современных условиях

Содержание понятия "налог" раскрывается в его элементах. Эти элементы образуют состав или структуру налога. Впервые бегло о составе налога сказал А. Смит, включив в него следующие элементы: размеры налога, время его уплаты, порядок исчисления налога.

Вопрос о составных (структурных) частях налога разрабатывался в отечественной экономической науке и науке финансового права на протяжении всего ХХ века [50, с. 17].Элементы налога исследуются современными специалистами налогового права, хотя следует признать, что эти исследования не показывают весь состав налога[45, с. 41].

Элементы налога - это установленные налоговым законодательством составные части налога, без которых налог не может быть установлен государством и эффективно "работать". Элементы налога - это его части, характеризующие понятие налога с точки зрения его расчлененности, внутренней упорядоченности и целостности[19, с. 44-53].


Состав налога можно рассматривать в узком и широком плане. Статья 17 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), рассматривая состав налога в узком плане, указывает: "Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения: налоговая ставка; порядок исчисления налога; время (сроки) уплаты налога". Данная статья во второй части увеличивает число элементов, включая в состав налога налоговые льготы.

Однако в широком плане состав налога представляет собой максимально развернутый перечень элементов, который должен иметь в виду каждый политик, парламентский депутат, законодатель, предлагая и устанавливая тот или иной налог. Такой состав налога включает в себя следующие элементы: нормативное основание; субъект налогообложения; объект налогообложения; размер налога; налоговые льготы; порядок уплаты налога; время (сроки) уплаты; ответственность за совершение налогового правонарушения; право налогоплательщика обжаловать действия налоговых органов. Охарактеризуем вкратце каждый из названных элементов.

Нормативное основание налога. Нормативным основанием налога является закон. Установить налог (и сбор) можно только законом. Налог является частью имущества налогоплательщика, которая изымается у него государством. "Высшая власть, - писал английский философ Дж. Локк, - не может взять ни у какого человека частицы имущества без его согласия"[33, с. 80]. Но это согласие каждый гражданин дает через своих представителей в парламенте путем принятия закона о каждом налоге. Иначе говоря, на взимание каждого налога должно быть дано согласие всего народа, выражающего свою волю через представительный (законодательный) орган.

Если говорить о Российской Федерации, то, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, установить налог в стране можно только законом, принятым Государственной Думой. Среди законодательных актов, устанавливающих налоги в Российской Федерации, особое место занимает НК РФ, поскольку в нем определены принципы построения, структура и механизм функционирования налоговой системы, установлен перечень федеральных, региональных и местных налогов, методы и способы их взимания, система органов, осуществляющих наблюдение за уплатой налогов.

Нормативное основание - базовый элемент налога, определяющий все другие элементы [22, с. 53]. Можно говорить о следующих императивах данного элемента:

- налоги (и сборы) устанавливаются в Российской Федерации представительными (законодательными) органами государственной власти;


- налоги (и сборы) устанавливаются и вводятся в форме законов о налогах с соблюдением соответствующих процедур;

- при установлении налога должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог.

Вместе с тем следует отметить, что органы исполнительной власти всех уровней в предусмотренных законом случаях вправе издавать подзаконные нормативные акты по вопросам, связанным с налогообложением.

Субъект налога (налогоплательщик). Важное значение имеет элемент, указывающий, на какое лицо падает налог. Согласно ст. 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются физические лица и организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Следующие основные признаки характеризуют любого налогоплательщика: налогоплательщиком может быть признано лицо (гражданин, предприятие, учреждение), имеющее самостоятельный источник дохода: прибыль, заработную плату, недвижимость. Другой признак: налог уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика путем удержания налога у источника выплаты дохода или непосредственно самим налогоплательщиком, в том числе посредством перечисления денег со своего счета в банке. Третий признак: не существует универсального плательщика налогов. Применительно к каждому налогу устанавливается конкретный круг плательщиков. Например, согласно ст. 388 НК РФ, плательщиками земельного налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками на праве собственности. И еще один существенный признак: НК РФ относит каждого налогоплательщика либо к физическим лицам, либо к организациям.

К физическим лицам - налогоплательщикам относятся:

- граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- лица без гражданства;

- индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица.

Налоговая обязанность возникает и регулируется независимо от принадлежности к гражданству физического лица, находящегося на территории Российской Федерации. Для налогового закона значение имеет источник дохода: каждый, кто находится на территории России и имеет источник дохода, должен исполнять налоговую обязанность [30, с. 418].

В зависимости от срока пребывания на территории Российской Федерации физические лица - налогоплательщики подразделяются на две группы. К первой относятся физические лица - налоговые резиденты, имеющие постоянное местопребывание в Российской Федерации и проживающие на ее территории не менее 183 дней в течение следующих 12 месяцев.


К другой группе относятся физические лица - нерезиденты, проживающие на территории Российской Федерации менее 183 дней в течение следующих 12 месяцев. Это деление важно в том отношении, что у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на территории России, так и вне ее, и они исполняют полную налоговую обязанность. У нерезидентов налогообложению подлежат только доходы, полученные из источников в Российской Федерации. Нерезиденты исполняют ограниченную налоговую обязанность.

С какого возраста физические лица уплачивают налоги? Налоговая правоспособность возникает с рождением физического лица. Налоговые права и обязанности могут существовать у малолетнего ребенка при наличии имущества, доставшегося ему по наследству. В данном случае можно говорить о неполной налоговой дееспособности: права и обязанности малолетнего ребенка реализуются его законными представителями. Достижение полной налоговой дееспособности наступает у физических лиц с 16 лет, когда закон разрешает вступать в трудовые отношения, иметь самостоятельный источник дохода и своими действиями осуществлять (без согласия законных представителей) налоговые права и обязанности [25, с. 126-127].

К другому виду налогоплательщиков НК РФ относит организации. Основным признаком, по которому организация (предприятие, учреждение, общественное объединение) становится субъектом налогового права, т.е. налогоплательщиком, является наличие самостоятельного источника дохода (накопление, прибыль), часть которого в виде налога поступает в непосредственное распоряжение государства - в бюджетные и внебюджетные фонды. Так, налоги может уплачивать бюджетное учреждение: например, высшее учебное заведение, если оно обучает часть студентов на платной основе и имеет соответствующие доходы.

В налоговом праве понятие "организация" соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. К выступающим в качестве налогоплательщиков организациям относятся: российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Основная обязанность налогоплательщика, как физического лица, так и организации, - это обязанность уплатить законно установленные налоги (сборы). Такая обязанность имеет конституционный характер: в ст. 57 Конституции РФ [1] закреплено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. НК РФ закреплены также другие обязанности налогоплательщика: встать на учет в налоговых органах; вести учет своих доходов и расходов; представлять в налоговый орган по месту учета налоговую декларацию и т.д.