Файл: Методы и технологии противодействия угрозам кадровой безопасности (ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАДРОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 176

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К внутренним угрозам кадровой безопасности относят:

- переманивание конкурентами высококвалифицированных сотрудников;

- наличие лучших условий труда и мотивации у конкурентов;

- давление на сотрудников извне;

- различные виды зависимостей сотрудников (физическая зависимость: алкогольная, наркотическая;

- психологическая зависимость: сетевая, игровая и др.)[24].

К внешним угрозам кадровой безопасности относят:

- слабый персонал-менеджмент в организации;

- низкий уровень квалификация сотрудников;

- уход квалифицированных работников;

- формальная проверка кандидатов при приеме на работу;

- отсутствие (или неразвитость) системы обучения в организации;

- неэффективная программа мотивации и стимулирования (отсутствие привязки результатов труда к уровню доходов сотрудников);

- отсутствие корпоративной культуры[25].

Таким образом, эффективность обеспечения экономической безопасности организации всецело зависит от осознания персоналом важности проводимых мероприятий в данной области, а также точного выполнения им всех установленных требований.

2.2. Модель противодействия угрозам кадровой безопасности организации

При прогнозировании и оценивании влияния ожидаемых угроз кадровой безопасности организации необходимым представляется формирование механизма, способного защитить организацию от внешних и внутренних угроз со стороны персонала и в его адрес и оперативно реагировать на изменение ситуации. Это предполагает разработку и использование совокупности методов и средств противодействия угрозам кадровой безопасности в разрезе всех видов корпоративной безопасности[26].

С целью системного представления поставленной задачи обеспечение кадровой безопасности может быть изображено в виде трехмерной модели (рис. 3).

Рис 1. Трехмерная модель обеспечения кадровой безопасности организации

Такое представление безопасности позволяет для каждого объекта выявить допустимое сочетание вероятных угроз, средств и методов защиты от них.

На основе развертки модели в плоскости «объекты – угрозы кадровой безопасности» можно выделить угрозы, которые наиболее характерны для тех или иных групп персонала, а также наиболее уязвимые объекты обеспечения кадровой безопасности.


Развертка в плоскости «угрозы кадровой безопасности – методы противодействия угрозам» позволяет оценить качество системы защиты от того или иного вида угроз.

Развертка в плоскости «объекты – методы противодействия угрозам» дает возможность подобрать конкретные средства защиты применительно к специфике объекта кадровой безопасности[27].

В самом общем виде описание модели предложено в табл. 1.

Среди методов обеспечения кадровой безопасности особо следует выделить те, которые способствуют повышению благонадежности и предупреждению нелояльности работников организации. Обобщение исследовательских подходов к их содержанию позволяет выделить методы, носящие административный, социально-экономический и социально-психологический характер[28].

Таблица 1. Описание модели в развертке «объекты обеспечения кадровой безопасности – формы реализации угроз – методы противодействия угрозам»

Объект обеспечения

кадровой безопасности

Роль в обеспечении

корпоративной безопасности

Основные формы

реализации угроз

Методы противодействия

угрозам кадровой безопасности

Топ-менеджеры

Формируют стратегию корпоративной

безопасности вообще и кадровой безопасности в частности. Принимают

решения о выделении необходимых

ресурсов на обеспечение безопасности.

Воровство, мошенничество, участие

в рейдерских захватах компании.

Защита от угроз и посягательств извне,

отслеживание участия в другом бизнесе, связи с криминальными структурами. Формирование лояльности

и долгосрочной мотивации.

Сотрудники, обеспечивающие корпоративную безопасность (работники

кадровой службы, службы безопасности, руководители структурных под-

разделений, в том числе руководители

функциональных направлений обеспечения безопасности и пр.).

Реализуют стратегию и политику

обеспечения кадровой безопасности,

выполняют функции обеспечения

безопасности. Отвечают за кадровое

обеспечение системы безопасности

организации.

Низкая квалификация, вербовка

со стороны конкурентов и прочих

групп влияния.

Формирование лояльности, непрерывное повышение квалификации с целью

формирования необходимых компетенций в области обеспечения корпоративной безопасности.

Особо ценные (ключевые) сотрудники.

Вносят существенный вклад в повышение экономической и интеллектуальной безопасности организации, достижение ее целей.

