Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека(Определение эмоциональности и изучение видов эмоций, их форм и особенностей в контексте исторического развития).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В процессе исследований невербальных (образных) способов передачи информации учёные-психологи установили, что отрицательными и положительным эмоциям соответствуют те или иные цвета в шкале спектра. Эксперименты американского психолога Лоренса Маркса (1975) и советского (позже британского) психолога Александра Эткинда (1978) показали, что чувству грусти соответствует синий цвет, страху коричневый, эмоционально-спокойному – зелёная часть спектра, проявления положительной эмоциональности окрашены красно-жёлтой гаммой цветов. [10]

В 1981 году доктор медицинских наук Е.В. Бажин в процессе изучения переработки информации на образном уровне провёл подобное исследование. Цель исследования – получение основания опознавания эмоций с помощью цветового теста. Е.В. Бажин (и др.) посредством цветового теста Люшера провели исследование. Испытуемым давали прослушать голос дикторов, пребывающих в различных эмоциональных состояниях. Испытуемые должны были расположить карточки, окрашенные в разные цвета, в соответствии с эмоциями диктора. Результат показал, что нормальному эмоциональному фону соответствует зеленый цвет спектра (первое место) и фиолетовый (второе место). Красный и желтый цвета характеризовали повышенное положительное настроение, а серый, синий и коричневый - депрессию, тревогу или апатию. [13]

Зная эти нюансы, можно понять эмоциональное состояние человека по его одежде, а так как выбор одежды это невербальный бессознательный сигнал, то одежда точно укажет на настроение собеседника и поможет построить разговор в нужном направлении.

Психолог Е. В. Фетисова (1981) провела эксперимент с целью изучения бессознательности невербальных сигналов. Испытуемые должны были дорисовать рисунки с изображением фрагментов различных поз, соответствующих отрицательным эмоциональным состояниям: ужаса, отчаяния, гнева и агрессивности. 71,5% испытуемых сумели правильно угадать эмоцию, воспринятую ими по фотографии. Этот эксперимент показал также, что быстрее всех опознают эмоции те люди, у которых невербальные инстинкты преобладают над интеллектом. Психолог В. А. Лабунская подтвердила мнение, что люди, эмоционально неустойчивые и более старшие по возрасту, но с развитым образным мышлением, успешно распознают отрицательную эмоциональность, опираясь на невербальные сигналы своего тела. [6]

Изучение невербального поведения помогает человеку лучше понять себя и других, улучшить взаимодействие и общение с другими людьми и создать коммуникабельные связи в любой обстановке.


Глава 2. Изучение кинесики и физиогномики в целях применения их на практике

Изучением невербальных средств выражения эмоционального состояния человека занимаются дисциплины: 1) кинесика и 2) физиогномика. Все виды кинесики и физиогномики являются формой непосредственного выражения эмоционального состояния человека.

2.1.1 Кинесика

Кинесика (внешние проявления человеческих чувств и эмоций) изучает поведение человека посредством демонстрации определенных невербальных форм, к которым относятся: выражение лица, мимика (мышечные движения лица), пантомимика (движения всего тела), жестикуляция, позы, визуальная коммуникация (движение глаз, взгляды), голосовая мимика (интонация, тембр, ритм, вибрация голоса), перемещения в пространстве и экспрессия (выразительность и проявление чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации словесных высказываний.

Годом рождения кинесики, как науки о языке тела, следует считать 1952 год, когда свет увидела монография американского антрополога Рея Бирдвистела «Введение в кинесику, аннотированная система записи движения рук и тела».

Изучение языка тела (коммуникативных функций телодвижений) выделилось в качестве отдельной ветви научного знания (кинесики). Считается, что существует около 50 до 60 основных типов телодвижений, являющихся базисом невербального языка тела. [6]

Основные единицы тела используются одновременно, для выражения различного смысла, во многом подобно тому, как звуки, сочетаясь между собой, образуют, наполненные значением, слова. Кинесика помогает воспринимать весь диапазон движений, которые в общении выполняют экспрессивно-регулятивную функцию. К ней относится не только язык тела (основа), но и другие средства невербальной коммуникации, как-то: манера одеваться, причесываться, почерк, скрип стула под тяжестью тела, хлопанье дверью и т.д.

