Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента»).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность понятия коммерческой деятельности
1.2 Содержание коммерческой деятельности предприятия
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ЛЕНТА» И ПУТИ ЕЁ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
2.1. Краткая характеристика предприятия ООО «ЛЕНТА»
2.2. Анализ коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»
2.3. Пути совершенствования коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»
20 лет прошло путь развития от небольшого магазина-склада в Санкт-Петербурге до сети гипермаркетов федерального значения и одного из лидеров российского ритейла.
Лента использует три формата гипермаркетов:
- «стандартный», с торговой площадью около 7 300 кв. м (меньше, чем у большинства западноевропейских гипермаркетов) и примерно 26 000 единиц складского учета;
- «компактный», с торговой площадью около 4 920 кв. м и примерно 17 000 – 19 000 единиц складского учета;
- «суперкомпактный», с торговой площадью около 3 000 кв. м и примерно 12 000 единиц складского учета. В основном все гипермаркеты «Лента» работают 7 дней в неделю 24 часа в сутки.
А также формат «супермаркет», с торговой площадью около 900 кв. м и примерно 6 200 единиц складского учета.
Средний гипермаркет «Ленты» имеет 5 758 кв. м. торговой площади. Компания оперирует семью собственными распределительными центрами. «Лента» в основном занимается развитием форматов гипермаркетов и супермаркетов с низкими ценами на ключевые категории продуктов.
По состоянию на 31 декабря 2016 года компания имеет более 10,5 миллионов активных держателей карт лояльности. Около 93% всех продаж в магазинах «Ленты» в 2016 г. были осуществлены с использованием таких карт. Головной офис Общества, традиционно, расположен в г. Санкт-Петербург.
Число штатных сотрудников «Ленты» составляет около 45 635 человек по состоянию на 31 декабря 2016 г.[28]
В своей трудовой деятельности все сотрудники компании должны исходить из общей стратегии компании и определённой ею миссии и ценностей компании.
Миссия ООО «Лента»:
Мы работаем для того, чтобы люди в России жили лучше и богаче, сохраняя свои деньги каждый день.
Ценности ООО «Лента»:
- Удовлетворение запросов потребителей
Компания стремится предоставлять наилучший сервис своим покупателям, постоянно принимая во внимание их мнения и пожелания по продуктам и услугам. Покупатели являются основой развития и совершенствования.
- Низкие цены
«Лента» является лидером в области низких цен. Компания стремится предоставлять своим покупателям больше товаров за меньшую стоимость по сравнению с конкурентами. Компания старается контролировать свои расходы, чтобы обеспечить выгоду для своих покупателей.
- Высокое качество товаров
Компания гарантирует высокие стандарты гигиены и качества предлагаемых товаров.
- Сотрудники
Отношение к сотрудникам строится на основе той позиции, что сотрудники являются наиболее ценным ресурсом компании. В компании уверены: чтобы иметь возможность удовлетворять потребности покупателей, ей необходимо заботиться о своем персонале.
- Уважение к каждому
«Лента» уважает мнение своих сотрудников, независимо от того, какую позицию они занимают в компании. Компания поощряет конструктивную критику и дружеские отношения внутри компании. Отношения между сотрудниками построены на взаимном доверии. Каждый может попросить помощи коллег, и он может быть уверен, что его голос будет услышан.
- Командная работа
Только работая вместе, компания сможет полностью удовлетворить потребности своих покупателей.
- Обучение персонала
Ничто не остается неизменным. Когда речь идет об образовании и профессиональном росте, компания настоятельно рекомендует нашим сотрудникам повышать квалификацию с помощью корпоративных программ обучения. В свою очередь, это поможет «Ленте» расти и расширяться.
- Новаторство и новые идеи
В основе успеха деятельности ООО «Лента» лежит постоянный поиск новых идей и решений. Нередко такие идеи предлагаются сотрудниками. В компании считают, что для того, чтобы оставаться впереди конкурентов, необходимо постоянно воплощать новые идеи.[29]
В планах будущей деятельности Общества на 2017 и последующие годы – расширение и развитие федеральной сети. В 2017 году компания «Лента» планирует продолжить открытие новых гипермаркетов и супермаркетов, как в традиционных, так и в новых для себя городах. Планы компании зафиксированы так называемой стратегией роста.
