Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования.pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические и методологический основы управления предприятиями в современных условиях
1.1 Понятие управления как процесса
1.3. Особенности управления деятельностью предприятия в современных условиях
2 Анализ и оценка системы управления ООО «Юнионтрейд»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Информационная система управления
2.3 Мероприятия по повышению эффективности технологий управления
В качестве основных методов управления здесь выступает система заработной платы и премирования, которая должна быть максимально связана с результатами деятельности исполнителя. Оплату труда менеджера целесообразно связать с результатами его деятельности в сфере ответственности или с результатами деятельности всей фирмы.
1.3. Особенности управления деятельностью предприятия в современных условиях
Развитие торговли и ее влияние на экономику страны в последние годы очевидно. Индикаторами, свидетельствующими о позитивных изменениях в этой сфере и ее влиянии на экономику страны в целом, являются: увеличение доли торговли в ВВП страны, количество новых рабочих мест, товарооборот торговых предприятий, уровень спроса, конъюнктура на потребительском рынке и ряд других показателей (таблица 2).
Таблица 2
Требования и ожидания заинтересованных сторон в деятельности розничного предприятия [44]
Наименование заинтересованной стороны |
Требования |
Ожидания |
Собственники предприятия |
Требования к системе управления в виде локальных нормативных актов. |
Увеличение прибыли и рентабельности, повышение стоимости предприятия, положительный имидж предприятия. |
Потребители |
Большое разнообразие товаров по доступным ценам, качество товаров и обслуживания, честность при расчетах и т.п. |
Удовлетворение явных (осознанных) и скрытых (неосознанных) потребностей. |
Поставщики |
Соблюдение договорных обязательств. |
Своевременные расчеты за поставляемые товары, новые заказы, долгосрочные партнерские отношения. |
Инвесторы |
Платежеспособность предприятия, положительный имидж предприятия. |
Увеличение прибыли и рентабельности, повышение стоимости предприятия. |
Общество |
Обеспечение спроса населения |
Удовлетворение потребительских нужд |
Государство |
Соблюдение нормативноправовых аспектов деятельности розничного предприятия |
Получение налогов, формирование новых рабочих мест, формирование инфраструктуры города, сохранение конкурентного потенциала отрасли. |
Персонал |
Соблюдение трудового законодательства, социальное обеспечение, стабильная заработная плата. |
Премирование в соответствии с установленным положением о материальном стимулировании, удовлетворение потребностей профессионального и карьерного роста, личного развития. |
Глобальные изменения, произошедшие в торговой сфере в последние годы, выявили и ряд проблем, требующих незамедлительного решения.
Жесткая конкуренция со стороны зарубежных операторов, переход на международные стандарты обслуживания, изменение законодательной базы означают переход торговли на новый качественный уровень развития. В этих условиях передовые предприятия все чаще осознают необходимость реализации новых подходов и техник развития, одной из которых является теории заинтересованных сторон.
Несмотря на возросшее внимание зарубежных и отечественных ученых к вопросам развития торговых организаций на основе реализации принципа теории заинтересованных сторон, эта тема остается малоизученной. В российской экономической науке еще не сформировано целостное представление о развитии торговых сетей, недостаточно изучены роль потребительской ценности торговой услуги, особенности управленческой деятельности торговых сетей при реализации принципа теории заинтересованных сторон. Сегодня для практического применения принципа теории заинтересованных сторон в целях эффективного развития торговых сетей требуется разработка организационно-экономического обеспечения, в т.ч. показателей для оценки удовлетворенности потребителей, инструментов, позволяющих управлять качеством услуг, методических приемов по работе с персоналом [13].
Соблюдение баланса между требованиями и ожиданиями всех заинтересованных сторон для достижения установленного уровня качества.
Главной заинтересованной стороной является потребитель. Именно он, покупая товар и проявляя лояльность (т.е. возвращаясь за покупками именно в это предприятие торговли), является главным фактором, формирующим прибыль предприятия. В то же время потребители обладают наибольшим количеством требований и ожиданий. Задача руководства предприятия выявить эти требования, определить наиболее приоритетные из них и положить их в основу построения СМК предприятия. Безусловно, все заинтересованные стороны оказывают влияние на деятельность предприятия, но потребитель является самым важным из них.
Для розничных торговых предприятий потребитель является главной заинтересованной стороной. Поэтому, первоначально, при построении системы можно ориентироваться только на потребителя для завоевания рынков сбыта. Данная стратегия позволит на начальном этапе не распылять усилия, а сосредоточиться на удовлетворении потребителей. Но в дальнейшем цели развития должны охватывать требования и ожидания и других заинтересованных сторон. Для учета принципа ориентации на потребителя при построении СМК необходимо выполнить следующие действия [33]:
- определиться с тем, кто является потребителем предприятия. Если есть такая возможность, то необходимоклассифицировать всех потребителей на группы для более четкого представления их ожиданий. В рамках розничных торговых предприятий всех потребителей можно разделить на группы в зависимости от возраста, уровня доходов, региона функционирования магазинов предприятия;
- разработать цели, направленные на повышение удовлетворенности потребителей;
- применять процессный подход, учитывая требования не только внешних, но и внутренних потребителей;
- регулярно проводить оценку удовлетворенности потребителей и на этой основе принимать управленческие решения по развитию системы управления.