Поза – сразу характеризует человека. Манера стоять, держать корпус, голову, руки и ноги подсказывает возраст, воспитание, испытываемые на тот час чувства и эмоции (заинтересованность, доброжелательность, уважение, высокомерие, неприятие).

Чаще всего для определения невербальной информации, как выражение эмоционального состояния человека, используется наблюдение за движением лица и рук. В этом случае исследователи пользуются таким понятиям, как экспрессия, паралингвистика и выразительные движения. Особенно стоит отметить экспрессию, она заметна и впечатлительна, и наиболее полно и выразительно показывает состояние человека (для детального понимания понятия «экспрессия» можно рассмотреть относящиеся к ней, но относительно самостоятельные области: выразительные движения и физиогномику).


Функциональная экспрессия, как целенаправленное действие, была выделена психологами на основе исследования Ч. Дарвина о выразительных движениях как «рудиментах когда-то целесообразных действий, направленных на удовлетворение определенной потребности»[3].

Наиболее показательными являются случаи, когда к помощи кинесики прибегают люди, говорящие на разных языках. Жестикуляция при этом становится единственно возможным средством общения и выполняет сугубо коммуникативную функцию.

В процентном содержании на долю невербальных отношений приходится большая часть (на слова тратится всего до 40% информации), поэтому велико значение невербального общения для улучшения взаимопонимания людей. Интернациональность невербальных средств общения всё более направляет людей к овладению искусством «языка тела», потому что кинесика, например, жестикуляции у разных народов, может привести к непониманию и неправильному суждению о поведении и культуре народа в целом.

2.1.1 Кинестетические каналы связи

Невербальное общение — это общение субъектов с помощью бессловесного взаимодействия, то есть передача информации при невербальном общении происходит с помощью «языка тела» или кинесики (совокупность интонации, жестов, мимики, поз и прочих телодвижений) и каналов коммуникации, именуемых органами чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Каждый из органов чувств образует свою линию связи или канал коммуникации: а) зрение – оптический канал, б) слух – акустический, в) осязание – тактильно-кинестезическая, г) обоняние – ольфакторный (обонятельный). Это основные характеристики невербального общения.

а) Оптический канал связи включает в себя кинесику,

включающая в себя:

  • Экспрессию, которая делится на выразительные движения (жесты, позы, походка, мимика) и физиогномику (определенное строение тела, форма лица)
  • Авербальное поведение (стук, скрип)
  • Контакт глаз

б) Акустический канал связи включает в себя экстралингвистику (вздохи, паузы в речи, смех) и просодику (тембр и темп речи, громкость и высота голоса).

в) В тактильно-кинестесический канал связи входит такесика, которая состоит из статических и динамических прикосновений в процессе общения (рукопожатия, поцелуи, удары и т.д.).

г) Ольфакторная система включает в себя запах тела человека, косметики и прочих запахов. [13]

Реалии современного мира вызывают к жизни новые средства невербального поведения, такие как хронемика или понимание и использование времени, а также личностное образование, наделенное когнитивно-регулятивной функцией.


В настоящее время учеными зафиксировано более тысячи невербальных знаков и сигналов. Речь, как правило, сопровождается эмоциями, поэтому считается, что эмоции дополняют сказанное и помогают пониманию (конгруэнтное средство невербальной коммуникации), но словесная информация может быть обманчива, тогда как «язык тела» не обманывает. Поэтому при общении полезней полагаться на невербальную информацию, а словесную считать дополнительной.

2.1.2 Язык жестов

Слово «жест» – произошло от латинского «gerere», что значит «носить, нести ответственность, контролировать, выполнять, исполнять», но жесты (как и мимику) трудно контролировать[4].