В соответствии с указанной стратегией долгосрочными целями ООО «Лента» на 2017-2020 гг. являются:
- Войти в тройку ведущих мультиформатных продовольственных ритейлеров России и стать крупнейшей сетью гипермаркетов, чтобы получить максимум преимуществ от поставщиков и экономии масштаба в фиксированных расходах;
- Последовательный акцент на прибыльном росте, баланс между капитальными вложениями и возвратом инвестиций (IRR на уровне 20%), чтобы сохранить лучшие на рынке показатели доходности;
- Укреплять устойчивое финансовое положение, придерживаться консервативного подхода к долговой нагрузке;
- Инвестиции в развитие человеческого капитала, нацеленные на поддержание команды «Ленты» на высшем уровне в розничной отрасли;
- Удвоить торговую площадь до конца 2020 г.;
- Создать новые форматы для дальнейшего роста бизнеса.
Реализация указанных целей планируется вестись по 2 направлениям: развития и закрепления текущих позиций:
- Развитие. Общество планирует продолжить реализацию стратегии развития мультиформатной торговой сети, как за счёт развития формата «супермаркет», так и различных форматов гипермаркета (стандарт, компакт, суперкомпакт).
Гипермаркетов:
- Открывать органически 150-200 тыс. кв. м торговой площади ежегодно, долгосрочный потенциал рынка в целевых городах – около 400 новых гипермаркетов;
- Приоритет в среднесрочной перспективе – Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города; продолжение развития в городах присутствия, а также выход в менее крупные новые города;
- Новые инвестиции и повышение эффективности сети для увеличения возврата на капитал и создания возможностей для выхода в мелкие населенные пункты.
Супермаркетов:
- Существенно нарастить число открытий супермаркетов, увеличив их торговую площадь в 8 раз до 2020 г. (до 15-20% от общей торговой площади Компании)
- Расширить сеть супермаркетов вокруг существующих распределительных центров, начиная с 2017 г.;
- Основной акцент на арендной схеме развития, с сохранением в собственности 20-30% торговой площади.[30]
- Укрепление текущих позиций:
- Цель – первое или второе место на локальном рынке;
- Использование текущего уровня популярности бренда «Лента» для ускорения вывода новых магазинов на плановые показатели;
- Использование знаний специфики местного рынка, а также уже существующей инфраструктуры цепочки поставок;
- Дальнейшее повышение уровня охвата населения в регионах присутствия путем использования различных форматов магазинов в целях повышения степени удобства для покупателей;
- Повышение уровня обслуживания в магазинах с повышенной нагрузкой за счет открытия новых удобно расположенных торговых точек для охвата текущей клиентской базы и новых покупателей.
При реализации стратегии роста основное внимание Общество обращает на расширение присутствия в Центральном, Северо-Западном, Сибирском федеральных округах, с усилением экспансии в Уральском, Приволжском и Южном федеральных округах.
Уже в 2017 году Компания планирует значительно увеличить количество супермаркетов. Придерживаясь консервативной финансовой политики, а также учитывая недавнее приобретение у компании Kesko 11 гипермаркетов, «Лента» приняла решение об открытии меньшего количества гипермаркетов в 2017 году по сравнению с прошлым годом (органический рост), при этом увеличивая количество открытий супермаркетов.
По итогам общей деятельности компанией в 2016 году были достигнуты следующие результаты (табл.2.3).
