Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ОАО «Компании «М - Видео»).pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1. Понятие коммерческой деятельности
1.2. Структура коммерческой деятельности предприятия
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности на примере ОАО «Компания «М-Видео»
2.2. Анализ финансово - хозяйственной деятельности организации ОАО «Компания «М-Видео»»
Полный размер зарегистрированного в соответствии с законодательством РФ уставного капитала 1 797 682 270 рублей, который сформирован за счет размещения среди акционеров 179 768 227 обыкновенных именных бездокументарных акций номинальной стоимостью 10 рублей. Уставный капитал Общества оплачен полностью. Дата государственной регистрации ОАО «Компания «М-Видео»» -25.09.2006 [3].
ОАО «Компания «М - Видео»» выполняет функции холдинговой Компании, обществ, организующих и обеспечивающих деятельность торговой розничной сети «М - Видео». Также, Компания является правообладателем основного торгового знака «М - Видео».
Приоритетные направления в деятельности Компании:
- расширение розничной сети. В 2017 году Компания открыла 40 новых магазинов в 18 новых городах (Адлер, Ангарск, Апатиты, Дербент, Жуковский, Ивантеевка, Калининград, Камышин, Краснотурьинск, Кропоткин, Новочеркасск, Смоленск, Ревда, Чехов, Шахты, Щербинка), что на 12, 5 % больше чем в 2017 году;
- развитие интегрированных продаж (стратегия объединения розничной и интернет - торговли). В рамках данной стратегии было открыто более 35 новых интернет - магазинов;
- развитие цепочки продаж. Цепь поставок представляет собой одноуровневую дистрибуционную сеть. Закупки осуществляются на три Центральных распределительных склада, а далее товары распределяются по региональным отделениям «М - Видео». Стратегия логистики Компании заключается в сбалансированном управлении запасами, затратами на хранение и транспортировку, а также сервисом для покупателей;
- предложение новинок;
- повышение качества сервиса [3].
«М - Видео» конкурирует как с национальными, так и с региональными компаниями розничной бытовой техники и электроники по всей России. В 2017 году конкурирующие федеральные сети розничной торговли были представлены тремя компаниями [5]. При росте продаж практически на 11% в сравнении с ростом рынка на 2,4% (по данным исследования GfK) в 2017 году, «M - видео» укрепила лидерские позиции в сегменте специализированных сетей (Consumer Electronics Specialists, CES), торгующих широким спектром домашней техники и электроники, а также на рынке БТиЭ в целом. Рыночная доля «М - видео» выросла с 12,4% в 2016 году до 13,3% в 2017 году; в сегменте CES эта доля увеличилась с 23,1% в 2016 году до 24,7% в 2017 году.
В очередной раз Компания подтвердила свою репутацию лидера продаж в таких товарных категориях, как стиральные машины, холодильники, телевизоры с плоским экраном (Flat TV), аудиосистемы Hi-Fi и кофе-машины, значительно увеличив свою долю в таких сегментах рынка, как ноутбуки, цифровые фотоаппараты со сменной оптикой и зеркальные фотокамеры. Рост продаж «М - видео» в таких категориях, как смартфоны, планшетные компьютеры и Смарт-ТВ, в 2017 году также заметно опережал средний по рынку.
«М - видео» и впредь намерена предлагать своим покупателям самые модные новинки и другую высококачественную продукцию во всех магазинах сети, где бы они ни находились, поддерживая уверенность потребителей в том, что «М - видео» - лучшее место для встречи людей и электроники в России. Ориентация на нужды потребителя остается главным приоритетом для всех сотрудников Компании.
2.2. Анализ финансово - хозяйственной деятельности организации ОАО «Компания «М-Видео»»
Анализируя финансово - хозяйственную деятельность организации ОАО «Компания «М - Видео»», берутся в расчет следующие показатели:
- чистая выручка;
- валовая прибыль;
- коммерческие, общехозяйственные и административные расходы;
- прочие операционные доходы и расходы;
- операционная прибыль;
- чистый финансовый доход;
- расход по налогу на прибыль;
- чистая прибыль за год;
- активы и пассивы;
- движение денежных средств.
Также, в приложениях представлены бухгалтерский баланс,
Финансово - хозяйственный анализ будет осуществляться за 2017, 2016, 2017 года.
Таблица 1. Основные финансовые показатели «М - Видео» в 2015-2017 гг.