Г. Гибш и М. Форверг считают, что «под жестами следует понимать определенные более или менее отчетливо воспринимаемые и описываемые свойства общей моторики преимущественно поверхности тела (лица – мимика, всего тела – пантомимика, рук и кистей рук – жестикуляция)». [4]

Жестикуляция или «язык жестов» - самый древний способ общения. Чтобы лучше понимать язык тела, надо развивать наблюдательность и проверять теорию практикой. Эмоциональное общение сопровождается различным темпом жестикуляции, количеством жестов, их амплитудой. Эти особенности меняются в зависимости от степени эмоционального состояния. При повышенных проявлениях эмоций количество жестов (в сравнении с речью) увеличивается, их движение убыстряется. При официальном общении человек контролирует жесты, выверяет их скорость, амплитуду и сообразность с конкретной психологической обстановкой. При неформальном общении жестовый язык становится свободным, нескованным формальными рамками и показывает индивидуальность жестов, присущих национальным традициям.

Язык жестов – это комбинация движений рук (кистей), положением тела, мимики, речи. Яркий пример применения жестикуляции для общения – использование жестов преимущественно в культуре глухих и слабослышащих людей. Следует отметить, что у людей без нарушения слуха жестикуляция вторична в сравнении с речью. Большая часть людей в процессе общения пользуются языком жестов в дополнение к словам. Язык жестов незаменим для выражения самых разнообразных эмоций и значений. Жестами легко выразить дружелюбие (рукопожатие, помахивание рукой в знак привета), враждебности (кулак), оскорбление (кручение пальца у виска), одобрения (похлопывание по плечу, поднятие большого пальца вверх в положении «о, кей»). Большинство жестов люди производят неосознанно или спонтанно. Спонтанные жесты могут быть сигналами естественного происхождения (врождённые) или быть автоматическими навыками соответствующего воспитания. Врождённые сигналы, приравненные к инстинктам (специфическое поведение), свойственны людям всех рас и групп, независимо от их воспитания. В настоящее время продолжаются научные прения по поводу какие сигналы действительно врожденные (инстинкт), а какие приобретены человеком (воспитание), но общее мнение ещё не достигнуто, так как много остаётся неясным и требует изучения.


Жесты рук, как и телодвижения относятся к системе паралингвистических явлений. Паралингвистические средства (физические движения) нужны человеку для восполнения пробелов в вербальной коммуникации, общность которых делает общение эмоционально выразительным и понятным.

Жесты подразделяются на мануальные (ручные) и головные. Мануальные в свою очередь делятся на жесты, выполняемые одной рукой, двумя руками и частями рук (локтевые, кистевые, плечевые).

В соответствии с воздействием на адресата, жесты делятся на визуальные (основные), визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустическо-тактильные. Часто визуальный жест опережает вербальный, например, кивание головой в знак согласия. По коммуникативной особенности жесты также могут быть официальные, дружеские, интимные, случайные и др.

Каждый индивид имеет собственную манеру жестикуляции. Наблюдение за жестикуляцией может определить особенность высшей нервной деятельности человека, его эмоциональное состояние, национальность, характер, темперамент, и в соответствии с этим выстроить отношение к собеседнику в процессе общения. В зависимости от задачи общения определяется выбор того или иного компонента жестикуляции – основные жесты, дополнительные или малозначимые. Применение мимики усиливает воздействие жестов и придаёт значительность передачи информации и её восприятие.

В повседневном общении надо научиться выделять и понимать жесты, имеющие смысловой посыл, к таким относятся жесты-знаки и жесты-сигналы – два типа жестовых семиотических систем. Умение замечать эти жесты способствует правильному поведению в процессе общения. Жесты-знаки в виде преднамеренных движений рук или головы рассчитаны на привлечение внимания к восприятию и к передаче информации. Жесты-сигналы – движения произвольные, спонтанные и не рассчитаны на привлечения внимания. Жесты ног и рук показательны для передачи подлинного эмоционального состояния.

«В последнее время четко прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду – окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д.»[5]

Одним из основных элементов жестикуляции является рукопожатие. Оно имеет важное значение в общении, особенно в деловом. Рукопожатие красноречиво свидетельствует о внутреннем состоянии собеседников.