Файл: Влияние процесса коммуникаций на эффективность управления организацией (1 Теоретические аспекты коммуникационного процесса в управлении организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Расчет экономической эффективности мероприятий

Перейдем к количественной оценке экономической эффективности использования ИМИКС в деятельности коммерческой организации, ООО «Император Плюс» формирующей основу предлагаемого нами методического подхода и предусматривающей, как ранее и отмечалось, детерминацию, а также соотнесение между собой затратной и доходной составляющих. При этом в рамках первой должны быть учтены и капитальные вложения, и эксплуатационные расходы. Последние необходимо представлять в том числе с разбивкой по периодам предполагаемого срока окупаемости инвестиций в разработку ИМИКС и ее интеграцию в бизнес-процессы предприятия[29].

Следует отметить некоторую особенность учета такой статьи затрат, как обучение потенциальных пользователей работе с системой информационного обеспечения и коммуникационного сопровождения управленческих циклов, заключающуюся в том, что дефакто коммерческая организация не только платит за самообучение, но еще и несет убытки в виде отвлечения сотрудников от повседневно выполняемых ими функциональных обязанностей.

Расчет указанных убытков может быть осуществлен исходя из количества сотрудников, проходящих обучение, продолжительности его курса, а также стоимости часа работы каждого из них, определяемого посредством деления начисляемой заработной платы на количество отработанных им часов.

(1.1)

где

Ltop – потери предприятия, связанные с отвлечением сотрудников от должностных обязанностей на обучение;

Hi – количество рабочих часов продолжительности обучения;

Si – стоимость рабочего часа i-го сотрудника;

I – количество сотрудников, которое должно пройти обучение.

Доходная составляющая оценки экономической эффективности ИМИКС, на наш взгляд, выражается в двух ипостасях:

  • экономии затрат на информационное обеспечение и коммуникационное сопровождение управленческого цикла предприятия;
  • росте объемов поступлений от реализации товаров, оказания услуг и выполнения работ.

Последний может быть обусловлен увеличением «среднего чека» клиентов, ранее хотя бы один раз выступающих контрагентами коммерческой организации, привлечением новых покупателей или действием обоих обозначенных факторов одновременно[30].


Экономия затрат как на информационное обеспечение, так и коммуникационное сопровождение управленческого цикла предприятия в результате использования ИМИКС происходит по двум следующим статьям:

  • фонд оплаты труда (ФОТ) сотрудников коммерческой организации на сбор, обработку, хранение, анализ и представление информации руководству хозяйствующего субъекта;
  • прочие расходы на проведение различного рода маркетинговых исследований и мониторингов, а также разработку и реализацию коммуникационных мероприятий.

(1.2)

где

Δ Eis – изменение затрат на информационное обеспечение управленческих циклов предприятия;

Δ Ew – изменение ФОТ сотрудников;

Δ Eo – изменение прочих затрат, связанных с проведением маркетинговых исследований и мониторингов.

В свою очередь, два последних показателя рассчитываются по следующим формулам.

(1.3)

где

EwbeforeIMICS – затраты ФОТ сотрудников до внедрения ИМИКС;

EwwithIMICS – затраты ФОТ сотрудников после внедрения ИМИКС.

(1.4)

где

E0beforeIMICS – прочие затраты, связанные с проведением маркетинговых исследований и мониторингов до внедрения ИМИКС;

E0withIMICS – прочие затраты, связанные с проведением маркетинговых исследований и мониторингов после внедрения ИМИКС[31].

Аналогичным образом рассчитывается изменение расходов на коммуникационное сопровождение управленческих циклов предприятия, эффективность которой может отражать показатель коммуникационных затрат на 1 рубль реализованной продукции.

Отметим, что в рамках первой статьи экономический эффект, получаемый предприятием от внедрения и обеспечения функционирования ИМИКС, может выражаться как в росте производительности труда персонала, так и в ранее обозначенной экономии ФОТ при условии, что руководство коммерческой организации примет решении о соответствующем сокращении штатной численности сотрудников.

