Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и методологический основы управления предприятиями в современных условиях
1.1 Понятие управления как процесса
1.3. Особенности управления деятельностью предприятия в современных условиях
2 Анализ и оценка системы управления ООО «Юнионтрейд»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Информационная система управления
2.3 Мероприятия по повышению эффективности технологий управления
Для фирмы в условиях современной бизнес-среды передовые технологии управления являются одним из важнейших источников конкурентных преимуществ. Поскольку не каждая компания обладает ресурсами для управленческих инноваций, то одним из наиболее распространенных способов, поддержания конкурентоспособности является адаптация передовых разработок в этой области.
Технологию управления; можно определить как узком — с практической (объективной) позиции; так и в широком смысле — следуя традиционному подходу российских исследователей. Исходя из этого, дадим определение технологии управления в широком смысле.
Технология управления;- это 1) осуществляемая системой управления определенная последовательность действий по сбору информации; выработке управленческих решений при помощи специальных методов; и процедур, а также осуществлению управленческих воздействий для достижения поставленных целей; 2) область знания о способах и процедурах оптимизации деятельности организаций в целом, и системы управления организаций, в частности; 3) наука, изучающая и совершенствующая способы управления! организациями, нацеленными на снижение издержек управления и увеличение социального эффекта применяемых технологий управления [16].
Различные технологии управления; имеют в своей основе единый процесс - процесс принятия управленческих решений, однако их различия проявляются в их специфических характеристиках (атрибутах). Технология управления как некий способ организации управленческой деятельности тесно связана с организационным контекстом того предприятия, где она была разработана или же используется. Для успешной адаптации технологии управления, необходимо понимать, каким образом ее неявные характеристики выражаются в специфических характеристиках технологии управления.
В настоящее время не существует общепринятой классификации технологий управления, в самом общем виде можно выделить следующие виды технологий по функциональному признаку [30]:
- технологии стратегического управления;
- технологии бизнес-планирования;
- технологии управления маркетингом;
- технологии финансового менеджмента;
- технологии управления персоналом;
- технологии корпоративного управления;
- технологии управления качеством;
- информационные технологии;
- технологии операционного управления;
- технологии управления производством;
- логистические технологии;
- технологии внутрифирменного учета и контроля;
- технологии структурирования и организации бизнес-процессов. Необходимо отметить, что данное деление на технологии имеет достаточно условный характер. Так, например, технологии бизнес-планирования могут включать элементы технологий структурирования,. технологий операционного управления, а технологии структурирования — технологии управления персоналом и т. д. Это зависит от характеристики целостности технологии, т. е. чем больше элементов охватывает данная технология, тем она системнее, целостнее. Например, реинжениринг бизнес-процессов является системной, технологией, применимой к организации в целом, следовательно, характеризуется очень высокой целостностью.
Таким образом, каждый класс рассматриваемых технологий обладает, своей собственной спецификой, определяемой составом методов в данной технологии.
1.2 Методы управления
Методы управления – совокупность способов и средств воздействия управляющего субъекта на объект управления для достижения определенных целей. Рассмотрим классы технологий - управления в порядке убывания их специфичности внешней среды и фирменной специфичности методом [12].
1. Технологии управления персоналом
Как правило, примеры из сферы управления персоналом являются аргументами исследователей, требующих адаптации зарубежных технологий управления к российской среде. Эта сфера является, пожалуй, единственной; где проводились глубинные исследования [41].
