Файл: АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы «Процесс построения модели управленческого решения» является актуальной на современном этапе развития туристического бизнеса в Российской Федерации и представляет интерес как для экономистов – теоретиков, так как в работе рассмотрены теоретические аспекты управления стратегическими позициями предприятия, так и для менеджеров, поскольку в работе освещены вопросы проведения стратегического анализа.

Актуальность темы вызвана тем, что современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления.

Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Многие руководители, имеющие опыт планирования, и просто энергичные люди не добиваются желаемого успеха из-за того, что распыляют свои силы, стремясь охватить как можно больше рынков, произвести как можно больше разнообразных продуктов и удовлетворить потребности различных групп клиентов. Для успеха же необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная методика принятия управленческих решений. Иными словами, кто наиболее тщательно подходит к процессу принятия управленческих решений, тот быстрее достигает успеха.

Таким образом, сложность теоретических и практических проблем стратегического управления делает актуальной необходимость создания цельной теории формирования стратегии.

При написании курсовой работы были использованы: работы по проблемам оценки стратегических позиций предприятия (Белых Л. П., Федотова М. А., Бобылева А. З., Моисеева Н. К.); труды известных отечественных и зарубежных специалистов в области стратегического планирования (Алексеева М. М., ГерчиковаИ. Н., Мескон М., Басовский Л. Е., Грузинов В. П.); работы исследователей относительно оценки стратегических позиций предприятия (Градов А. П., Уткин Э. Л., Виханский О. С., Наумов А. И.). В современных условиях стратегическое управление следует рассматривать как фундаментальную основу любой эффективной системы управления организацией.

Целью написания курсовой работы является изучение особенностей организации стратегического менеджмента на предприятии, функционирующем в сфере туризма.

Для достижения поставленной цели автором разработаны следующие задачи:


- изучить сущность и необходимость применения модели принятия управленческих решений;

- определить факторы, оказывающие наибольшее влияние на процесс разработки управленческих решений предприятия в сфере туризма;

- рассмотреть методику проведения анализа рыночных позиций тур – фирмы в процессе выработки управленческих решений;

- проанализировать эффективность принимаемых управленческих решений на конкретном предприятии;

- разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности принимаемых управленческих решений предприятия в туристическом бизнесе.

Предметом написания курсовой работы является изучение особенностей разработки и выбора управленческих решений в рыночных условиях. Объектом изучения служит анализ особенностей процесса принятия управленческих решений тур – фирмы PegasTouristik.

В работе использованы следующие методы исследования: анализа; синтеза; сравнения; табличный; графический.

Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

1.1 Процесс принятия управленческих решений: сущность и его основные принципы

Общеизвестно, что успешность бизнеса во многом определяется эффективностью управления компанией. Поэтому очень важно знать особенности процесса принятия управленческих решений для того, чтобы иметь возможность быстро сделать правильный выбор в любой ситуации.

Любая компания, начиная коммерческую деятельность, нуждается в качественном менеджменте, то есть в руководстве, которое сделает процесс принятия управленческих решений быстрым и эффективным. Так, грамотный менеджер должен уметь в кратчайшие сроки отреагировать на изменение политической или экономической обстановки, появление нового конкурента или новых научно-технических разработок[1, c. 87]. Поэтому все участники процесса принятия управленческих решений должны не только иметь соответствующее профильное образование, но и отличаться гибкостью ума и творческим мышлением. Постоянное совершенствование процесса принятия управленческих решений включает в себя ежедневное повышение квалификации сотрудников. В любом случае, сущность процесса принятия управленческих решений сводится к умению очень быстро проанализировать любую ситуацию, касающуюся деятельности фирмы, и вовремя принять наиболее правильное решение [7, c. 68].


К наиболее значимым стадиям процесса принятия управленческого решения относят следующие:

  • четкая формулировка имеющейся проблемы. Это один из наиболее важных этапов процесса принятия управленческих решений, поскольку именно от точной постановки цели, к достижению которой надо стремиться, во многом зависит успешное разрешение возникшей ситуации;
  • всесторонний анализ и сбор информации. В данном случае процесс принятия управленческого решения включает изучение микро- и макрофакторов экономической среды, которые могут повлиять на успешное разрешение проблемы (платежеспособность населения, вкусы целевой аудитории, состояние экономики в стране и т.д.);
  • разнообразное моделирование процесса принятия управленческих решений, позволяющее подобрать несколько вариантов достижения требуемой цели. В этом случае особенностями процесса принятия управленческого решения являются поиск нестандартных альтернативных способов выхода из ситуации и оценка результативности и последствий применения каждого из них. В этом случае в организации процесса принятия управленческого решения могут участвовать практически все сотрудники [3, c. 109]. При этом можно использовать методы «мозговой атаки», карты мнений, причинно-следственные диаграммы, выдвижения предложений, группового анализа ситуации и т.д. Схематически это можно изобразить так (рисунок 1.1):

Рисунок 1.1. – Модель процесса принятия управленческих решений

  • стадия выбора и формулировки оптимального решения создавшейся проблемы. Это одна из наиболее важных составляющих процесса принятия управленческих решений, которая требует большого опыта от руководителя. При выборе подходящего способа разрешения создавшейся ситуации он может полагаться на свою интуицию либо провести эксперимент, который на практике покажет, к чему приведет тот или иной путь.
  • применение выбранного способа решения проблемы на практике. Это один из наиболее сложных этапов процесса принятия управленческих решений, на котором необходимо конкретизировать поставленную задачу для ее исполнителей [8, c. 57].