Что касается второй выделенной нами статьи, то прочие затраты на проведение маркетинговых исследований и мониторингов, а также разработку и реализацию коммуникационных мероприятий могут учитываться как в целом, так и по отдельным параметрам (например, объектам изучения и/или воздействия), в частности. Это, в первую очередь, зависит от специфики учета затрат и построения системы бюджетирования на том или ином конкретном предприятии.


После определения значений всех элементов доходной и расходной составляющих проектирования, внедрения, обеспечения функционирования и модернизации, по мере необходимости, ИМИКС, нами предлагается детерминировать целесообразность ее реализации на практике посредством наиболее распространенных и научно обоснованных методов оценки эффективности инвестиционных проектов, к которым относятся[32]:

– расчет дисконтированного срока окупаемости (DPP);

– расчет индекса рентабельности (PI);

– расчет чистого приведенного эффекта (NPV);

– расчет внутренней нормы доходности (IRR)[33].

Обозначенные методы позволят дать комплексную количественную оценку результатов интеграции ИМИКС в бизнес-процессы коммерческой организации. При этом, следует отметить, что несмотря на возможную невысокую прибыльность ИМИКС с учетом приемлемого срока окупаемости как капитальных вложений в нее, так и эксплуатационных затрат на обеспечение работоспособности, ее реализация в практической деятельности предприятия может быть целесообразна в виду получения последней ранее приведенных нами качественных «бонусов», значимость которых для безопасного функционирования и устойчивого развития экономического субъекта зависит от специфики самой коммерческой организации, состояния ее отрасли, а также конъюнктуры экзогенной среды в целом[34].

В процессе эксплуатации ИМИКС при возникновении необходимости ее модернизации использование разработанного нами методического подхода позволит оценить резонность ее проведения в зависимости от соотношения затрат на совершенствование системы информационного обеспечения и коммуникационного сопровождения бизнес-процессов коммерческой организации и получаемых ею выгод от его осуществления.

Это дает основания говорить о применимости представленного порядка оценки эффективности не только для планируемых к выводу ИМИКС, но и уже функционирующих.

Таким образом, предложенный нами методический подход к оценке целесообразности разработки, внедрения и обеспечения работоспособности ИМИКС предприятия в полной мере соответствует всем обозначенным нами ранее критериям[35].

Такой вывод основывается на следующем:

  • во-первых, предложенный методический подход позволяет по результатам реализации его первого этапа с достаточно высокой точностью количественно детерминировать ее экономическую эффективность, исходя из значения которой, индивидуально для каждой коммерческой организации устанавливается потребность в осуществлении второго этапа, заключающегося в выявлении потенциальных качественных «бонусов», приобретаемых хозяйствующим субъектом от использования ИМИКС и их детальном анализе с целью определения полезности последних для достижения безопасного функционирования, а также устойчивого и динамичного развития рыночного агента;
  • во-вторых, в нем учитываются и доходная, и расходная составляющие проекта информационного обеспечения и коммуникационного сопровождения управленческих циклов предприятия, а также отражаются эмпирические и эвристические итоги претворения его в жизнь;
  • в-третьих, в качестве инструментария в его методологическую основу положены научно обоснованные методы инвестиционного анализа, чем обеспечивается простота применения на практике.

Разработанный методический подход был апробирован при оценке целесообразности проектирования и внедрения ИМИКС в деятельность ООО «Император Плюс». Результаты апробации представлены в таблице 9 [36].

Таблица 9 - Экономическая эффективность построения и ввода ИМИКС

Показатели

ООО «Император Плюс»

Дисконтированный срок окупаемости (DPP), лет

1,4

Индекс рентабельности (PI)

1,3

Чистый приведенный эффект (NPV), тыс. руб.

