Файл: АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
1.1 Процесс принятия управленческих решений: сущность и его основные принципы
1.2 Методы анализа в процессе принятия управленческих решений
2.1 Общая характеристика системы менеджмента тур – фирмы ОООPegasTouristik
2.2Управленческие решения, направленные на развитие турфирмы РegasTouristik
2.3 Особенности разработки управленческих решений турфирмы РegasTouristik и основные процедуры
В качестве экспертов могут выступать как внутренние специалисты (работники предприятия), так и привлеченные извне (консультанты, эксперты, советники). Однако, несмотря на большое распространение, экспертные оценки имеют свои недостатки. Экспертные оценки, выполненные в разное время даже одним специалистом, могут значительно отличаться друг от друга. Объясняется это многими психологическими и физиологическими особенностями человека, например, переключением его внимания на другие проблемы, изменением круга его должностных обязанностей, влиянием окружающих лиц и обстоятельств, дополнительной и новой информации [36, c. 202].
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ТУР – ФИРМЫ ОООPEGASTOURISTIK
2.1 Общая характеристика системы менеджмента тур – фирмы ОООPegasTouristik
Рассмотрим особенности интерпретации данных терминов на примере турагентства PegasTouristik.
PEGAS Touristik - один из лидеров российской туристической отрасли и одна из крупнейших международных туристических компаний. История компании началась в последней четверти ХХ века.
PEGAS Touristik сегодня – это современная универсальная туристическая компания, которая предлагает широкий спектр услуг для всех групп клиентов, активно участвует в социальной и экономической жизни страны.
Услуги турагентства: пляжный и оздоровительный отдых; путешествия по России; экскурсионные туры; путешествия в экзотические страны; автобусные туры по России, Европе и СНГ.
Профессиональные консультанты турагентства помогают с выбором путешествий, которые предлагают сегодня ведущие туроператоры. Каждый клиент получит исчерпывающую информацию относительно новых туристических маршрутов, стоимости и наличия авиабилетов, цен на размещение в отелях, возможности купить путевку дешевле, приняв участие в акциях туроператоров.
Туристическое агентство работает исключительно с надежными туроператорами, заработавшими безупречную репутацию на рынке оказания туристических услуг.
Проанализируем в таблице 2.1 окружение тур - фирмы.
Таблица 2.1. - Характеристика окружения предприятия
Элементы окружения |
Характеристика |
Основные конкуренты |
ТурМаркет, Океан, Кенгуру |
Ключевые потребители |
40% отдельные лица, 60% групповые заказы (школьники, предприятия организуют для персонала отдых) |
Ключевые поставщики |
Промышленные предприятия, ученые заведения |
Товары-заменители |
Спортивные занятия, любой активный отдых, самостоятельные поездки потенциальных клиентов к близким в курортные города |
Потенциальные конкуренты |
Многочисленные небольшие тур – фирмы, а также наличие родственников у клиентов в курортных регионах и предприимчивость отдельных лиц, желающих отдохнуть самостоятельно |
Рассмотрим в таблице 2.2 видение и миссию тур – фирмы.
Таблица 2.2. - Разработка видения и миссии предприятия (с примером)
Стратегическое видение предприятия |
Миссия предприятия при комбинированном подходе |
Окончательная формулировка миссии |
Быть лучшей туристической компанией в России по качеству обслуживания и реализуемым тур – продуктам |
Осуществлять реализацию тур – продуктов необходимого качества в нужное время по доступным ценам, сопровождая обслуживание полноценными консультациями |
Предоставлять клиентам тур - продукцию, которую они захотят приобрести, и увеличивать общую потребность в активном отдыхе |
Проведя анализ видения и миссии функционирования компании рассмотрим целевые установки в таблице 2.3, а также отредактируем их с учетом изменения в международной политике.
