Файл: Мотивация в управлении на примере реально существующей организации (1. Теоретические основы управления мотивацией персонала в современных условиях).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления мотивацией персонала в современных условиях
1.1. Сущность, формы и механизмы мотивации персонала
1.2. Содержательные и процессуальные теории мотивации
1.3. Основные методы разработки системы мотивации труда на предприятии
2. Практические основы управления степенью мотивированности персонала ООО «ЛИДЕРМЕД»
2.1. Обще-организационная и кадровая характеристика ООО «ЛидерМед»
2.3. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «ЛидерМед»
1) Административно-организационные методы управления.
- Регулирование взаимоотношений сотрудников посредством положений о структурных подразделениях и должностных инструкций.
- Использование властной мотивации (издание приказов, отдача распоряжений, указаний) при управлении текущей деятельностью предприятия.
2) Экономические методы управления.
- Материальное стимулирование труда работников: премиальные по результатам труда, использование для отдельных категорий работников сдельной или почасовой формы оплаты труда.
3) Социально-психологические методы управления.
- Развитие у сотрудников чувства принадлежности к организации с помощью формирования стандартов обслуживания, ведения корпоративной рекламы, широкого использования логотипов компании, обеспечения сотрудников фирменной рабочей одеждой и т.п.
- Стимулирование труда работников посредством гарантированного предоставления социальных гарантий (больничные листы, выплаты пособий и т.п.), организации корпоративных праздников для сотрудников и их детей.
Мотивация в системе повышения квалификации персонала преимущественно базируется на теории ожидания. Повышение своей квалификации работник связывает с быстрым осуществлением профессионального роста, уровнем внешнего и внутреннего вознаграждения, с учетом их справедливости. Насколько будет справедливо вознаграждение по результатам повышения квалификации, настолько работник будет стремиться к ее повышению.
Из анализа действующей системы управления персоналом можно сделать выводы, что набор имеющихся должностных единиц вполне может обеспечивать реализацию функций управления персоналом небольшой организации, которые заключаются в обеспечении нормального стабильного функционирования без глобальных модернизаций. И модернизация системы управления персоналом может производиться при создании проектной группы и наличии компетентных сотрудников.
Необходимо назвать отсутствующие необходимые функциональные взаимосвязи службы управления персоналом по функциям: формировать организационную структуру службы персонала, разрабатывать кадровую политику и стратегию управления персоналом, осуществлять кадровое планирование, управлять социальными и производственными конфликтами, управлять мотивацией и стимулированием персонала, управлять социальным развитием, управлять трудовой карьерой.
Также нужно отметить, что организация не занимается вопросами подготовки кадрового резерва, не составляет планы служебного роста работников организации и не управляет деловой карьерой сотрудников, не осуществляется управление социально-психологическим климатом и неформальными отношениями в коллективе.
2.2. Оценка системы мотивации и степени удовлетворенности сотрудников ООО «ЛидерМед» трудовой деятельностью
Для управления мотивацией и поведением работников в процессе трудовой деятельности используется набор элементов стимулирования, которые представлены в таблице 4 приложения 4.
Оценка степени удовлетворенности сотрудников трудовой деятельно-стью и выявление их ценностей. Для анализа степени удовлетворённости сотрудников нужна первичная информация, которую можно получить с помощью различных методов – анализа статистических данных, наблюдения за работниками, опроса, анкетирования. Совместно с инспектором отдела кадров ООО «ЛидерМед» была разработана анкета для получения первичной информации об уровне удовлетворенности работников с позиций долговременности их отношений с данным работодателем, возможностей их развития и состояния социальной политики организации.
Данные, полученные от анкетирования, позволяют определить:
- половозрастной, социально-демографический и профессионально - квалификационный состав работников организации;
- их мотивационно-психологические установки;
- политику вознаграждения за труд;
- возможность карьерного роста для работников организации;
- содержание, интенсивность и условия труда;
- долгосрочность отношений работников и работодателя.