Для того, чтобы эффективно решать проблемы любой сложности, необходимо постоянное совершенствование процесса принятия управленческих решений и его применения на практике. Для этого нужно, чтобы:

  • формулировка проблемы и окончательный выбор решения осуществлялись только высшим руководством, имеющим полную информацию о ней;
  • при принятии решения нужно учитывать возможности и интересы тех сотрудников, которые будут непосредственно претворять его в жизнь;
  • стандартный процесс принятия управленческих решений требует высокого профессионализма и жесткой дисциплины от всех работников компании [11, c. 114].

1.2 Методы анализа в процессе принятия управленческих решений

Все методы оценки эффективности можно разделить на несколько групп:

- оценивающие эффективность управления компанией с точки зрения стратегических позиций;

- рассматривающие финансовые результаты компании как критерии оценки эффективности системы менеджмента;

- оценивающие использование ресурсного потенциала компании.

В крупных компаниях для выполнения данной работы назначается профессионал, осуществляющий работу по сбору и анализу вторичной информации.

Переменные макросреды подразделяют на следующие большие группы:

- политические и нормативно – правовые (Р);

- экономические (Е);

- социальные, культурные (S);

- технологические (Т) [13, c. 172].

Рассмотрим вкратце данные группы.

Нормативно – правовое окружение и политическое окружение

Несмотря на некоторую отдаленность от деятельности конкретной компании, факторы данной группы участвуют напрямую в судьбе предприятия, так как многие крупные транснациональные компании зачастую выступают координаторами своих представительств, филиалов, то есть необходимо уметь заранее предопределять характер решений менеджмента высшего уровня как правительственных организаций, так и крупных компаний.

Экономические факторы

Наиболее распространенное влияние на каждую фирму, организацию любой сферы бизнеса оказывают переменные именно данной группы, к ним можно отнести такие факторы, как уровень налогообложения, валютные курсы, для иностранных компаний особое значение имеет такой фактор как инвестиционный климат, такой фактор как благоприятная макроэкономическая среда ведет к росту спроса на продукты, услуги компаний, и наоборот.

Социально – культурные факторы

Переменные данной группы влияют на особенности стиля жизни каждого жителя, то есть являются факторами косвенного, неформального влияния на развитие бизнеса, однако их воздействие распространяется на любое предприятие, среди наиболее существенных можно отметить такие как поло – возрастная структура, динамика рождаемости, доля женщин среди трудоспособного населения.

Технологические факторы

В последнее время данная группа факторов оказывает все большее влияние, так как в бизнес постепенно входит Интернет, высокие технологии, нано – технологии, игнорирование учета данных переменных существенно сокращает конкурентоспособность любого предприятия [15, c. 236].


PEST анализ — простой и удобный метод для анализа макросреды (внешней среды) предприятия. Методика PEST анализа часто используется для оценки ключевых рыночных тенденций отрасли, а результаты PEST анализа можно использовать для определения списка угроз и возможностей при составлении SWOT анализа компании.

PEST анализ является инструментом долгосрочного стратегического планирования и составляется на 3-5 лет вперед, с ежегодным обновлением данных. Может быть выполнен в виде матрицы из 4 квадрантов (рисунок 1.2) или в табличной форме.

Рисунок 1.2. - Пример матрицы PEST анализа[18, c. 199]

SWOT-анализ предполагает исследование сильных и слабых сторон компании, анализ угроз со стороны внешней окружающей среды и путей развития. Помимо выявления слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей данный анализ предполагает также установление между ними связей.

Автором SWOT-анализа стал профессор Кеннет Эндрюс, добавивший внутренние и внешние факторы к матрице «+» и «-». В итоге получилась наглядная классификация характеристик явления, проекта либо организации для отбора главных факторов, от которых зависит успех.

Комбинации факторов SWOT-анализа:

- комбинация «возможности – сильные стороны» - стратегия развития;

- комбинация «угрозы – слабые стороны» - ограничение стратегического развития;

- «возможности – слабые стороны» - стратегия внутренних преобразований;

- «угрозы – сильные стороны» - стратегия потенциальных преимуществ.

Виды SWOT-анализа в практике планирования следующие:

- экспресс-SWOT-анализ - распространенный вариант. Он поможет выявить сильные сторон предприятия, которые будут противостоять угрозам с использованием возможностей внешней среды; также поможет понять слабые стороны.

Преимуществом этого вида SWOT-анализа является простота использования и наглядность данных.

- сводный SWOT-анализ, в котором представлены основные показатели, характеризующие деятельность компании в текущий момент и перспективы развития. Преимущество этого вида анализа в возможности  получить количественную оценку факторов, выявленных посредством других методов стратегического анализа.   Другое преимущество заключается в возможности перехода к выработке стратегии и комплекса мероприятий, ориентированных на достижение стратегических целей. Очевидный недостаток заключается в сложности проведения анализа.

- смешанный SWOT-анализ –  комбинация первой и второй форм анализа. С этой целью предусмотрено проведение минимум трех основных видов стратегического анализа. Далее - объединение всех факторов в единые таблицы, из которых формируется перекрестная матрица. Обычно не выполняется количественная оценка факторов. Преимущество данной формы заключается в глубине проводимого анализа.