Файл: Особенности политики мотивации персонала корпораций (Современные модели мотивации персонала и их использование в практике управления сотрудниками).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Мотивация сотрудников в системе управления персоналом организации
1.2. Модели мотивации персонала в современной организации
1.3. Построение системы мотивации персонала в современных организациях
Глава 2. Исследование процесса мотивации в ООО «Макдоналдс»
2.1 Общая характеристика и структура управления ООО «Макдоналдс»
2.2 Анализ системы управления персоналом и анализ человеческих ресурсов в ООО «Макдоналдс»
2.3. Анализ политики мотивации персонала «Макдоналдс»
2.4. Рекомендации по оптимизации политики мотивации персонала ООО «Макдоналдс»
Таким образом, в целом по «Макдоналдс» социально-психологический климат можно охарактеризовать, как колеблющийся. То есть в одних коллективах по всем характеристикам его можно определить, как вполне благоприятный, однако руководители и менеджеры высшего звена оценивают свой коллектив, как не совсем благоприятный.
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос: “Как Вы относитесь к нововведениям в управлении?”
Варианты ответов |
В процентах от общего числа опрошенных |
Готов к нововведениям полностью |
42,20 |
Адаптируюсь к ним, но постепенно |
49,54 |
Тяжело переживаю какие-либо перемены |
8,26 |
Считаю изменения лишними |
0,00 |
Всего |
100,00 |
В табл. 8 представлена информация о готовности персонала компании к изменениям в области управления. Результаты являются положительными, так как половина респондентов ответила, что готова к изменениям. И 49,54% ответили, что адаптируются к изменениям, но для этого им нужно время.
Представленные выше характеристики персонала компании «Макдоналдс», составляют лишь определенную часть полной совокупности характеристик, которые несут в себе сотрудники организации, процесс изучения не является обособленным во времени процессом, это долговременные и периодически проводимые операции. Но необходимость знаний о персонале настолько велика, что невозможно сделать не единого шага в сторону принятия решения в области управления персоналом без базовых знаний о ценностях, мотивах, убеждениях, интересах сотрудников. Полученные в ходе проведенных исследований результаты будут служить определенным фундаментом при поэтапном построении системы управления персоналом.
Таблица 9
Оплата труда и премирование работников
Показатели |
Ед. изм. |
2014 |
2015 |
2016 |
---|---|---|---|---|
Фонд заработной платы, всего |
тыс.руб. |
74610 |
93330 |
270440 |
Среднемесячная заработная плата (не включая премии и вознаграждения): рабочего (операционного работника) служащего (административного работника) руководителей |
руб. |
10000 15000 20000 |
11000 15000 20000 |
11000 15000 20000 |
Фонд премий и вознаграждений, всего |
тыс.руб. |
2487 |
2745 |
54825 |
Средний размер премий и вознаграждений: рабочего (операционного работника) служащего (административного работника) руководителей |
руб. |
3500 6000 10000 |
3500 6000 10000 |
3500 6000 10000 |
Среднемесячные дивиденды получаемые: рабочего (операционного работника) служащего (административного работника) руководителей |
руб. |
0 0 0 |
0 0 0 |
0 0 0 |
Среднемесячный доход с учетом премий, вознаграждений и дивидендов: рабочего (операционного работника) служащего (административного работника) руководителей |
руб. |
13500 21000 30000 |
14500 21000 30000 |
14500 21000 30000 |
В Макдоналдс применяются три системы оплаты труда:
- Сдельно-премиальная оплата труда, которая предусматривает право Работника на премию за перевыполнение показателей производственной деятельности.
- Окладно-премиальная система оплаты труда, которая предусматривает ежемесячную выплату установленного должностного оклада с применением премирования по итогам работы за отчетный период (месяц).
- Повременная оплата труда, определяемая установленными Тарифами повременной оплаты труда отдельным категориям работников компании с указанием норм оплаты дневных и ночных часов работы.