Млн. руб. без НДС |
2017 |
2016 |
2015 |
Чистая выручка |
148 042 |
133 593 |
111 937 |
Валовая прибыль |
38 360 |
32 955 |
27 537 |
% от чистой выручки |
25,91 % |
24,67% |
24,60% |
Операционные расходы |
31 593 |
27 583 |
22 936 |
% от чистой выручки |
21, 34% |
20,65% |
20,49% |
Операционная прибыль (EBIT) |
6 767 |
5 372 |
4 601 |
% от чистой выручки |
4,57% |
4,02% |
4,11% |
EBITDA |
9 400 |
7 525 |
6 239 |
% от чистой выручки |
6,35% |
5,63% |
5,57% |
Чистая прибыль |
5 729 |
4 141 |
3 374 |
% от чистой выручки |
3,87% |
3,10% |
3,01% |
Чистая выручка «М - Видео» возросла в 2016 году на 10,8% до 148 млрд. рублей в результате открытия новых магазинов и расширения географии интернет-продаж, а также роста выручки реконструированных магазинов.
Открытие 42 новых магазинов в 2016 году, 40 новых магазинов в 2017 году, открытие 35 новых интернет-городов - все это способствовало позитивной динамике выручки Компании в 2017 году.
Позитивное единовременное влияние на выручку в размере 536 млн. рублей оказало также изменение оценки отложенной выручки по картам лояльности «М - Видео Бонус» в первой половине 2017 года. В предыдущие периоды Компания не могла оценить однозначно процент неиспользования участниками программы начисляемых бонусных рублей для целей учета, однако в 2017 году необходимая для этого информация была накоплена. Речь идет о неиспользованных бонусных баллах, «сгоравших» до того, как покупатель накапливал определенное количество баллов, необходимых для совершения покупки. Данный эффект переоценки также имел позитивное влияние на валовую рентабельность, показатель EBITDA и, за вычетом налогов, в размере примерно 400 млн. рублей, на чистую прибыль 2017 года.
Валовая прибыль «М - Видео» выросла на 1,24% до 25,9% или же до 38,4 млрд. рублей. Прирост валовой прибыли был достигнут благодаря улучшениям, полученным в управлении товарным ассортиментом, в частности, за счет роста продаж малой бытовой техники, имеющей более высокую рентабельность, а также различных дополнительных услуг и сервисов; кроме того, на улучшение показателя валовой прибыли оказали влияние некоторая экономия на логистических издержках и снижение резервов под обесценение товарно-материальных запасов. В условиях высокой конкуренции и снижающихся рыночных цен, Компания активно сотрудничала с поставщиками и производителями продукции, минимизируя возникающий негативный эффект для валовой прибыли. В частности, Компания активно привлекала поставщиков к проведению промо-акций, компенсируя часть выпадающих доходов.
Таблица 3 Коммерческие, общие и административные расходы в 2016-2017 гг., млн. руб. и как % от чистой выручки
Год, завершившийся |
||||
31 декабря 2017 г. |
31 декабря 2016 г. |
|||
Заработная плата и соответствующие налоги |
9 678 |
6,5% |
8 742 |
6,5% |
Арендные расходы (за вычетом доходов от субаренды) |
7 422 |
5,0% |
6 480 |
4,9% |
Расходы на рекламу и продвижение товаров |
3 942 |
2,7% |
3 665 |
2,7% |
Складские расходы |
2 204 |
1,5% |
1 757 |
1,3% |
Оплата коммунальных услуг |
1 491 |
1,0% |
1 331 |
1,0% |
Банковские услуги |
1 034 |
0,7% |
779 |
0,6% |
Доставка клиентам |
984 |
0,7% |
754 |
0,6% |
Прочие издержки реализации, общие и административные расходы * |
4 178 |
2,8% |
3 715 |
2,8% |
Обесценение и амортизация |
2 633 |
1,8% |
2 153 |
1,6% |
Итого |
33 566 |
22,7% |
29 376 |
22,0% |
Коммерческие, общехозяйственные и административные расходы в 2017 году увеличились на 14,3% до 33,6 млрд. рублей против 29,4 млрд. рублей годом ранее. Как процент от выручки эти расходы выросли на 0,7% с 22% в 2016 году до 22,7% в 2017 г.
В целом рост коммерческих, общехозяйственных и административных расходов в 2017 году был связан с увеличением расходов на складские расходы, доставку клиентам, амортизацию и, в меньшей степени, расходов на аренду. Подробнее данные отражены в таб.3
Под знаком «*» подразумеваются услуги охраны, центр обслуживания, ремонт и техническое обслуживание, банковские сборы, упаковочные материалы и сырье, консультационные услуги, командировочные расходы и т.п.
Расходы по заработной плате и соответствующим налогам практически не увеличились как процент от выручки, оставшись на прошлогоднем уровне. В абсолютном выражении рост затрат был обусловлен открытием новых магазинов, в то время как расходы на штат центрального офиса оставались под контролем и не превысили уровня прошлого года. Тем не менее, при росте продаж сопоставимых магазинов всего на уровне 1 %, достигнутая экономия была нивелирована зарплатной инфляцией.