414,9

Внутренняя норма доходности (IRR), %

39,1%

Как видно из данных, представленных в таблице, разработка и имплантация ИМИКС в бизнес-процессы будет экономически обоснованным. В связи с этим, нами не проводился дальнейший учет и анализ качественных «бонусов», которые могло бы получить ООО «Император Плюс» от использования ИМИКС.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммуникации (от лат. Communication – связь) – в буквальном смысле означают «разделяемое всеми» или «общее». Практически, коммуникация – это процесс обмена информацией и идеями между двумя и более людьми, который ведет к взаимопониманию[37].

Задачи коммуникации возможно решить только в процессе коммуникационных взаимодействий, то есть в процессе обмена информацией.

Коммуникационные стили – это способы, с помощью которых человек строит различного рода взаимодействия с другими людьми. В настоящее время существует огромное множество различных стилей, которые используются в межличностных коммуникациях[38].

Также существует множество подходов к определениям этих стилей. Понимание стилей помогает определить как нужно себя вести в определенной ситуации и чего стоит ожидать от поведения, связанного с каким-либо стилем[39].

Коммуникация как организационный процесс является ключевым процессом решения этой проблемы. С существующими и потенциальными потребителями организации информируются через рекламные и другие программы продвижения продуктов.

В области PR приоритет отдается созданию определенного образа, «образа» организации на местном, национальном или международном уровне. Организации должны соблюдать правительственные правила и заполнять всеобъемлющие письменные отчеты в этом отношении. В своих ежегодных отчетах каждая компания сообщает о финансовой и маркетинговой информации, а также предоставляет информацию о ее местонахождении, возможностях карьерного роста, преимуществах и т. д. [40]


Это всего лишь несколько примеров того, как организация реагирует на события и факторы во внешней среде. Дискуссии, встречи, телефонные звонки, видеоролики, диски и т. д., Которые распространяются внутри организации, часто являются ответом на возможность или проблемы, создаваемые внешней средой.

Общение имеет большое значение для успеха организаций, менеджеры по связям расходуют от 50 до 90% времени, но опросы показали, что около 70% руководителей считают, что общение является самым большим препятствием для достижения эффективности их организаций.

Согласно результатам зарубежных исследований, эффективность горизонтальной коммуникации достигает 90%, вертикальная связь - 20-25% (такой объем информации от менеджеров доходит до рабочих и правильно их понимается). Другими словами, исполнители могут реализовать свои функции, имея лишь пятую часть информации, которую они предоставляют.

Воздействие информационной экономики на систему менеджмента предприятий выражается, в первую очередь, в резко возросшем информационном потоке и потребности принимать управленческие решения в ускоренном режиме в условиях конкурентной среды. Совершенствование управленческих технологий тесно связано с формированием, внедрением и применением средств управления, представляющих собой комплекс инструментальных, организационных и методических мероприятий.

В роли средств такого рода выступают информационно-коммуникационные технологии, которые обеспечивают управление показательно увеличивающимися информационными ресурсами в главных видах управленческой деятельности предприятия, такими как: стратегическое планирование, маркетинг, качество продукции и услуг, управление, антикризисное управление, финансовый учет и т.д[41].

В таком случае изменения настигают не только объемов, форм и местоположения информации, но и ее содержания ввиду трансформации функций и задач управления организацией в условиях современной экономики. Основная задача управления – это увеличение эффективности систем управления посредством компетенции менеджеров компании, увеличения скорости принятия стратегических решений, уверенности в осуществлении нестандартных процессов управления. В условиях информационной экономики роль информационно-коммуникационных технологий существенно возрастает[42].

Называясь элементом инфраструктуры, икт становятся основным средством ведения электронного бизнеса. В традиционных моделях ведения информационной деятельности информационно-коммуникационные технологии являются инфраструктурой, совместно с административным обеспечением (юридические услуги, кадры), финансовым учетом и т.д.