Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и методологический основы управления предприятиями в современных условиях
1.1 Понятие управления как процесса
1.3. Особенности управления деятельностью предприятия в современных условиях
2 Анализ и оценка системы управления ООО «Юнионтрейд»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Информационная система управления
2.3 Мероприятия по повышению эффективности технологий управления
Введение
Актуальность темы. Трудности, испытываемые российской экономикой, появились не вчера и даже не в начале 90-х годов. Они появились вследствие низкого уровня управления как экономикой в целом, так и предприятиями и корпорациями в частности.
По мнению первого вице-президента Европейского банка реконструкции и развития Ч.Франка самой большой неудачей, постигшей Россию при переходе к рыночной экономике, является отсутствие значимых успехов в структурной реорганизации на уровне предприятий. Переход к более эффективному управлению предприятиями стал главным условием, и главным средством успешного осуществления экономических реформ. Сегодня просто эффективное управление может обеспечить процентов двадцать роста валового продукта России на тех же ресурсах, которые мы имеем.
В современных условиях ведения предпринимательской деятельности необходима комплексная методология и основанный на ней инструментарий, которые помогли бы модернизировать организационную и информационную среду предприятия таким образом, чтобы решались фундаментальные проблемы его развития, предопределяющие стабильные успехи не только в настоящем, во и в будущем.
Поэтому на переднем крае разработок и тенденций в области управления оказались те направления, которые в наибольшей - степени отражают изменившиеся условия функционирования хозяйствующих субъектов. Появление этих направлений вызвано ориентацией исследований на новейшие технологии управления, решение проблем рисковых инвестиций, поиск способов высокопродуктивного ведения хозяйства, прогнозирование потребительского спроса и поведения конкурентов, обоснование новых отношений между вертикальными (иерархическими) и горизонтальными структурами управления путем замены строгих вертикалей матричными и сетевыми связями и т.д.
Особенно актуальны работы, в которых исследуются вопросы системной интеграции различных аспектов управления предприятиями в соответствии с целевой картиной предприятия. Возникла острая необходимость в методологической и методической поддержке не только основных функции менеджмента (планирование, реализация, контроль и др.), но и процессу принятия решений в целом в различных условиях функционирования предприятия.
Изложенные обстоятельства определили актуальность выбранной темы исследования и круг изучаемых в нем проблем.
Цель работы: проанализировать систему управления ООО «ЮНИОНТРЕЙД» в современных условиях и сформулировать направления её совершенствования.
Задачи работы:
– обобщить понятие управления как процесса;
– выделить методы управления;
– рассмотреть особенности управления деятельностью предприятия в современные условия;
– провести анализ и оценку управления ООО «ЮНИОНТРЕЙД»;
– сформировать направления совершенствования управления ООО «ЮНИОНТРЕЙД».
Объект работы: процесс управления предприятием.
Предмет работы: система управления ООО «ЮНИОНТРЕЙД» в современных условиях.
Результаты работы рекомендуется использовать при разработке системы управления производством по изготовлению ПВХ окон.
В работе использованы методы экономического анализа на основе экономической информации. В проекте использовались работы посвященные торговому делу следующих авторов Балабановой Л.В., Брагина Л.А., Верестова А.В., Каплиной С.А., Дашкова Л.П., Памбухчиянц В.К., Теплова В.И., Сероштан М.В., Боряева В.Е., Панасенко В.А., Николаевой Т.И., Новикова О.А., Мясниковой Л.А., Панкратова Ф.Г., Серёгиной Т.К.
В работе расчеты были проведены по методикам разработанных Абрютиной М.С., Грачевым А.В., Ермоловичом Л.Л., Ефимовой О.В., Ковалевым В.В., Волковой О.Н., Кравченко Л.И., Любушиным Н.П., Лещевой В.Б., Дьяковым В.Г., Пигуновой О.В., Савицкой Г.В., Стояновой Е., Шереметом А.Д., Негашевым Е.В.