Обладают высокой конкурентоспособностью на рынке труда, поэтому могут

быть объектом переманивания со стороны конкурентов.

Поддержание и повышение лояльности, в том числе посредством формирования конкурентоспособного

вознаграждения за результаты труда,

повышение квалификации и развитие

персонала, формирование среды для

развития талантов, поощрение инициативы. Удержание посредством отслеживания мотивационных ожиданий.

Сотрудники, имеющие доступ к информационным ресурсам.

Их действия могут нести угрозу ин-

формационной и интеллектуальной

безопасности организации, сами они

могут стать объектом вербовки и шантажа.

Умышленное и неумышленное нарушение правил обеспечения информационной безопасности.

Защита от угроз и посягательств извне,

контроль персонала, заключение договоров о неразглашении коммерческой тайны.

Сотрудники, владеющие коммерческой

тайной и конфиденциальной информацией.

Их действия могут нести угрозу информационной и интеллектуальной безопасности организации, сами они могут стать объектом вербовки и шантажа.

Передача конкурентам и другим за-

интересованным лицам информации,

составляющей коммерческую тайну.

Защита от угроз и посягательств извне,

контроль персонала, заключение договоров о неразглашении коммерческой тайны.

Работники, имеющие доступ к материальным активам и финансовым

Ресурсам.

Представляют угрозу имущественной

безопасности организации

Хищение денежных средств и имущества, небрежное отношение к имуществу,

сознательное его повреждение.

Защита от угроз и посягательств извне,

заключение договоров о материальной

ответственности, кадровый контроль.

Работники, владеющие фрагментарной

информацией о деятельности организации (курирующие клиентские группы, имеющие доступ к информации

с грифом конфиденциальности и т. д.).

Их действия могут нести угрозу безопасности организации, но не наносят

непоправимого ущерба.

Утрата клиентской базы, распространение конфиденциальной информации.

Защита от угроз и посягательств извне, кадровый контроль.

Остальной персонал организации.

Действия персонала, как правило,

не наносят существенного вреда и не имеют серьезных негативных последствий.

Воровство, мошенничество, увольнение и т. д.

Кадровый контроль, мероприятия по

сокращению текучести кадров, увольнение в случае проявления различных

форм нелояльности.


К административным методам можно отнести:

- проведение всестороннего отбора кадров, при котором не допускается прием на работу лиц, имеющих деструктивную направленность личности, социальные связи, порочащие их; биографию, свидетельствующую о наличии у них морально-нравственных дефектов;

- проведение периодической оценки степени защищенности жизненно важных интересов работников, особенно тех из них, кто занимает должности с повышенным уровнем риска кадровой безопасности;

- информирование персонала о том, какое наказание может следовать в случае нарушения конкретных норм дисциплины (выговор, лишение премии, понижение в должности, лишение определенных льгот, увольнение и др.);

- обучение персонала правилам и нормам обеспечения безопасности. Развитие определенных духовно-нравственных качеств у персонала возможно также посредством специального обучения, направленного на определение ориентиров в трудовой деятельности, развитие этической эрудиции, формирование способности давать непредвзятую оценку своим действиям и поступкам в случае конфликта интересов;

- обеспечение эффективного контроля над деятельностью персонала;

- формирование локальной нормативно-правовой базы обеспечения кадровой безопасности организации, которая предусматривает разработку и утверждение норм и правил поведения, в том числе этических, обязательных для соблюдения.

К числу основных регламентирующих документов следует отнести правила внутреннего трудового распорядка, трудовые договоры, договоры о материальной ответственности, договоры о неразглашении конфиденциальной информации, коммерческой тайны, персональных данных, регламенты использования средств коммуникации и доступа в Интернет и пр. В качестве дополнительного инструмента регулирования социально-трудовых отношений, которые не охватили в своем регулировании локальные нормативные акты, может использоваться этический кодекс;

- увольнение работников за грубые нарушения правил и норм кадровой безопасности. При этом «расставание» должно быть мирным, а со стороны кадрового менеджмента должны быть приняты доступные и приемлемые с точки зрения закона меры для того, чтобы после ухода из компании работник не предпринимал попыток отомстить или причинить вред[29].

