Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (на примере ОАО «Компании «М - Видео»).pdf
Добавлен: 01.07.2023
Просмотров: 191
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организации коммерческой деятельности
1.1. Понятие коммерческой деятельности
1.2. Структура коммерческой деятельности предприятия
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности на примере ОАО «Компания «М-Видео»
2.2. Анализ финансово - хозяйственной деятельности организации ОАО «Компания «М-Видео»»
Рисунок 2 - Комплекс задач коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг
Исходя из целей, определяемых своеобразием торгового предприятия и внешних факторов среды, система коммерческой деятельности выполняет определенные функции.
Потребители в современных условиях являются полноправными участниками коммерческой деятельности, ее регуляторами. Таким образом, важнейшим субъектом деловых отношений между поставщиками товаров и розничным звеном является именно потребитель (рисунок 2).
Для функционирования системы коммерческой деятельности необходимы финансовые, материальные, трудовые и технические ресурсы, а также экономическое, информационное и организационное обеспечение.
Коммерческая деятельность предприятий в условиях рыночной экономики должна осуществляться на основе маркетинговых исследований. При этом необходимо ориентироваться на интересы конечного потребителя, иначе невозможно рассчитывать на успешный коммерческий результат. Одновременно следует учитывать и то, что на коммерческую деятельность оказывают прямое или косвенное влияние многие факторы, основные из которых представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 - Факторы, влияющие на коммерческую деятельность
Торговые предприятия должны принимать во внимания уровень влияния этих факторов в своей коммерческой деятельности, без чего невозможно обеспечить высокую эффективность их функционирования.
В зависимости от того, на какой стадии процесса товародвижения осуществляются функции, содержание ее может отличаться.
Деятельность предприятий не происходит самостоятельно, она управляется людьми. Упорядочение коммерческих процессов, взаимодействие работников, участвующих в этих процессах, согласие и координация действий являются основной задачей коммерческой деятельности.
При осуществлении коммерческой деятельности предприятия должны:
- соблюдать действующее законодательство;
- принимать коммерческие решения, позволяющие получить прибыль, необходимую для развития их деятельности;
- повышать качество обслуживания покупателей.
Коммерческая информация
Коммерческая информация - это информация по компаниям, фирмам, корпорациям, направлениям их работ и выпускаемой продукции, финансовом состоянии, деловых связях, сделках, руководителях, а также деловые новости в области экономики и бизнеса, предоставляемые информационными службами.
К коммерческой информации относятся сведения о потенциальных покупателях, конкурентах, требованиях предъявляемые к рынку, мотивах покупок, возможностях предприятия.
Коммерческую информацию можно получить при маркетинговых исследованиях внешней и внутренней источников информации. К внутренним источникам относятся бухгалтерская отчетность, данные учета результатов коммерческой деятельности. Анализируя эти данные можно получить информацию о товарных запасах, о выполнении обязательств поставщиками, о реализации товара.
Информация о численности населения, доходах и другая, полученная из периодической печати, государственной статистики, является внешним источником.
Для оценки сильных и слабых сторон предприятия, определения направления развития деятельности, изучают информацию о потенциальных возможностях предприятия. Обобщая коммерческую информацию предприятие принимают коммерческие решения.
Анализ информации о покупателях и мотивах их покупок, требованиях, предъявляемых к товару, позволяет принимать решения, снижающие риски изготовления или приобретения ненужных товаров.
Изучая информацию о численности населения, об уровне дохода, традиции и обычаи, коммерческие службы создают условия для увеличения объемов продаж и экономических показателей своей деятельности.
При осуществлении коммерческой деятельности у предприятия могут возникнуть риски: возможный ущерб или убыток. Не существует такой коммерческой деятельности, которая гарантирует отсутствие рисков и получение прибыли. Участники коммерческой деятельности предпринимают усилия избежать ситуаций, связанных рисками. Однако наличие риска является хорошим стимулом повышения ответственности при принятии коммерческих решений.