Таким образом, мы рассмотрели особенности и характерные черты персонала «Макдоналдс»:
- в компании работает подавляющее большинство мужчин, важными ценностями среди персонала являются счастливая семейная жизнь и воспитание детей, развитие;
- средний возраст специалистов примерно сорок лет, в этом возрасте люди достаточно мобильны, легко относятся к нововведениям, способны к обучению, что существенно облегчает внедрение мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом;
- стабильность коллектива, специалисты долгое время работающие вместе имеют общие цели и ценности;
- руководство компании всячески способствует закреплению персонала;
- в компании большое внимание уделяется не только профессиональному обучению специалистов, но и обучению руководителей разных уровней в области управления персоналом, что говорит о стремлении руководства повысить уровень компетентности руководящего звена;
- у руководителей компании не хватает элементарных знаний в области управления организацией и управления персоналом;
- существует непонимание со стороны персонала компании, необходимости совершенствования технологий управления персоналом и построения системы управления персоналом.
2.4. Рекомендации по оптимизации политики мотивации персонала ООО «Макдоналдс»
Анализ деятельности компании показывает, что существенные мероприятия по улучшению положения и поиску внутрикорпоративных резервов стимулирования, в последнее время не проводится. Применяются несовершенные методы управления и экономического стимулирования, которые “гасят” заинтересованность работников в повышении эффективности деятельности. Низкая эффективность внутрифирменных отношений обусловлена также тем, что: инициатива и предприимчивость не поощряются, а часто, наоборот пресекаются; фонд экономического стимулирования не образуется, а выделяется из централизованных источников; подразделения не несут экономической ответственности за эффективность использования фондов, трудовых и материальных ресурсов.
Одним из последних новшеств является разработка под руководством директора предприятия стандарта «Оценка качества труда работников «Макдоналдс». Стандарт распространяется на деятельность руководителей, специалистов и рабочих всех подразделений и направлен на своевременное и качественное выполнение основных задач и функций подразделениями, должностных обязанностей - исполнителями. Формы и размеры материального стимулирования устанавливаются для персонала предприятия с учетом коэффициента качества труда каждого работника (ККТ).
Основные организационные принципы оценки системы качества включают в себя:
- систематический контроль и анализ деятельности подразделений по разработанным показателям;
- обязательную ответственность всех работников за выявление не соответствия в результате контроля выполнения требований нормативной документации, документов системы качества, а также за несвоевременное некачественное выполнение работ;
- аттестацию исполнителей для определения их соответствия занимаемым должностям;
- четкую взаимосвязь между оценкой качества труда, моральным и материальным стимулированием исполнителей;
- воспитание чувства повышенной ответственности у исполнителей работ за результаты, гласность этих результатов.
ККТ рассчитывается по следующей формуле[20]:
ККТ=1,00+К + Кп (3)
где 1,00 - номинальное значение ККТ;
К - сумма коэффициентов снижения за месяц;
Кп - сумма коэффициентов поощрения за месяц.
Величина ККТ сравнивается с общепринятыми оценками (таблица 10).