К основным социально-экономическим методам можно отнести:

- создание условий, при которых работнику будет невыгодно осуществлять действия, наносящие ущерб организации;


- введение системы материального и иных видов стимулирования, дополнительно «привязывающих» работника к компании, которые он не сможет получить в конкурирующих организациях. Такая система может включать поощрения за добросовестную работу, соблюдение трудовой дисциплины и лояльность компании (вручение премий, ценных подарков или иных наград, туристических путевок и др.);

- предупреждение ситуаций, при которых работник или близкие ему люди могут оказаться в безвыходном или критическом положении при возникновении острых жизненных проблем. Профилактика таких ситуаций (в частности, долгов, материальных затруднений) должна осуществляться путем кредитования работников, создания кассы взаимопомощи и др.[30]

Социально-психологические методы включают в себя:

- формирование корпоративного духа, включая принятие мер по созданию у работников чувства принадлежности к организации, сплоченности коллектива, по созданию такого социально-психологического климата, который способствовал бы восприятию организации как референтной для каждого работника, а также препятствующего действиям и поступкам, направленным на причинение ущерба организации;

- формирование в организации такого стиля работы руководителей любого ранга, который не будет жестко авторитарным, не станет приводить к унижению, задевать чувство собственного достоинства подчиненных, с тем чтобы не провоцировать обратную негативную реакцию.

Стоит отметить, что методы обеспечения кадровой безопасности должны конкретизироваться с учетом индивидуально-личностных характеристик персонала, быть нацелены на восприятие каждого конкретного работника как потенциального субъекта угроз безопасности организации.

2.3. Методы противодействия угрозам кадровой безопасности

С целью оценки степени распространенности методов обеспечения кадровой безопасности и особенностей ее обеспечения в 2015 г. был проведен экспертный опрос Межрегиональной Общественной Организацией «Московская Ассоциация Предпринимателей»[31] 133 предпринимателя Москвы.

Основные методы противодействия угрозам со стороны персонала, используемые работодателями региона, представлены в табл. 2.


Таблица 2. Степень распространенности методов противодействия угрозам со стороны персонала организации, % от общего числа ответов

Стадия жизненного цикла

Численность работников организации

Метод

Вся выборка

Создание

Рост

Зрелость,

стабильность

Угасание, кризис

Выход из кризиса

До 50 чел.

От 50 до 100 чел.

От 101 до 200 чел.

От 201 до 500 чел.

От 501 до 1000 чел.

Более 1001 чел.

Постоянный контроль деятельности сотрудников, учет, проверки

12,5

0,0

16,9

11,3

0,0

0,0

16,2

13,3

20,0

8,1

15,6

8,8

Системы штрафов в случае нарушения

6,9

0,0

6,2

6,3

20,0

16,7

8,1

6,7

20,0

8,1

6,3

2,9

Договор об ответственности сторон (в письменной фор­ме): о материальной ответственности, о неразглашении коммерческой тайны и т. д.

16,9

0,0

18,5

16,3

40,0

0,0

13,5

13,3

20,0

21,6

18,8

14,7

Профилактическая работа: внимание к сотрудникам со стороны руководства, создание и поддержание хороше­го социально-психологического климата в коллективе

12,5

25,0

13,8

11,3

0,0

16,7

18,9

20,0

20,0

8,1

3,1

14,7

«Показательные» наказания виновных

3,1

0,0

3,1

3,8

0,0

0,0

0,0

6,7

20,0

5,4

3,1

0,0

Воспитание желания следовать корпоративной культуре

10,6

25,0

7,7

12,5

0,0

16,7

10,8

6,7

0,0

8,1

6,3

20,6

Дисциплинарные взыскания, депремирование

8,8

25,0

6,2

8,8

20,0

16,7

5,4

0,0

0,0

13,5

12,5

8,8

Моральное давление

2,5

0,0

0,0

3,8

0,0

16,7

2,7

0,0

0,0

2,7

0,0

5,9

Личное собеседование руководителя с сотрудником

13,1

0,0

15,4

12,5

0,0

16,7

13,5

26,7

0,0

5,4

15,6

14,7

Испытательный срок

12,5

25,0

12,3

12,5

20,0

0,0

10,8

6,7

0,0

18,9

15,6

8,8

Другие

0,6

0,0

0,0

1,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3,1

0,0