Совершенствование организации и управления розничным торговым предприятием рассматривается через призму удовлетворенности (выполнения ожиданий) заинтересованных сторон. Совершенствование предприятия предполагает разработку соответствующих управленческих решений, улучшающих его деятельность, основанную на выполнении процессов.
2 Анализ и оценка системы управления ООО «Юнионтрейд»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Основные виды деятельности ООО Фирмы «Юнионтрейд» :
Производство специализированных строительно-монтажных, ремонто - строительных конструкций;
Изготовление и монтаж металлоконструкций и строительных конструкций;
Строительство, реконструкция и ремонт объектов производственного и социального назначения, оборудования, технологических линий, инженерных коммуникаций, металлоконструкций;
Разработка проектно-сметной документации;
Пуско-наладочные и ремонтно-строительные работы;
Производство и реализация продукции производственно-технического назначения, стройматериалов, оборудования, товаров народного потребления, как через собственную торговую сеть, так и через другие торговые организации и т.д.
Основной вид деятельности – производство и оптово-розничная продажа комплектующих для пластиковых окон.
Миссия ООО «ЮНИОНТРЕЙД» - обеспечить потребителей потребительскими товарами по приемлемой цене. Для удовлетворения ожидаемых запросов «Юнионтрейд» стремится повысить качество предоставляемых услуг и улучшить финансовое состояние предприятия.
Состояние внешней среды организации ООО «ЮНИОНТРЕЙД» характеризуется следующими тенденциями:
- постепенное восстановление спроса, прежде всего, в секторе заказов со стороны частных клиентов. По оценкам фирмы «Еврооокно» в Челябинске, в 2010 году рынок евроокон показал пятипроцентный прирост по сравнению с кризисным 2009 годом. Однако, цифра восстановления пока незначительна по сравнению с 30–40% падения в период кризиса;
- разные сегменты рынка показали неодинаковую динамику падения: рынок корпоративных заказов и заказов в строительстве, по оценкам экспертов, упал до 70%, рынок же частных заказов снизился в меньшей степени;
- в 2009 году произошло снижение цен как на сырье и комплектующие, так и на конечный продукт рынка — окна. В 2010 году ситуация стабилизировалась;
- в условиях кризиса решающим фактором стала цена окон, что увеличило конкурентоспособность ООО «ЮНИОНТРЕЙД», основным фактором продвижения продукции которого является именно упор на низкую себестоимость продукции;
- на рынке светопрозрачных конструкций по-прежнему доминирует спрос на окна из ПВХ-конструкций. Емкость этого рынка оценивается как существенно превышающая емкость рынка деревянных и алюминиевых светопрозрачных конструкций: ПВХ-конструкции составляют примерно 80% рынка, на алюминиевые конструкции приходится 11%, деревянные окна занимают самый незначительный сегмент — 9%;
- на сегодняшний день все крупные европейские производители ПВХ-профиля имеют в России дочерние производящие компании, обеспечивая тем самым российский рынок основными моделями ПВХ-профилей.
Степень механизации и автоматизации производства и процессов управления высокая.
На предприятии действуют системы промышленной безопасности и охраны труда, экологического менеджмента.
Уровень специализации, кооперирования и концентрации производства также высокий.
Стратегия управления предприятием является стратегией концентрированного роста посредством расширения географии деятельности предприятия, постоянного наращивания производственной мощности и т.д..
Организационная структура управления ООО «ЮНИОНТРЕЙД» является линейно-функциональной. Она представлена на рис. 1.
Директор
Заместитель директора
Юридический отдел
Отдел маркетинга
Отдел бухгалтерии
Цех резки профиля
Цех фрезерования
Цех остекления
Цех сборки
Секретариат
Отдел контроля качества
Автотранспортный цех
Отдел персонала
Рис. 1 Организационная структура управления ООО «ЮНИОНТРЕЙД»
Организационная структура предприятия направлена, прежде всего, на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.
Отдел бухгалтерии предоставляет бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию. В отделе бухгалтерии есть экономист- аналитик, который занимается расчетом экономических показателей рентабельности производства, планирует финансово- экономическую деятельность. Разрабатывает устойчивую финансовую систему позволяющую эффективно работать предприятию.
Юридический отдел занимается юридическим обоснованием заключенных договоров, представительством в суде, организацией правовой работы на предприятии, решает каждодневные юридические задачи на предприятии. Находится во взаимосвязи со всеми структурными подразделениями, т.к. решает все правовые вопросы фирмы.
Отдел персонала обеспечивает кадровое планирование, разрабатывает кадровою политику, осуществляет процесс делопроизводства, отсчитывается в различных социальных фондах.
Секретариат занимается организацией делопроизводства на предприятии.
Отдел маркетинга планирует коммерческую деятельность предприятия. Организует процесс сбыта готовой продукции и закупа исходного сырья. Находится в коммерческой взаимосвязи со всеми подразделениями. Формирует товарную и коммуникационную политику.
Автотранспортный цех обеспечивает доставку сырья для производства оконных конструкций ООО «ЮНИОНТРЕЙД» и доставку готовой продукции покупателю.
Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Самая опасная угроза - возрастающее конкурентное давление - должна быть обязательно и немедленно устранена. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения руководства фирмы и устраняться в первостепенном порядке. Что касается возрастания влияния покупателей и поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить меньше внимания.