Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией (1 Теоретические аспекты коммуникационного процесса в управлении организацией).pdf
Добавлен: 30.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОММУНИКАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
1.1 Сущность коммуникационных процессов
1.2 Элементы, виды и этапы коммуникационного процесса
ГЛАВА 2 ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИЙ В ООО «ИМПЕРАТОР ПЛЮС»
2.1 Характеристика организации ООО «Император Плюс»
2.2 Анализ динамики и структуры кадров предприятия
2.3 Проблемы управления, связанные с коммуникационным процессом на предприятии
ГЛАВА 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий
Перейдем к количественной оценке экономической эффективности использования ИМИКС в деятельности коммерческой организации, ООО «Император Плюс» формирующей основу предлагаемого нами методического подхода и предусматривающей, как ранее и отмечалось, детерминацию, а также соотнесение между собой затратной и доходной составляющих. При этом в рамках первой должны быть учтены и капитальные вложения, и эксплуатационные расходы. Последние необходимо представлять в том числе с разбивкой по периодам предполагаемого срока окупаемости инвестиций в разработку ИМИКС и ее интеграцию в бизнес-процессы предприятия[29].
Следует отметить некоторую особенность учета такой статьи затрат, как обучение потенциальных пользователей работе с системой информационного обеспечения и коммуникационного сопровождения управленческих циклов, заключающуюся в том, что дефакто коммерческая организация не только платит за самообучение, но еще и несет убытки в виде отвлечения сотрудников от повседневно выполняемых ими функциональных обязанностей.
Расчет указанных убытков может быть осуществлен исходя из количества сотрудников, проходящих обучение, продолжительности его курса, а также стоимости часа работы каждого из них, определяемого посредством деления начисляемой заработной платы на количество отработанных им часов.
(1.1)
где
Ltop – потери предприятия, связанные с отвлечением сотрудников от должностных обязанностей на обучение;
Hi – количество рабочих часов продолжительности обучения;
Si – стоимость рабочего часа i-го сотрудника;
I – количество сотрудников, которое должно пройти обучение.
Доходная составляющая оценки экономической эффективности ИМИКС, на наш взгляд, выражается в двух ипостасях:
- экономии затрат на информационное обеспечение и коммуникационное сопровождение управленческого цикла предприятия;
- росте объемов поступлений от реализации товаров, оказания услуг и выполнения работ.
Последний может быть обусловлен увеличением «среднего чека» клиентов, ранее хотя бы один раз выступающих контрагентами коммерческой организации, привлечением новых покупателей или действием обоих обозначенных факторов одновременно[30].
Экономия затрат как на информационное обеспечение, так и коммуникационное сопровождение управленческого цикла предприятия в результате использования ИМИКС происходит по двум следующим статьям:
- фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудников коммерческой организации на сбор, обработку, хранение, анализ и представление информации руководству хозяйствующего субъекта;
- прочие расходы на проведение различного рода маркетинговых исследований и мониторингов, а также разработку и реализацию коммуникационных мероприятий.
(1.2)
где
Δ Eis – изменение затрат на информационное обеспечение управленческих циклов предприятия;
Δ Ew – изменение ФОТ сотрудников;
Δ Eo – изменение прочих затрат, связанных с проведением маркетинговых исследований и мониторингов.
В свою очередь, два последних показателя рассчитываются по следующим формулам.
(1.3)
где
EwbeforeIMICS – затраты ФОТ сотрудников до внедрения ИМИКС;
EwwithIMICS – затраты ФОТ сотрудников после внедрения ИМИКС.
(1.4)
где
E0beforeIMICS – прочие затраты, связанные с проведением маркетинговых исследований и мониторингов до внедрения ИМИКС;
E0withIMICS – прочие затраты, связанные с проведением маркетинговых исследований и мониторингов после внедрения ИМИКС[31].
Аналогичным образом рассчитывается изменение расходов на коммуникационное сопровождение управленческих циклов предприятия, эффективность которой может отражать показатель коммуникационных затрат на 1 рубль реализованной продукции.
