Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ОАО «Компании «М - Видео»).pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1. Понятие коммерческой деятельности
1.2. Структура коммерческой деятельности предприятия
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности на примере ОАО «Компания «М-Видео»
2.2. Анализ финансово - хозяйственной деятельности организации ОАО «Компания «М-Видео»»
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что организация коммерческой деятельности предприятия является одним из наиболее важным элементом системы взаимодействия фирмы и потребителя.
Коммерческая деятельность — это сложная оперативно-организационная система, направленная на обеспечение совершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыночных изменений в целях полного, качественного и своевременного удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Это такая деятельность, которая позволяет всем участникам коммерческого оборота успешно взаимодействовать с учетом взаимной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок. [1]
От коммерческой деятельности требуется адекватная реакция на изменения рыночной ситуации, что способствует устойчивому положению торгового предприятия на рынке. Не менее важным моментом является и ориентация на покупателя. Торговое предприятие любой формы собственности существует для потребителей и благодаря потребителям. Следовательно, все внимание и средства коммерческой деятельности должны быть направлены на реализацию пожеланий и запросов покупателей. [2]
Цель работы - провести анализ коммерческой деятельности ОАО «М-Видео», выявить особенности ее организации и предложить мероприятия по совершенствования.
Для осуществления поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
- Проанализировать теоретические аспекты организации коммерческой деятельности.
- Привести характеристику розничного торгового предприятия.
- Рассчитать технико-экономические показатели деятельности предприятия розничного торгового предприятия.
- Провести анализ коммерческой деятельности розничного торгового предприятия.
- Предложить мероприятия по совершенствованию организации коммерческой деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1. Понятие коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность — это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя.
В процессе коммерческой деятельности торговые организации, занимающиеся предпринимательством, изучают спрос населения и рынок сбыта товаров, определяют потребность в них, выявляют источники поступления и поставщиков товаров, устанавливают с ними хозяйственные связи, ведут оптовую и розничную торговлю, занимаются рекламно-информационной деятельностью. Кроме того, проводится кропотливая работа по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции взаимосвязаны между собой и выполняются в определенной последовательности.
В осуществлении коммерческой деятельности главную роль играет организация. Организация - согласование, координация персонала предприятия для решения задачи и достижения поставленных целей.
Организация коммерческой деятельности предприятия связана: с экономикой предприятия - анализом, планированием, оценкой коммерческой деятельности в целом и отдельных ее процессов; с коммерческим правом - формированием хозяйственно-коммерческих связей в сфере товарного обращения, заключением и исполнением коммерческих договоров; с маркетингом, в силу однородности целей, - получением прибыли и удовлетворением потребительских запросов покупателей, но проведение отдельных маркетинговых мероприятий не достигает того эффекта, который заложен в его комплексе с организацией коммерческой деятельности; менеджментом - раскрытием потенциальных возможностей предприятия с ориентацией на трудовой коллектив для достижения поставленных целей в коммерческой деятельности; с информатикой - учетом и обработкой товаропотоков с помощью компьютеров); со специальными дисциплинами коммерческого товароведения и экспертизы.[4]
Коммерческая деятельность - особый вид деятельности, связанный с реализацией товаров, от которой зависят конечные результаты торгового предприятия. Основными участниками коммерческой деятельности являются не только предпринимательские структуры, но и потребители. Это утверждение основано на том, что для предпринимателей важнейшим фактором при заключении сделок является доход (экономическая выгода), а для потребителей выгодой является нужный ему товар (услуга), если он в большей степени удовлетворяет его потребности (потребительские интересы). Занимаясь коммерческой деятельностью, следует помнить о следующих условиях ее осуществления.
Для осуществления коммерческой деятельности необходимы следующие условия:
- Для выполнения торговой сделки необходимо две и более стороны.
- Каждая сторона должна иметь чем-то, что представляет интерес для другой стороны.
- Стороны должны быть способны осуществлять коммуникацию и доставку товара.
- Абсолютная свобода в принятии предложений.
- У каждой стороны должна быть желание иметь дело с другой стороной.
Требования экономических законов отображается в принципах коммерческой деятельности предприятия. Перечень принципов представлен в приложении А. Принципы коммерческой деятельности носят общий характер и применяются в зависимости от механизмов, позволяющих их использования. Для удобства применения в подразделениях предприятия они конкретизируются в правилах, инструкциях, нормах.
1.2. Структура коммерческой деятельности предприятия
Структура коммерческой деятельности предприятия при взаимодействии с внешней средой приведена на рисунке 1.
Объектами коммерческой деятельности выступают товары и услуги. Объединение товаров и услуг формирует потребительский рынок. Капитал, материально-техническая база и информационное обеспечение является основой коммерческой деятельности, а коммерческие процессы, связанные с доведением товаров до целевых рынков; товарно-денежный обмен; контрактные обязательства; торгово-коммерческие сделки - функциями.