По данным отдела кадров:
- 67 % работников организации – мужчины и 33% - женщины;
- 83% работников организации – семейные люди, имеющие одного (67%), двоих детей (13%) или троих и более (3%);
Результаты опроса около 80% работников показали, что:
- 63% работников получили именно ту профессию, о которой мечтали, а 21% мечтали о другой профессии;
- 37% работников получили только диплом, но специальностью не овладели, и все же 52% стали специалистами, овладев определенной профессией, и, как это ни печально, 11% приобрели совершенно ненужную им специальность. Кроме этого, было выявлено, что 47% работников организации в ближайшее время не собираются покинуть ее. Однако если бы пришлось менять работу, то 81% опрошенных ушли бы из данной организации по причине низкой зарплаты, 56% по причине более лучших условий и организации труда и 34% из-за лучшего социального обеспечения (в анкете отмечалось три наиболее важных причины смены места работы).
Работа в данной организации нравится 28% работников, но 63% опрошенных не удовлетворяет уровень заработка, а получение достойной заработной платы является определяющим фактором для 81% работников и как ни странно 9% опрошенных работа не нравится, но привлекает уровень заработка. Однако не только фактор высокой заработной платы определяет выбор места работы. Вторым и третьим по значимости фактором были названы «лучшие условия и организация труда» (56%) и «лучшее социальное обеспечение» (34%). Большая часть (78%) опрошенных работает во внеурочное время, при этом они не проявляют негативных эмоций по этому поводу (28% относится положительно к сверхурочной работе, а 38% - безразлично). Это серьезный повод задуматься о пересмотре систем стимулирования труда, так как 65% хотели бы получать оплату за внеурочную работу и 35% - отгулы.
Также было выявлено, что для 98% работников заработная плата является самым главным доходом, 88% опрошенных показали, что не имеют дополнительного места работы. Были получены данные, в какой степени удовлетворяют работников организации следующие моменты работы (табл.5 приложения 5). Относительно возможностей карьерного роста сотрудников анкетирование позволило выявить, что понятие карьеры работники в первую очередь связывают с ростом благосостояния (72%), со служебным ростом (53%) и ощущением уверенности и стабильности (47%) - второе и третье места по количеству ответов (рисунок 4).
Рис. 4. Мнение работников ООО «ЛидерМед» относительно возможностей карьерного роста
Однако, по мнению работников, возможность карьерного роста в рамках данной организации невелика: 47% опрошенных не видят такой возможности, а 25% – затруднились ответить. При этом подавляющее большинство работников отмечают, что стремление к карьерному росту руководство либо поощряет не в полной мере (38%), либо не поощряет вообще (25%). Известно, что карьерный рост невозможен без дополнительного обучения. Среди опрошенных: 84% стремятся к повышению своей квалификации, хотя 56% заявляют, что на сегодняшний момент руководство не использует их профессиональные возможности в полной мере.
Руководство ООО «ЛидерМед» имело не вполне адекватное представление об удовлетворенности своих сотрудников. Результаты анкеты неприятно удивили генерального директора, уверенного, что работники полностью удовлетворены условиями труда, заработной платой. Уровень текучести персонала за 2015 год оценивается руководителем отдела кадров как средний, при этом все работники ушли по собственному желанию. Предотвращение увольнения работников по собственному желанию обеспечивается выявлением и удовлетворением их трудовой мотивации, а также обеспечением адаптации вновь принятых работников (особенно впервые шесть месяцев их работы).
Для ООО «ЛидерМед» следует выработать комплекс мероприятий, нацеленных на эффективное использование мотивирующих факторов. Одним из направлений эффективного функционирования рассматривается развитие кадрового потенциала. Это связано в первую очередь с тем, что ООО «Ли-дерМед» представляет собой строительно-монтажное производство, требующее наличие высококвалифицированного персонала, способного к высокопроизводительному труду.
Таким образом, для повышения эффективности управления персоналом в ООО «ЛидерМед» необходимо уделить особое внимание разработке стратегии по управлению мотивацией персонала.
2.3. Мероприятия по совершенствованию системы мотивации персонала в ООО «ЛидерМед»
Основная цель любой организации - это получение максимально возможной прибыли. Этой цели подчинена деятельность каждого подразделения коммерческого предприятия. Причем эта задача может решаться двумя путями - либо путем максимизации прибыли, либо путем минимизации издержек предприятия. В каждом конкретном подразделении эта задача решается по-разному. Служба персонала участвует в прибыли путем минимизации издержек за счет оптимизации бизнес процессов в организации.