Таблица 2.3. - Изменение стратегических целей предприятия
Существующие стратегические цели |
Новая редакция стратегических целей |
Расширить рынок сбыта тур – услуг в Украине, что увеличит объемы продаж на 5% Активизировать клиентов из стран дальнего зарубежья, что улучшит финансовые результаты деятельности компании; |
В связи с политическими событиями в Украине, а также введенными экономическими санкциями можно предложить следующие целевые установки: - открыть сеть своих представительств в Средней Азии, Крымском округе; - выйти на рынки стран Юго- Восточной Азии, Индии, тропической Африки |
Декомпозируем представленные в таблице 2.3 цели по видам ресурсов в таблице 2.4.
Таблица 2.4. - Изменение стратегических целей предприятия
Стратегические цели предприятия |
Функции предприятия |
Функциональные стратегии предприятия |
Открыть сеть своих представительств |
- маркетинг |
Провести широкую рекламную кампанию на рынках стран – соседей и Республики Крым, разработать систему скидок |
Открыть сеть своих представительств |
- производство |
Необходимо разработать уникальные туры по известным достопримечательностям, при этом выделив каждый тур чем-то особенным |
Выйти на рынки стран Юго- Восточной Азии, Индии, тропической Африки |
- персонал |
Обучить персонал языкам стран, на которые рынки которых планируется выйти |
Открыть сеть своих представительств |
- финансы |
Так как рынки являются мало исследуемыми, то целесообразно мероприятия осуществлять за счет собственной прибыли компании, заемный капитал пока не использовать |
Выйти на рынки стран Юго- Восточной Азии, Индии, тропической Африки |
- менеджмент |
Необходимо привлечь из вузов России специалистов по менеджменту туризм, при этом желательно чтоб они были выходцами из стран, с которыми будет работать компания |
Открыть сеть своих представительств |
- культура |
С целью формирования положительного имиджа рекомендуется изучить традиции и обычаи соседних стран |
2.2Управленческие решения, направленные на развитие турфирмы РegasTouristik
Рассмотрим альтернативы с целью определения наиболее выгодного направления развития.
Альтернатива 1 рассчитана на 3 года, сущность состоит в следующем: весь административный персонал постепенно проходит обучение за счет компании, затем применяют полученные навыки в практике хозяйствования, что существенно улучшит качество обслуживания и повысит финансовые результаты деятельности.
Альтернатива 2 является продолжением альтернативы 1, рассчитана также на 3 года, подразумевает под собой внедрение программного обеспечения для внедрения бюджетирования, что позволит установить контроль за расходованием ресурсов и снизит себестоимость, это в свою очередь приведет улучшению финансовых результатов тур - фирмы.
Альтернатива 3 представляет собой проведение анализа рыночной конъюнктуры стран «ближнего зарубежья», строительство филиалов компании, проведение рекламных мероприятий, что приведет к увеличению объемов продаж и улучшению финансовых результатов тур - фирмы. Срок реализации данной альтернативы – 3 года.
Для оценки эффективности ассортимента используем матрицу БКГ.
Таблица 2.5. - Расчетные данные для построения матрицы Бостон Консалтинг Групп
Семейные путевки |
Детские путевки |
Индивидуальные туры |
Групповые туры |
|
Темпы роста рынка, % |
9.3 |
13.3 |
(1.1) |
12.8 |
Относительная доля рынка |
20.14 |
25.5 |
16.34 |
38.02 |
Доля прибыли, % |
25.6 |
25.4 |
24.2 |
24.8 |
Трудныедети
Звезды
Хромые собаки
Дойныекоровы
рост
доля
Рисунок 2.1. – Матрица Бостон Консалтинг Групп
1 – семейные туры
2 – детские туры
3 – индивидуальные туры
4 – групповые туры
При построении матрицы БКГ используем следующую методику:
долю рынка определим как среднее от максимального значения параметра (1.43 : 2 ≈ 0.75 балла)
темп роста рынка вычислим как среднее от максимального значения критерия (15.7 : 2 ≈ 8 баллов).
Затем соотносим значения по каждому виду услуг и согласно координат размещаем по секторам виды услуг.