Расходы на аренду торговых площадей и коммунальные услуги незначительно увеличились на 0,17% как процент от выручки в 2017 году. Причиной тому стали следующие факторы. Ежегодная индексация оказалась выше продаж сопоставимых магазинов в 2017 году. Кроме того, на арендные расходы повлияло обесценение российского рубля в течение года, т.к. около 40% арендных ставок номинированы в различных валютах.
Расходы на рекламу и продвижение в 2017 году немного снизились в процентах от выручки; Компания продолжает оптимизировать издержки в этом направлении, как с точки зрения объема затрат, так и эффективности рекламных носителей.
Складские расходы в 2017 году росли в связи с ростом стоимости складского обслуживания и увеличением объема проходящих через склады товаров из-за изменений ассортимента в пользу увеличения доли бытовой техники (white goods). Объемы хранения в 2017 году выросли на 13% против предыдущего года. Кроме того, Компания открыла новый Центральный Распределительный Центр в Московской области.
Рост расходов на банковское обслуживание в 2017 году был обусловлен увеличением использования покупателями кредитных/дебитных карт при оплате покупок. В начале 2016 года примерно 9% выручки формировалось за счет карточных платежей, но уже к концу того года их доля в продажах выросла до 26%. Этот же уровень сохранялся и в течение 2017 года. Рост карточных платежей до текущих 26% от выручки связан с запуском программ лояльности рядом российских банков: покупатели предпочитают совершить платеж картой, с тем, чтобы иметь возможность копить бонусные баллы, а не снимать наличные в банкомате, как это было ранее.
Среди прочих коммерческих, общехозяйственных и административных расходов затраты на безопасность, а также на реконструкцию магазинов показали умеренно позитивную динамику, так как Компания особо фокусировалась на экономии в данных сферах в ходе бюджетного процесса.
Обесценение и амортизация выросли в 2017 году в связи с запуском нескольких ИТ-проектов в 2016-2017 гг., а также реконструкцией существующих магазинов.
Прочие операционные доходы (за вычетом расходов) возросли на 10% с 1,8 млрд. рублей в 2016 году до 2 млрд. рублей в 2017 г. Прочие операционные доходы включают комиссии от банков за выдачу потребительских кредитов в магазинах сети, доходы от доставки на дом и доходы от рекламы поставщиков в магазинах. Стоимость доставки для клиента не покрывает все издержки Компании по предоставлению данной услуги, однако в целом, благодаря росту Интернет-продаж, необходимо отметить заметное увеличение дохода от доставки товаров на дом.
Операционная прибыль выросла на 26% с 5,4 млрд. рублей в 2016 году до 6,8 млрд. рублей в 2017 г. Рост операционной и чистой прибыли был прямо обусловлен улучшением валовой рентабельности, что частично компенсировалось ростом коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, в т.ч. амортизации. Кроме того, благодаря росту операционной прибыли было достигнуто улучшение эффективной налоговой ставки.
В 2017 году Компания получила чистый финансовый доход третий год подряд. В течение последних лет «М - Видео» не привлекала кредитов, номинированных в иностранных валютах, осуществляя только краткосрочные заимствования для открытия новых магазинов, что позволило Компании иметь на конец каждого отчетного периода чистый доход от финансовых операций.
В 2017 году чистые финансовые расходы или процентные расходы незначительно снизились, так как Компания перенесла выплату годовых дивидендов на конец года в связи с планированием сделки по поглощению конкурирующей сети. Средства, предназначенные для выплаты дивидендов, находились в течение этого времени на банковских депозитах, приносящих процентный доход.
Эффективная ставка налога на прибыль в 2017 году снизилась до 23,1% в сравнении с 25% в 2016 году. Снижение эффективной ставки налога было достигнуто за счет контроля за необлагаемыми статьями расхода на фоне роста прибыли до налогообложения в 2017 году на 26%.
Чистая прибыль за год увеличилась на 39%, с 4,1 млрд. рублей в 2016 году до 5,7 млрд. рублей в 2017 году.
Показатель EBITDA увеличился на 25% с 7,5 млрд. рублей в 2016 году до 9,4 млрд. рублей в 2017 году. Рентабельность по EBITDA улучшилась до 6,3% против 5,6% годом ранее. Без учета эффекта единовременного влияния на выручку изменения оценки отложенной выручки по картам лояльности, Компания достигла поставленной перед собой цели - показать рентабельность по EBITDA на уровне 6% в 2017 году [Приложение 1, Рис.2].