Процесс взаимного приспособления сотрудника и организации, основанный на принятии или непринятии первым новых профессиональных и организационных условий работы, должен быть связан как со стратегическим планированием в организации, так и с существующими программами мотивации сотрудников, оценки и развития персонала и, конечно же, со сложившейся корпоративной культурой компании.
Именно недостаточное внимание службы по работе с персоналом к этой функции, отсутствие четко регламентированных процедур по адаптации новых сотрудников влечет за собой не врабатываемость нового сотрудника в коллектив, его уход или увольнение по инициативе администрации. Соответственно эффективность мероприятий по комплектованию организации персоналом снижается, да и эффективность деятельности организации в целом, падает. Необходимо уделять большое внимание проблеме адаптации в коллективе новых сотрудников.
Большое внимание стоит уделять организационной адаптации сотрудников, которые проходят процесс первичной адаптации, т.е. сотрудникам, для которых данное место работы является первым. Как правило, сотрудники, которые не имеют опыта работы, не имеют и опыта организационного поведения. Для них обычно является большой сложностью обратиться к коллегам из смежного подразделения по вопросу получения какой-либо информации, необходимой для работы, у них нет опыта работы со служебной документацией и т.п. Службе по работе с персоналом необходимо довести до новых сотрудников сведения о сложившейся корпоративной культуре организации, системе документооборота компании, служебных взаимоотношениях между работниками. Для каждой организации существует свой, сложившийся со временем стиль общения и служебных взаимоотношений между сотрудниками.
Для успешной организационной и профессиональной адаптации целесообразно создать и развивать институт наставничества в организации, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не был «брошенным». Для социально-психологической адаптации новых сотрудников службе по работе с персоналом необходимо проводить периодические мероприятия (опросы, тренинги), также необходима и тщательная супервизия отношений «новый сотрудник – наставник».
Учитывая все вышеизложенные факторы, можно предложить следующую программу адаптации сотрудников (рис. 5).
Рис. 5. Обновленная программа адаптации сотрудников ООО «ЛидерМед»
Для улучшения качества оказываемых услуг ООО «ЛидерМед» и, как следствие, снижения издержек, можно предложить введение разрядной системы оплаты труда для увеличения стимулирующего воздействия на работников предприятия.
Такой подход обеспечивает высокую обоснованность решений, принимаемых на стадии определения и согласования договорных цен и смет на строительство (в части размера средств на оплату труда) и на стадии расчетов по заработной плате с рабочими за выполненные работы, этапы и объекты в целом.
Для стимулирования работников к повышению производительности труда также может применяться повышающие и понижающие коэффициенты. В таблице 6 приложения 5 представлены возможные повышающие и понижающие коэффициенты, разработанные с учетом интересов предприятия для каждого работника.
Принятый фирменный порядок дифференцирования заработной платы должен корреспондироваться с плановым фондом оплаты труда рабочих на предприятии, который определяется с учётом фонда рабочего времени в плановом периоде. Нормативный фонд оплаты труда предприятия сравнивается со сметными показателями оплаты труда по объектам, входящим в программу подрядных работ планируемого периода.
Построенная модель оценки показывает связь личного вклада работников и их ответственности к труду, что непосредственно отражается на их заработке.
Таким образом, данная система мотивации труда позволяет поставить заработок работников ООО «ЛидерМед» в зависимости от их личного трудового вклада в результаты работы, отношения к труду, так и от итогов финансово – хозяйственной деятельности всего предприятия.
Система материальной заинтересованности должна выстраиваться как система инвестирования в качество рабочей силы.
Эффективность управления во многом обуславливается успешностью осуществления мотивирования, которое является сердцевиной управления человеком. В ООО «ЛидерМед» разработан и действует социальный пакет, который для усиления мотивации сотрудников необходимо расширить новыми составляющими. Обновленный социальный пакет может выглядеть так (рис. 6). Шрифтом выделены новые мероприятия, предлагаемые для включения в социальный пакет работников.