Организацию коммерческой деятельности исследовали следующие ученые Аниськова О.Г., Пигунова О.В., Верестов А.В., Виноградова С.Н., Самокрутова Н.К., Козлов В.К., Уваров С.А., Половцева Ф.П., Осипова Л.В., Синяева И.М., Фаустов К.В., Бязев Д.Ю. и др.
1 Теоретические и методологический основы управления предприятиями в современных условиях
1.1 Понятие управления как процесса
Английское слово management происходит от латинского "манус" -рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями [14].
В современной экономической, особенно переводной, литературе "менеджмент" и "управление" являются синонимами. Вместе с этим следует отметить, что понятие "менеджмент" имеет междисциплинарный характер и семантика этого слова очень сложна.
Фундаментальный Оксфордский словарь английского языка дает 4 определения термина "менеджмент" [22]:
1. Способ, манера общения с людьми.
2. Власть и искусство управления.
3. Особого рода умение и административные навыки.
4. Орган управления, административная единица.
Англо-русский словарь В.К. Мюллера дает тоже 4 трактовки [6]:
1. Управление, заведование.
2. Умение владеть; умение справляться (с работой).
3. Осторожное, бережное, чуткое отношение (к людям).
4. Правление, дирекция, администрация.
В Англо-русском экономическом словаре под редакцией доктора экономических наук А.В. Аникина "менеджмент" определяется как:
1. Управление (планирование, регулирование, контроль); руководство; менеджмент.
2. Организация производства.
3. Дирекция, администрация.
В словаре иностранных слов "менеджмент" толкуется как управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством... с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей....
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организаций в целом.
Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса является менеджер.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации контроля, необходимый для достижения целей организации. В широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента. Наиболее часто используемые подходы сводятся к следующим [17]:
1. Менеджмент как функция (вид деятельности) направлен на достижение определенной цели или целей. "Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие.
Развитие, - иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента" - так охарактеризовал социальную функцию и значение менеджмента П. Друкер.
Менеджмент как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует отметить, что управление не сводится к информации, но и не мыслимо вне ее. Поскольку менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации, то менеджмент необходимо рассматривать как процесс влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимального результата [20].
3. Менеджмент как орган или аппарат управления, в рамках которого реализуются функции управления. Аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно.
4. Менеджмент как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей.
5. Менеджмент как наука и искусство. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установления связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организация - это сложные социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внешней и внутренней среды [31].
Поэтому управление является и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым в совершенстве овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе.
А.К. Казанцев, В.И. Подлесных и Л.С. Серова рассматривают управление и как совокупное осуществление функций. Объективная совокупность (состав) функций присуща управлению на любых иерархических ступенях, при любых особенностях производства, откуда следует качественная однородность управления на любых уровнях [20].
Практически все исследователи полностью разделяют такое мнение о составе управленческого цикла, однако, применительно лишь к технологии управления, которую не связывают с его сущностью, а значит и с функциями. В таблице 1 предлагается один из вариантов классификации функций управления.
Таблица 1
Классификация функций управления [41]
Стадии управления |
Функции управления |
Принятие управленческого решения |
Прогнозирование |
Планирование |
|
Реализация принятого решения |
Организация |
Координация и регулирование |
|
Активизация и стимулирование |
|
Контроль |
Учет |
Анализ |
По мнению коллектива авторов под руководством д.э.н., профессора А.Г. Поршнева, д.э.н., профессора З.П. Румянцевой, д.э.н., профессора Н.А. Саломатина "выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия "процесс управления". Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуги на "выходе" системы".
В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организацией, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Наряду с этим в литературе широко используется и другое определение процесса управления, в котором в качестве его ключевого момента рассматриваются не функции, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих.
Процесс управления представляется как "совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений".
Между этими двумя подходам к определению сущности процесса управления нет противоречий, они дополняют друг друга, образуя непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организовывая работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящие в ней процессы [18].