Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ООО «Лента»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20 лет прошло путь развития от небольшого магазина-склада в Санкт-Петербурге до сети гипермаркетов федерального значения и одного из лидеров российского ритейла.

Лента использует три формата гипермаркетов:

  • «стандартный», с торговой площадью около 7 300 кв. м (меньше, чем у большинства западноевропейских гипермаркетов) и примерно 26 000 единиц складского учета;
  • «компактный», с торговой площадью около 4 920 кв. м и примерно 17 000 – 19 000 единиц складского учета;
  • «суперкомпактный», с торговой площадью около 3 000 кв. м и примерно 12 000 единиц складского учета. В основном все гипермаркеты «Лента» работают 7 дней в неделю 24 часа в сутки.

А также формат «супермаркет», с торговой площадью около 900 кв. м и примерно 6 200 единиц складского учета.

Средний гипермаркет «Ленты» имеет 5 758 кв. м. торговой площади. Компания оперирует семью собственными распределительными центрами. «Лента» в основном занимается развитием форматов гипермаркетов и супермаркетов с низкими ценами на ключевые категории продуктов.

По состоянию на 31 декабря 2016 года компания имеет более 10,5 миллионов активных держателей карт лояльности. Около 93% всех продаж в магазинах «Ленты» в 2016 г. были осуществлены с использованием таких карт. Головной офис Общества, традиционно, расположен в г. Санкт-Петербург.

Число штатных сотрудников «Ленты» составляет около 45 635 человек по состоянию на 31 декабря 2016 г.[28]

В своей трудовой деятельности все сотрудники компании должны исходить из общей стратегии компании и определённой ею миссии и ценностей компании.

Миссия ООО «Лента»:

Мы работаем для того, чтобы люди в России жили лучше и богаче, сохраняя свои деньги каждый день.

Ценности ООО «Лента»:

  1. Удовлетворение запросов потребителей

Компания стремится предоставлять наилучший сервис своим покупателям, постоянно принимая во внимание их мнения и пожелания по продуктам и услугам. Покупатели являются основой развития и совершенствования.

  1. Низкие цены

«Лента» является лидером в области низких цен. Компания стремится предоставлять своим покупателям больше товаров за меньшую стоимость по сравнению с конкурентами. Компания старается контролировать свои расходы, чтобы обеспечить выгоду для своих покупателей.

  1. Высокое качество товаров

Компания гарантирует высокие стандарты гигиены и качества предлагаемых товаров.

  1. Сотрудники

Отношение к сотрудникам строится на основе той позиции, что сотрудники являются наиболее ценным ресурсом компании. В компании уверены: чтобы иметь возможность удовлетворять потребности покупателей, ей необходимо заботиться о своем персонале.


  1. Уважение к каждому

«Лента» уважает мнение своих сотрудников, независимо от того, какую позицию они занимают в компании. Компания поощряет конструктивную критику и дружеские отношения внутри компании. Отношения между сотрудниками построены на взаимном доверии. Каждый может попросить помощи коллег, и он может быть уверен, что его голос будет услышан.

  1. Командная работа

Только работая вместе, компания сможет полностью удовлетворить потребности своих покупателей.

  1. Обучение персонала

Ничто не остается неизменным. Когда речь идет об образовании и профессиональном росте, компания настоятельно рекомендует нашим сотрудникам повышать квалификацию с помощью корпоративных программ обучения. В свою очередь, это поможет «Ленте» расти и расширяться.

  1. Новаторство и новые идеи

В основе успеха деятельности ООО «Лента» лежит постоянный поиск новых идей и решений. Нередко такие идеи предлагаются сотрудниками. В компании считают, что для того, чтобы оставаться впереди конкурентов, необходимо постоянно воплощать новые идеи.[29]

В планах будущей деятельности Общества на 2017 и последующие годы – расширение и развитие федеральной сети. В 2017 году компания «Лента» планирует продолжить открытие новых гипермаркетов и супермаркетов, как в традиционных, так и в новых для себя городах. Планы компании зафиксированы так называемой стратегией роста.