Рисунок 1 - Схема коммерческой деятельности с позиций взаимодействия с внешней средой
К основным субъектам сферы товарного обращения относятся: государство - правительство, государственные органы, производящие и продающие товары, ценные бумаги, оказывающие услуги и приобретающие рабочую силу, товары, услуги, ценные бумаги; предприятия и предприниматели-фирмы, компании, организации, предприятия разных форм собственности, юридические и физические лица, поставляющие, продающие и закупающие самые разнообразные товары, оказывающие услуги; домашние хозяйства - граждане, продающие свою рабочую силу, собственные товары и оказывающие услуги, а также покупающие необходимые для жизни товары и услуги.
Субъектами рынка, непосредственно взаимодействующими с торговыми предприятиями, являются производители (поставщики) товаров, коммерческие организации, посредники, транспортные предприятия, потребители. [7]
Структура коммерческой службы зависит от выполнения функций организации, от ассортимента реализованного и закупаемого товара, от количества поставщиков и покупателей. Коммерческую службу в крупных организациях возглавляет заместитель руководитель, а в состав коммерческой службы входят различные подразделения. Это отделы, занимающие закупкой и реализацией товара, отделы маркетинга, рекламы и другие.
На предприятиях со сложной структурой в состав коммерческой службы входят транспортный отдел, отдел логистики. В небольших организациях коммерческие службы могут отсутствовать. Задачи, стоящие перед коммерческими службами организации:
- на основе маркетинговых исследований формируется выгодные отношения с поставщиками и оптовыми покупателями;
- укрепление роли договоров;
- автоматизация операций, связанных с заключением и исполнением договоров, управления товарными запасами и другое;
- установление долгосрочных связей с поставщиками.
Коммерческая деятельность торговых организаций и промышленных предприятиях подразделяется на: закупочную (материально-техническое обеспечение) и сбытовую.
Факторы, оказывающие влияние на закупку материальных ресурсов: свобода ценообразования, равноправие партнеров в коммерческих отношениях, конкуренция среди покупателей при выборе экономически выгодного поставщика. При осуществлении процесса закупки материальных ресурсов необходимо отслеживать динамику цен на рынке позиционирования, накладные расходы, возможности эффективной замены одних материалов на другие.
Значит, закупочная коммерческая деятельность формируется из следующих этапов:
- анализ покупательского спроса;
- выявление источников поступления товара;
- установления коммерческих связей с поставщиками;
- составление плана закупок;
- организация закупок;
- ведение расчетов с поставщиками за купленную продукцию;
- учет и контроль.
Важнейшим элементом коммерческой деятельности является сбытовая коммерческая работа Сбыт - это процесс реализации продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей.
Предприятие достигает конечной цели, только продав товар и получив прибыль, таким образом, затраченный капитал, принимая денежную форму, начинает свой кругооборот.
С планирования ассортимента и сбыта продукции начинается сбытовая коммерческая деятельность. Установление коммерческих связей с конечными потребителями, заключение договоров купли-продажи является неотъемлемой частью сбытовой коммерческой деятельности. Оперативно-сбытовая работа является не менее важной и включает в себя:
- разработка графиков отгрузки продукции;
- приемка продукции от поставщиков;
- отправка товара покупателям;
- оформление документов, связанных с отгрузкой;
- контроль за выполнением заказов;
- контроль за платежеспособностью клиентов.
Сбыту товаров должны предшествовать маркетинговые исследования, предполагающие изучение рынка, в том числе потребителей и конкурентов, сегментацию и выбор целевого рынка, разработку товарной и коммуникационной политики. Ориентация сбытовой коммерческой деятельности на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта.
Экономическая свобода субъектов деловых отношений, при которой могут существовать коммерческие отношения, предполагает:
- умение управлять финансами;
- ориентации максимальную прибыль для складывающихся условиях;
- способов капитализации прибыли;
- способность принимать коммерческие риски;
- создание организационных структур коммерческой деятельности, способных приспосабливаться к изменяющимся условиям;
- восприимчивость к изменениям в потребностях рынка;
- равенство партнеров.
В то же время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей бывает необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами.
Коммерческую деятельность предприятия может рассматривать как систему, поскольку ее свойственны все системные признаки:
- Взаимодействуя друг с другом элементы коммерческой деятельности (договоры, сделки, продажа, обмен, перепродажа, распределение, потребление, продвижение, информация), обеспечивают единство цели, то есть коммерческую направленность деятельности.
- Характерным признаком является системная целостность, так как элементы коммерческой деятельности образуют связи.
- Образование коммерческой системы, в следствии упорядоченности элементов коммерческой деятельности.
- Элементы коммерческой деятельности в совокупности обладают интегративными свойствами. Так, при закупочной деятельности, выступающей в роли подсистемы, совершаются: выбор поставщика, коммерческая сделка, заключение контракта, товарно-денежный обмен, адаптация на происходящие события, продвижение товара (следующий этап обращения). Составляющие подсистемы: закупочная деятельность, хранение, распределение товаров с присущими им элементами - представляют коммерческую деятельность как систему. Границы подсистем выражаются этапами доведения товаров до потребителей. В рамках подсистем задействованы коммерческие процессы и операции, обеспечивающие количественные и качественные изменения. Поступающие в обращение, а затем уходящие товарно-материальные потоки в потреблении становятся объектами продажи, т. е. связаны с товарно-денежным обменом. [7]