Таблица 10
Общепринятые оценки ККТ «Макдоналдс»
№ п/п |
Коэффициент качества труда |
Оценка |
Размер снижения или повышения |
|
премии |
сдельного приработка |
|||
1. |
Выше 1,0 |
5 |
В соответствии с ККТ, но не выше +30% |
В соответствии с ККТ, но не выше +30% или по решению Совета отдела и руководителя подразделения |
2. |
1,0 - 0,85 для операторов и сменных наладчиков цехов: 1,0 - 0,89 для среднего ККТ по отделам |
5 |
- |
- |
3. |
Ниже 0,92 - 0, 75 |
4 |
-15% |
-15% |
4. |
Ниже 0,75 -0,50 |
3 |
-25% |
-25% |
5. |
Ниже 0,50 |
2 |
-60% |
-60% |
6. |
При совершении прогулов, распитии спиртных напитков, пребывании в наркотическом или токсическом опьянении на рабочем месте, снижение ККТ на -1 ,0 |
2 |
-100% |
-100% |
7. |
При распитии спиртных напитков, пребывании в наркотическом или токсическом опьянении внерабочее время на территории предприятия снижение ККТ на -1,0 |
2 |
-100% |
-60% |
8. |
При грубейших случаях нарушения должностных обязанностей, приведших к материальному ущербу, хищению собственности, снижение ККТ на -1 ,0 |
2 |
-100% |
-100% |
Оценка качества труда работников предприятия предполагает наличие показателей, характеризующих качество его работы, и при наличии замечаний к качеству работы (или поощрений); коэффициент качества труда снижается (повышается) соответственно тому или иному показателю. Общие для всех работников «Макдоналдс» показатели приведены в таблице 11.
Таблица 11
Показатели, характеризующие качество труда работников
№ п/п |
Показатели снижения (повышения) ККТ |
Величина снижения (повышения) |
---|---|---|
1. |
Перевыполнение показателей, предусмотренных нормативными документами: за каждый % перевыполнения. |
+0,03 |
2. |
Выполнение дополнительного задания без оплаты за каждый случай. |
+0,05 |
3. |
Присвоение звания «Лучший по профессии»: - за первый месяц; - за второй подряд месяц;- за третий подряд месяц. |
+0,05 +0,10 премия из фонда бригадира |
4. |
Поощрение за выполнение особо важных заданий. |
+0,10 |
5. |
Благодарность (приказ по «Макдоналдс»). |
+0,10 |
6. |
Победители конкурсов. |
+0,10 |
7. |
Награды: - грамоты; ордена, медали. |
+0,15 +0,30 |
8. |
Рационализаторские предложения. |
+0,10 |
9. |
Невыполнение или выполнение процедур с отступлением от документов системы качества, правил ТБ и ПБ и др. за каждый случай: значительное несоответствие; малозначительное несоответствие. |
-0,51 -0,10 |
10. |
Ведение документации с отступлением от требований, предусмотренных в документах СК и других документах, действующих на «Макдоналдс» за каждый случай: значительное несоответствие; - малозначительное несоответствие. |
-0,30 -0,10 |
11. |
Неудовлетворительное хранение документов за каждый случай. |
-0,10 |
12. |
Искажение или несвоевременное представление информации в указанные в документах сроки, несоблюдение объемов предоставленной информации |
-0,11 |
13. |
Невыполнение распоряжений руководителя за каждый случай. |
-0,19 |
14. |
Невыполнение приказов, распоряжений, мероприятий поставленных на контроль в ОСК: за каждый случай; при повторном невыполнении; при последующих случаях невыполнения; отсутствие отметки о выполнении приказа, распоряжения, мероприятия. |
-0,10 -0,51 1,0 снижение премии на 100 -0,10 |
15. |
Скрытие фактов, круговая порука, ложная информация за каждый случай. |
-0,51 |
16. |
Невыполнение установленного задания (за месяц, отчетный период, за каждое индивидуальное задание). |
-0,15 |
17. |
Некачественное выполнение установленного задания. |
-0,15 |
18. |
Несвоевременный, некачественный прием-сдача смен. |
-0,16 |
19. |
Не оперативность и не предприимчивость в сложившейся ситуации за каждый случай. |
-0,30 |
20. |
За оценку по санитарному состоянию и культуре производства: - оценка 4; - оценка 3; - оценка 2. |
-0,15 -0,30 |
21. |
Отсутствие анализа причин предъявленных к подразделению претензий за каждый случай. |
-0,15 |
22. |