Значение матрицы БКГ состоит в том, что она позволяет оптимизировать ассортимент предлагаемой продукции и максимально эффективно распределить ресурсы предприятия.
Как показывает матрица Бостон Консалтинг Групп (рисунок 3.1), большая часть ассортимента продукции относится к категории «Звезды»:
- детские туры (24.6%)
- индивидуальные туры (27.5%)
Общая масса продукции данного класса составляет 52.1%, что составляет большинство ассортимента. Семейные туры являются «знаками вопроса» в ассортименте и составляют 23.6%, то есть довольно значимую величину, кроме того, данными услугами пользуется постоянная клиентура.
Я считаю, что руководству компании необходимо уделить значительную часть средств на Интернет – рекламу, что позволит увеличить число клиентов и провести анализ эластичности спроса на услуги с целью формирования гибкой ценовой политики.
Для определения стратегии развития составим таблицу 2.6.
Таблица 2.6. - Выбор стратегии предприятия
Стратегические альтернативы |
Достигаемые результаты при реализации стратегической альтернативы |
Сложности и риски реализации стратегической альтернативы |
Отнесение стратегической альтернативы в перечень |
|
для реализации (знак +) |
потенциально возможные (знак ‑ ) |
|||
Стратегии SO Внедрение системы бюджетов |
80 тысруб |
+ |
||
Стратегии ST Обучение административного персонала |
160 тысруб |
1) Возможность увеличения стоимости повышения квалификации 2) Отвлечение специалистов от производственного процесса может привести к ухудшению качества обслуживания |
+ |
|
Стратегии WO Расширение сети представительств, активная рекламная компания |
130 тысруб |
+ |
||
Стратегии WT 1. 2. 3. |
Рассмотрим более подробные указанные альтернативы.
Таблица 2.7. – Прогноз финансовых результатов реализации стратегической альтернативы 1
Показатель |
Период 0 |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Выручка, тысруб |
- |
182 |
182 |
182 |
Издержки производства, тысруб |
81 |
81 |
81 |
81 |
Балансовая прибыль, тысруб |
- |
101 |
101 |
101 |
Налог на прибыль, тысруб |
- |
20.2 |
20.2 |
20.2 |
Чистая прибыль, тысруб |
(81) |
80.8 |
80.8 |
80.8 |
Чистая прибыль нарастающим итогом, тысруб |
(81) |
(0.2) |
80.6 |
161.4 |
Таблица 2.8. – Прогноз финансовых результатов реализации стратегической альтернативы 2
Показатель |
Период 0 |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Выручка, тысруб |
- |
78 |
78 |
78 |
Издержки производства, тысруб |
81 |
20 |
14 |
- |
Балансовая прибыль, тысруб |
- |
58 |
64 |
78 |
Налог на прибыль, тысруб |
- |
11.6 |
12.8 |
15.6 |
Чистая прибыль, тысруб |
(81) |
46.4 |
51.2 |
62.4 |
Чистая прибыль нарастающим итогом, тысруб |
(81) |
(34.6) |
16.6 |
79 |
Таблица 2.9. – Прогноз финансовых результатов реализации стратегической альтернативы 3
Показатель |
Период 0 |
Период 1 |
Период 2 |
Период 3 |
Выручка, тысруб |
- |
400 |
400 |
400 |
Издержки производства, тысруб |
700 |
50 |
58 |
58 |
Балансовая прибыль, тысруб |
- |
350 |
342 |
342 |
Налог на прибыль, тысруб |
- |
70 |
68.4 |
68.4 |
Чистая прибыль, тысруб |
(700) |
280 |
273.6 |
273.6 |
Чистая прибыль нарастающим итогом, тысруб |
(700) |
(420) |
(146.4) |
127.2 |
Расчет показателей прогнозной реализации альтернатив развития компании показал, что наиболее выгодным является проект 1, то есть повышение квалификации персонала с целью улучшения обслуживания посетителей тур - фирмы.