Таблица 2.3
Финансовые результаты ООО «Лента» за 2015-2016 года, тыс. руб.[31]
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
Изменение 2016 к 2015 |
|
абс. |
в % |
|||
Выручка |
288201963,00 |
351342477,00 |
63140514 |
121,91 |
Себестоимость продаж |
-218682698,00 |
-266077174,00 |
-47394476 |
121,67 |
Валовая прибыль (убыток) |
69519265,00 |
85265303,00 |
15746038 |
122,65 |
Коммерческие расходы |
-49696179,00 |
-63372043,00 |
-13675864 |
127,52 |
Управленческие расходы |
||||
Прибыль (убыток) от продаж |
19823086,00 |
21893260,00 |
2070174 |
110,44 |
Доходы от участия в других организациях |
19848899,00 |
|||
Проценты к получению |
845277,00 |
923902,00 |
78625 |
109,30 |
Проценты к уплате |
-11958615,00 |
-10058650,00 |
1899965 |
84,11 |
Прочие доходы |
20730647,00 |
4159553,00 |
-16571094 |
20,06 |
Прочие расходы |
-20559073,00 |
-4481161,00 |
16077912 |
21,80 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
28730221,00 |
12436904,00 |
-16293317 |
43,29 |
Текущий налог на прибыль |
-576404,00 |
-1084891,00 |
-508487 |
188,22 |
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) |
-3885974,00 |
110117,00 |
3996091 |
-2,83 |
Изменение отложенных налоговых обязательств |
-1218763,00 |
-1591299,00 |
-372536 |
130,57 |
Изменение отложенных налоговых активов |
-62569,00 |
115261,00 |
177830 |
-184,21 |
Прочее |
-5616,00 |
|||
Чистая прибыль (убыток) |
26866870,00 |
9875975,00 |
-16990895 |
36,76 |
Общая выручка компании за 2016 год составила 351342477 тыс. руб., что на 63140514 тыс. руб. или 21,91% выше чем в 2015 году. В качестве положительного момента стоит отметить, что темп роста себестоимости чуть ниже темпа роста выручки, что говорит об эффективном управлении себестоимостью и позволила получить валовую прибыль в 2016 году на 22,65% больше чем в 2015 году, а именно 85265303 тыс. руб.
Рост коммерческих расходов на 27,5% привел к более меньшему росту прибыли от продаж – 10, 44%, а прочая деятельность компании привела к тому, что прибыль до налогообложения в 2016 году упала более чем в 2 раза и составила 12436904 тыс. руб. По итогам года ООО «Лента» получила прибыль в размере 9875975 тыс. руб., что на 63% меньше чем в 2015 году.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания ООО «Лента» на сегодня является ведущим игроком на рынке розничной торговли России. Менеджмент компании в целом сочетает значительный международный опыт с глубоким знанием российского рынка и обширным опытом работы в России. Менеджмент компании в целом придерживается высоких стандартов корпоративного управления (крупнейшими акционерами Ленты являются TPG Capital и Европейский Банк Реконструкции и Развития). При этом как показал анализ финансовых показателей в 2016 году компания по отношению к 2015 году действовала недостаточно эффективно, а одним из основных факторов, которые отрицательно повлияли на итоговый результат (чистую прибыль) послужил рост коммерческих расходов, что могло произойти вследствие снижения эффективности коммерческой деятельности.
2.2. Анализ коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»
Управление коммерческой деятельностью в ООО «Лента» возложено на ряд отделов, входящих в Департамент управления коммерческой деятельностью компании. Департамент является структурным подразделением и подчиняется коммерческому директору, который входит в Правление компанией. Правление Компании, обладающее высокой квалификацией, во главе с Генеральным директором обеспечивает реализацию разрабатываемых Советом директоров стратегий.
Герман Тинга пришел в компанию Lenta Ltd на должность Коммерческого директора ООО «Лента» в 2013 г. До прихода в Компанию занимал должность директора по глобальному категорийному менеджменту и отбору поставщиков в сегменте непродовольственных товаров в Metro AG. Имея образование и опыт работы в областях маркетинга, категорийного менеджмента, закупок и мерчандайзинга, в течение 32 лет выполнял широкий круг обязанностей на различных постах в высшем руководстве и советах директоров компаний розничной и мелкооптовой (формат cash & carry) торговли. В течение четырех лет являлся членом Правления Metro Cash & Carry в России. Имеет степень бакалавра Нидерландского института маркетинга.[32]