Отсутствие мероприятий по устранению несоответствий, выявленных в подразделении за каждый случай. |
-0,30 |
23. |
Нарушение правил внутреннего распорядка в «Макдоналдс» за каждый случай: -опоздание на рабочее место, отсутствие на рабочем месте, преждевременный уход с рабочего места до 20 мин. |
-0.10 |
-свыше 20 мин. |
-0.51 |
|
-прочие нарушения дисциплины |
-0.30 |
|
24. |
За нарушение пропускного режима(не предъявил пропуск, испорченный пропуск) |
-0.10 |
25. |
За проникновение на территорию и с территории предприятия через забор и прочие места, не предусмотренные Положением о пропускном режиме. |
0.51 |
26. |
Непосещение или опоздание на производственные совещания и другие мероприятия, проводимые на «Макдоналдс», влияющие на повышение производительности труда, эффективность производства, выполнение плана. |
0.51 |
27. |
Нарушение правил и норм по экологии за каждый случай по представлению старшего инженера по экологии: |
|
-малозначительное нарушение; |
0.11 |
|
-значительное нарушение. |
0.51 |
|
28. |
Наличие удержания в зарплате за нанесенный материальный ущерб (на основании приказа), кроме удержаний предусмотренных нормативными документами. |
0.08 |
29. |
За оскорбление, клевету, умышленное легкое телесное повреждение или нанесение побоев на рабочих местах или территории «Макдоналдс» повлекших расстройства здоровья. |
-1.0 |
30. |
При наличии административного взыскания или снижения размера премии по |
|
-замечание; |
0.10 |
|
-выговор; |
0.15 |
|
-строгий выговор; |
0.30 |
|
-снижение премии на 20-30 %; |
0.33 |
|
-снижение премии на 50-60%; |
0.51 |
|
-снижение премии на 100%. |
1.00 |
Текучесть кадров является основной проблемой, с которой сталкиваются современные предприятия. Высокий уровень текучести кадров указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия. Предполагается, что благодаря новой системе стимулирования труда, текучесть кадров сократится до естественного уровня – с 10,30% до 5% в год. Ниже представлен расчет экономии средств за счет уменьшения текучести кадров.
Таблица 12
Расчет экономии средств за счет сокращения текучести кадров
Количество сотрудников на предприятии |
170 человек |
Текучесть кадров – 10,3% в год |
113 рабочих |
Средняя заработная плата 1 рабочего |
9848 руб. |
Стоимость замены 1 работника |
7719 руб. |
Сумма затрат на замену персонала в год |
872247 руб. |
При сокращении текучести на 5,3% в год |
55 рабочих |
Сумма затрат на замену персонала при уровне текучести 5% в год |
424545 руб. |
Общая экономия (Эт) |
447702 руб. |
Эффект от предложенных мероприятий (с учетом затрат на проведение конкурса) составит 872247 – 424545 = 447702 руб.
Далее определим эффект от увеличения производительности труда (за счет новой системы стимулирования труда)[21].
Эп=Р*Дм*(П2-П1) (4)
Где, Р - количество работников,
Дм – количество рабочих дней, отработанных ими за месяц.
П – производительность труда, как отношение объема продаж за день к числу работников =Оп/Р.
Эп = 170 * 20 * ((294100/1350) – (259989/1350)) = 682290 руб. (за месяц).
За год составит: 682290 * 12 = 8187480 руб.
Таким образом эффект от увеличения производительности труда за год составит 8187480 рублей. Увеличение производительности труда является средством удовлетворения постоянно растущих потребностей как материальных, так и культурных.
Суммарная эффективность рассчитывается по следующей формуле[22]:
Эс = Эт +Эп = 447702 + 8187480 = 8635182 тыс.руб.
Таким образом, от внедрения предложенных мероприятий по стимулированию труда на предприятии уменьшится текучесть кадров и увеличится производительность труда, а также эффект составит 8635182 тыс.руб.
Выводы по 2 главе:
На основе проведенного исследования системы мотивации персонала «Макдоналдс» можно сделать вывод, что система стимулирования персонала нуждается в совершенствовании с учетом новых подходов и тенденций кадрового менеджмента.