1) наделение полномочиями. Данная технология поощряет сотрудников принимать определенные решения без консультаций со своим руководством;
2) подходы, основанные на командной работе. Использование групповых и командных подходов в работе фирмы. Как правило, возможности использования данной технологии связывают с низкими ; показателями ; индивидуализма по измерениям Т. Хофштеде. В отношении России, как мы знаем, не существует единства в отношении оценок индивидуализма, в целом, индивидуализм в России имеет значения от низких до средних;
3) программы гарантий занятости; Суть данной технологии заключается в предоставлении гарантий занятости персоналу в обмен на взаимные проявления лояльности, доверия и желания работать в организации. В этом случае работники ведут себя уже не как наемные работники, а как акционеры, заинтересованные в долгосрочном успехе фирмы;
4) системы внутреннего продвижения. Создание и развитие систем, при которых работник имеет возможности обучения и карьерного роста внутри компании. Данный подход оценивается на оценке результативности сотрудника, а не на его возрасте и времени, проведенном в фирме. Хотя зарубежными исследователями подобные: системы рассматриваются; как перспективные: для: России, примеров внедрения таких систем немного;
5) построение систем обратной связи. Предполагает построение специальных систем доведения обратной связи. По мнению С. Шекшни, «управление оценкой и обратной связью с персоналом является, наверное, одной из областей, в которой западные методы получили наименьшее распространение, а их использование принесло наименьшие дивиденды»;
6) системы работы с жалобами сотрудников. Часто данную систему относят к системам построения обратной связи: Предполагает создание систем для решения ситуаций; воспринимаемых как несправедливые или конфликтные в компании. И процесс решения проблемы, и итоговое решение влияет на восприятие сотрудником того, может ли компания справляться с подобными, ситуациями и на уровень его лояльности к организации, что в свою очередь приводит к снижению текучести кадров;
7) управление, по целям. Одна из известнейших технологий управления, поэтому посмотрим на данную технологию в более широком; контексте. В основе данной технологии лежат следующие элементы: 1) планирование деятельности и постановка индивидуальных целей путем обсуждения руководителем и подчиненными; 2) текущий контроль за результатами деятельности преимущественно посредством самоконтроля и самооценки подчиненного; 3) в модель технологии заложена теория мотивации В. Врума, при которой обеспечивается знание пропорции «результат — вознаграждение» до начала приложения усилий; 4) регулярно проводится промежуточная и итоговая оценка результатов деятельности;
8) участие в прибыли. Суть технологии в том, что фирма в начале года заявляет о своих планах на весь год и определяет, что если чистая прибыль после уплаты всех налогов превысит определенную сумму, то некоторый процент от этой прибыли будет поровну распределен между участниками программы.
2 Технологии структурирования и организации бизнес-процессов [26].
Данные технологии представляют собой способы организации деятельности предприятия в целом. Наиболее значимыми для успеха внедрения тех или иных технологий структурирования являются факторы специфичности внешней среды и фирменной специфичности.
3 Технологии стратегического управления.
Технологии стратегического управления; являются одними; из тех, которые имеют наименьшую специфичность внешней среды и средний уровень фирменной специфичности. Тем не менее, национальные различия в стратегическом управлении все же существуют.
4 Технологии корпоративного управления
Де юре российская модель корпоративного управления получена сложением всего лучшего из трех основных моделей — англо-американской; немецкой и японской моделей. Де-факто — из попыток применить эту формальную модель на практике. За рубежом ходят легенды о том, как решаются проблемы корпоративного управления в России, среди инструментов которых часто упоминаются банкротство, ОМОН и т. п.
5 Логистические технологии, технологии управления производством, технологии операционного управления.
6 Технологии внутрифирменного учета и контроля.
7 Технологии бизнес-планирования.
8 Технологии управления маркетингом.
9 Информационные технологии.
В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга и находятся в постоянном динамическом равновесии [11].
Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности – на персонал организаций (предприятий, компаний, фирм).
Управление включает в себя целую систему. Система работы с персоналом – это совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.
Управление на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учёта личного фактора в построении системы управления персоналом предприятия. Укрупнённо можно выделить три фактора, оказывающих воздействие на персонал предприятия [23].
Первый – иерархическая структура предприятия, где основное средство воздействия – это отношения власти – подчинения, давления на человека сверху, с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Второй – культура, то есть вырабатываемые обществом, предприятием, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третий – рынок – сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношениях собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия – понятия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдаётся приоритет, таков и облик экономической ситуации на предприятии.
При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жёсткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительской власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей. Главное внутри предприятия – работники, а за пределами – потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю. Перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности. Иерархия отойдёт на второй план, уступая место культуре и рынку [30].
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п. [31]
Метод управления характеризует законченный акт воздействия на объект управления. Различают организационные, экономические и социально-психологические методы управления.
Различают организационно-распорядительные (административно-правовые) социально-психологические и экономические, методы управления, которые отличаются способами и результативностью воздействия.
Административно-правовые методы являются способами осуществления управленческих воздействий на персонал, основанными на властных отношениях, дисциплине и системе административно-правовых взысканий. Они позволяют повысить эффективность работы фирмы за счет лучшей организации управления [36].
Эти методы разделяются на два блока:
методы организационного воздействия;
методы распорядка.
Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии. Эти методы направлены как на группу сотрудников, так и на отдельные личности. Они используются в менеджменте для диагностики профессиональной пригодности работников, для изучения психологии климата, и важные системы стимулирования и активизации человеческого труда.
Для решения всех этих задач на крупных предприятиях создаются специальные социально психологические службы. Малые и средние предприятия при решении таких задач используют услуги специализированных фирм, которые проводят специализированные анализы.
Наиболее распространенные методы: опрос, беседа, интервью, анкетирование и тестирование.
Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность в зависимости от ситуации как «одарять», так и «карать»[1].
Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.