В соответствии с указанной стратегией долгосрочными целями ООО «Лента» на 2017-2020 гг. являются:

  • Войти в тройку ведущих мультиформатных продовольственных ритейлеров России и стать крупнейшей сетью гипермаркетов, чтобы получить максимум преимуществ от поставщиков и экономии масштаба в фиксированных расходах;
  • Последовательный акцент на прибыльном росте, баланс между капитальными вложениями и возвратом инвестиций (IRR на уровне 20%), чтобы сохранить лучшие на рынке показатели доходности;
  • Укреплять устойчивое финансовое положение, придерживаться консервативного подхода к долговой нагрузке;
  • Инвестиции в развитие человеческого капитала, нацеленные на поддержание команды «Ленты» на высшем уровне в розничной отрасли;
  • Удвоить торговую площадь до конца 2020 г.;
  • Создать новые форматы для дальнейшего роста бизнеса.

Реализация указанных целей планируется вестись по 2 направлениям: развития и закрепления текущих позиций:

  1. Развитие. Общество планирует продолжить реализацию стратегии развития мультиформатной торговой сети, как за счёт развития формата «супермаркет», так и различных форматов гипермаркета (стандарт, компакт, суперкомпакт).

Гипермаркетов:

  • Открывать органически 150-200 тыс. кв. м торговой площади ежегодно, долгосрочный потенциал рынка в целевых городах – около 400 новых гипермаркетов;
  • Приоритет в среднесрочной перспективе – Москва, Санкт-Петербург и другие крупные города; продолжение развития в городах присутствия, а также выход в менее крупные новые города;
  • Новые инвестиции и повышение эффективности сети для увеличения возврата на капитал и создания возможностей для выхода в мелкие населенные пункты.

Супермаркетов:

  • Существенно нарастить число открытий супермаркетов, увеличив их торговую площадь в 8 раз до 2020 г. (до 15-20% от общей торговой площади Компании)
  • Расширить сеть супермаркетов вокруг существующих распределительных центров, начиная с 2017 г.;
  • Основной акцент на арендной схеме развития, с сохранением в собственности 20-30% торговой площади.[30]
  1. Укрепление текущих позиций:
  • Цель – первое или второе место на локальном рынке;
  • Использование текущего уровня популярности бренда «Лента» для ускорения вывода новых магазинов на плановые показатели;
  • Использование знаний специфики местного рынка, а также уже существующей инфраструктуры цепочки поставок;
  • Дальнейшее повышение уровня охвата населения в регионах присутствия путем использования различных форматов магазинов в целях повышения степени удобства для покупателей;
  • Повышение уровня обслуживания в магазинах с повышенной нагрузкой за счет открытия новых удобно расположенных торговых точек для охвата текущей клиентской базы и новых покупателей.

При реализации стратегии роста основное внимание Общество обращает на расширение присутствия в Центральном, Северо-Западном, Сибирском федеральных округах, с усилением экспансии в Уральском, Приволжском и Южном федеральных округах.

Уже в 2017 году Компания планирует значительно увеличить количество супермаркетов. Придерживаясь консервативной финансовой политики, а также учитывая недавнее приобретение у компании Kesko 11 гипермаркетов, «Лента» приняла решение об открытии меньшего количества гипермаркетов в 2017 году по сравнению с прошлым годом (органический рост), при этом увеличивая количество открытий супермаркетов.

По итогам общей деятельности компанией в 2016 году были достигнуты следующие результаты (табл.2.3).

Таблица 2.3

Финансовые результаты ООО «Лента» за 2015-2016 года, тыс. руб.[31]


Наименование показателя

2015

2016

Изменение 2016 к 2015

абс.