Отметим, что в рамках первой статьи экономический эффект, получаемый предприятием от внедрения и обеспечения функционирования ИМИКС, может выражаться как в росте производительности труда персонала, так и в ранее обозначенной экономии ФОТ при условии, что руководство коммерческой организации примет решении о соответствующем сокращении штатной численности сотрудников.
Что касается второй выделенной нами статьи, то прочие затраты на проведение маркетинговых исследований и мониторингов, а также разработку и реализацию коммуникационных мероприятий могут учитываться как в целом, так и по отдельным параметрам (например, объектам изучения и/или воздействия), в частности. Это, в первую очередь, зависит от специфики учета затрат и построения системы бюджетирования на том или ином конкретном предприятии.
После определения значений всех элементов доходной и расходной составляющих проектирования, внедрения, обеспечения функционирования и модернизации, по мере необходимости, ИМИКС, нами предлагается детерминировать целесообразность ее реализации на практике посредством наиболее распространенных и научно обоснованных методов оценки эффективности инвестиционных проектов, к которым относятся[32]:
– расчет дисконтированного срока окупаемости (DPP);
– расчет индекса рентабельности (PI);
– расчет чистого приведенного эффекта (NPV);
– расчет внутренней нормы доходности (IRR)[33].
Обозначенные методы позволят дать комплексную количественную оценку результатов интеграции ИМИКС в бизнес-процессы коммерческой организации. При этом, следует отметить, что несмотря на возможную невысокую прибыльность ИМИКС с учетом приемлемого срока окупаемости как капитальных вложений в нее, так и эксплуатационных затрат на обеспечение работоспособности, ее реализация в практической деятельности предприятия может быть целесообразна в виду получения последней ранее приведенных нами качественных «бонусов», значимость которых для безопасного функционирования и устойчивого развития экономического субъекта зависит от специфики самой коммерческой организации, состояния ее отрасли, а также конъюнктуры экзогенной среды в целом[34].
В процессе эксплуатации ИМИКС при возникновении необходимости ее модернизации использование разработанного нами методического подхода позволит оценить резонность ее проведения в зависимости от соотношения затрат на совершенствование системы информационного обеспечения и коммуникационного сопровождения бизнес-процессов коммерческой организации и получаемых ею выгод от его осуществления.
Это дает основания говорить о применимости представленного порядка оценки эффективности не только для планируемых к выводу ИМИКС, но и уже функционирующих.
Таким образом, предложенный нами методический подход к оценке целесообразности разработки, внедрения и обеспечения работоспособности ИМИКС предприятия в полной мере соответствует всем обозначенным нами ранее критериям[35].
Такой вывод основывается на следующем:
- во-первых, предложенный методический подход позволяет по результатам реализации его первого этапа с достаточно высокой точностью количественно детерминировать ее экономическую эффективность, исходя из значения которой, индивидуально для каждой коммерческой организации устанавливается потребность в осуществлении второго этапа, заключающегося в выявлении потенциальных качественных «бонусов», приобретаемых хозяйствующим субъектом от использования ИМИКС и их детальном анализе с целью определения полезности последних для достижения безопасного функционирования, а также устойчивого и динамичного развития рыночного агента;
- во-вторых, в нем учитываются и доходная, и расходная составляющие проекта информационного обеспечения и коммуникационного сопровождения управленческих циклов предприятия, а также отражаются эмпирические и эвристические итоги претворения его в жизнь;
- в-третьих, в качестве инструментария в его методологическую основу положены научно обоснованные методы инвестиционного анализа, чем обеспечивается простота применения на практике.
Разработанный методический подход был апробирован при оценке целесообразности проектирования и внедрения ИМИКС в деятельность ООО «Император Плюс». Результаты апробации представлены в таблице 9 [36].
Таблица 9 - Экономическая эффективность построения и ввода ИМИКС
Показатели |
ООО «Император Плюс» |
Дисконтированный срок окупаемости (DPP), лет |
1,4 |
Индекс рентабельности (PI) |
1,3 |
Чистый приведенный эффект (NPV), тыс. руб. |
414,9 |
Внутренняя норма доходности (IRR), % |
39,1% |
Как видно из данных, представленных в таблице, разработка и имплантация ИМИКС в бизнес-процессы будет экономически обоснованным. В связи с этим, нами не проводился дальнейший учет и анализ качественных «бонусов», которые могло бы получить ООО «Император Плюс» от использования ИМИКС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коммуникации (от лат. Communication – связь) – в буквальном смысле означают «разделяемое всеми» или «общее». Практически, коммуникация – это процесс обмена информацией и идеями между двумя и более людьми, который ведет к взаимопониманию[37].
Задачи коммуникации возможно решить только в процессе коммуникационных взаимодействий, то есть в процессе обмена информацией.
Коммуникационные стили – это способы, с помощью которых человек строит различного рода взаимодействия с другими людьми. В настоящее время существует огромное множество различных стилей, которые используются в межличностных коммуникациях[38].
Также существует множество подходов к определениям этих стилей. Понимание стилей помогает определить как нужно себя вести в определенной ситуации и чего стоит ожидать от поведения, связанного с каким-либо стилем[39].
Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом решения этой проблемы. С существующими и потенциальными потребителями организации информируются через рекламные и другие программы продвижения продуктов.
В области PR приоритет отдается созданию определенного образа, «образа» организации на местном, национальном или международном уровне. Организации должны соблюдать правительственные правила и заполнять всеобъемлющие письменные отчеты в этом отношении. В своих ежегодных отчетах каждая компания сообщает о финансовой и маркетинговой информации, а также предоставляет информацию о ее местонахождении, возможностях карьерного роста, преимуществах и т. д. [40]
Это всего лишь несколько примеров того, как организация реагирует на события и факторы во внешней среде. Дискуссии, встречи, телефонные звонки, видеоролики, диски и т. д., Которые распространяются внутри организации, часто являются ответом на возможность или проблемы, создаваемые внешней средой.
Общение имеет большое значение для успеха организаций, менеджеры по связям расходуют от 50 до 90% времени, но опросы показали, что около 70% руководителей считают, что общение является самым большим препятствием для достижения эффективности их организаций.
Согласно результатам зарубежных исследований, эффективность горизонтальной коммуникации достигает 90%, вертикальная связь - 20-25% (такой объем информации от менеджеров доходит до рабочих и правильно их понимается). Другими словами, исполнители могут реализовать свои функции, имея лишь пятую часть информации, которую они предоставляют.
Воздействие информационной экономики на систему менеджмента предприятий выражается, в первую очередь, в резко возросшем информационном потоке и потребности принимать управленческие решения в ускоренном режиме в условиях конкурентной среды. Совершенствование управленческих технологий тесно связано с формированием, внедрением и применением средств управления, представляющих собой комплекс инструментальных, организационных и методических мероприятий.
В роли средств такого рода выступают информационно-коммуникационные технологии, которые обеспечивают управление показательно увеличивающимися информационными ресурсами в главных видах управленческой деятельности предприятия, такими как: стратегическое планирование, маркетинг, качество продукции и услуг, управление, антикризисное управление, финансовый учет и т.д[41].
В таком случае изменения настигают не только объемов, форм и местоположения информации, но и ее содержания ввиду трансформации функций и задач управления организацией в условиях современной экономики. Основная задача управления – это увеличение эффективности систем управления посредством компетенции менеджеров компании, увеличения скорости принятия стратегических решений, уверенности в осуществлении нестандартных процессов управления. В условиях информационной экономики роль информационно-коммуникационных технологий существенно возрастает[42].
Называясь элементом инфраструктуры, икт становятся основным средством ведения электронного бизнеса. В традиционных моделях ведения информационной деятельности информационно-коммуникационные технологии являются инфраструктурой, совместно с административным обеспечением (юридические услуги, кадры), финансовым учетом и т.д.