в %

Выручка

288201963,00

351342477,00

63140514

121,91

Себестоимость продаж

-218682698,00

-266077174,00

-47394476

121,67

Валовая прибыль (убыток)

69519265,00

85265303,00

15746038

122,65

Коммерческие расходы

-49696179,00

-63372043,00

-13675864

127,52

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

19823086,00

21893260,00

2070174

110,44

Доходы от участия в других организациях

19848899,00

Проценты к получению

845277,00

923902,00

78625

109,30

Проценты к уплате

-11958615,00

-10058650,00

1899965

84,11

Прочие доходы

20730647,00

4159553,00

-16571094

20,06

Прочие расходы

-20559073,00

-4481161,00

16077912

21,80

Прибыль (убыток) до налогообложения

28730221,00

12436904,00

-16293317

43,29

Текущий налог на прибыль

-576404,00

-1084891,00

-508487

188,22

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

-3885974,00

110117,00

3996091

-2,83

Изменение отложенных налоговых обязательств

-1218763,00

-1591299,00

-372536

130,57

Изменение отложенных налоговых активов

-62569,00

115261,00

177830

-184,21

Прочее

-5616,00

Чистая прибыль (убыток)

26866870,00

9875975,00

-16990895

36,76


Общая выручка компании за 2016 год составила 351342477 тыс. руб., что на 63140514 тыс. руб. или 21,91% выше чем в 2015 году. В качестве положительного момента стоит отметить, что темп роста себестоимости чуть ниже темпа роста выручки, что говорит об эффективном управлении себестоимостью и позволила получить валовую прибыль в 2016 году на 22,65% больше чем в 2015 году, а именно 85265303 тыс. руб.

Рост коммерческих расходов на 27,5% привел к более меньшему росту прибыли от продаж – 10, 44%, а прочая деятельность компании привела к тому, что прибыль до налогообложения в 2016 году упала более чем в 2 раза и составила 12436904 тыс. руб. По итогам года ООО «Лента» получила прибыль в размере 9875975 тыс. руб., что на 63% меньше чем в 2015 году.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компания ООО «Лента» на сегодня является ведущим игроком на рынке розничной торговли России. Менеджмент компании в целом сочетает значительный международный опыт с глубоким знанием российского рынка и обширным опытом работы в России. Менеджмент компании в целом придерживается высоких стандартов корпоративного управления (крупнейшими акционерами Ленты являются TPG Capital и Европейский Банк Реконструкции и Развития). При этом как показал анализ финансовых показателей в 2016 году компания по отношению к 2015 году действовала недостаточно эффективно, а одним из основных факторов, которые отрицательно повлияли на итоговый результат (чистую прибыль) послужил рост коммерческих расходов, что могло произойти вследствие снижения эффективности коммерческой деятельности.

2.2. Анализ коммерческой деятельности в ООО «ЛЕНТА»

Управление коммерческой деятельностью в ООО «Лента» возложено на ряд отделов, входящих в Департамент управления коммерческой деятельностью компании. Департамент является структурным подразделением и подчиняется коммерческому директору, который входит в Правление компанией. Правление Компании, обладающее высокой квалификацией, во главе с Генеральным директором обеспечивает реализацию разрабатываемых Советом директоров стратегий.

Герман Тинга пришел в компанию Lenta Ltd на должность Коммерческого директора ООО «Лента» в 2013 г. До прихода в Компанию занимал должность директора по глобальному категорийному менеджменту и отбору поставщиков в сегменте непродовольственных товаров в Metro AG. Имея образование и опыт работы в областях маркетинга, категорийного менеджмента, закупок и мерчандайзинга, в течение 32 лет выполнял широкий круг обязанностей на различных постах в высшем руководстве и советах директоров компаний розничной и мелкооптовой (формат cash & carry) торговли. В течение четырех лет являлся членом Правления Metro Cash & Carry в России. Имеет степень бакалавра Нидерландского института маркетинга.[32]