Коммерческие риски
Риски возникают под воздействием разных внешних факторов, прямого и косвенного воздействия.
Факторами прямого воздействия являются: регулирующее законодательство в коммерческой деятельности; налоговая система; коррупция; взаимоотношения с партнерами, действия конкурентов; непредвиденные действия государственных служб и учреждений.
К факторам косвенного воздействия можно отнести: форс-мажорные обстоятельства, экономическое положение на рынке, политические условия; экономическая обстановка в стране, международные события.
Внутренние факторы, влияющие на уровень рисков в коммерческой деятельности, основными из которых являются:
- потеря товара из-за небрежности работников предприятия;
- вероятность нечестности служащих, что может нанести материальный ущерб предприятию;
- низкая квалификация коммерческих работников, результатом деятельности которых может быть рискованная коммерческая сделка;
- приостановка деловой активности предприятия и др.
С помощью статистических или экспертных методов определяют степень влияния рисков. Экспертными методами определяют влияние разных факторов риска и вероятность возникновения различных величин потерь. А статистические методы, основанные на математической статистики, используют показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, такие как инвестиции, прибыль и др.
Различают допустимые, критические и катастрофические риски. К допустимым рискам можно отнести вероятность потери прибыли. К критическим
- потери прибыли, к катастрофическим рискам - возможность банкротства. Чаще всего используют одновременно статистический и экспертный методы.
Выводы:
Таким образом, коммерческая деятельность представляет собой совокупность правовых, финансово-экономических и организационных знаний и действий, направленных на совершенствование процессов купли-продажи товаров и услуг для удовлетворения спроса и получения ожидаемой прибыли.
Для успешной работы предприятия необходимо проводить анализ коммерческой деятельности. Главной функцией коммерческой деятельности и важнейшем показателем успешной работы организации является получение прибыли. От размера прибыли зависит на сколько доходы предприятия покрывают расходы. От размера полученной прибыли зависит пополнение материально-технической база предприятия, материальное поощрение работников, уплата налогов.
Необходимо своевременно учитывать факторы, оказывающие влияние на прибыль, контролировать расходы, находить решения коммерческих проблем предприятия.
Особенностью коммерческой деятельности в общественном питании является услуга по изготовлению продукции, организация продажи и обслуживание потребителей. Для этого проводят мероприятия по изучению и выбору поставщиков сырья, по совершенствованию сделок купли-продажи, по организации производства собственной продукции и реализации ее. Коммерческая деятельность в общественном питании это комплекс производственных, товарных и обслуживающих мероприятий, направленный на удовлетворение потребностей покупателей, с целью получения прибыли.
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности на примере ОАО «Компания «М-Видео»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации розничной торговли на примере ОАО «Компания «М-Видео»»
«М - Видео» - крупнейшая розничная сеть по объемам продаж электроники и бытовой техники в России, осуществляющая свою деятельность с 1993 года. По состоянию на 30 сентября 2018 г. сеть «М - Видео» включает 358 магазинов в 153 городах Российской Федерации. Торговая площадь магазинов «М - Видео» составляет 617 тыс. м кв., общая площадь - 830 тыс. м кв. [20].
Открытое акционерное общество ОАО «Компания «М-Видео»» было создано путем реорганизации компании Общества с ограниченной ответственностью ООО «Компания «М-Видео»». Номер свидетельства о государственной регистрации (иного документа о государственной регистрации Общества): серия 77 № 008748648. Основной государственный регистрационный номер - 5067746789248. Орган, осуществивший государственную регистрацию: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №46 по г. Москве (далее МИФНС).
Согласно Уставу ОАО «Компания «М - Видео», целью деятельности Общества является удовлетворение существующих общественных потребностей в товарах, продукции, работах и услугах Общества и получение прибыли в интересах акционеров.
Предметом деятельности Общества являются любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством Российской Федерации и соответствуют целям деятельности Общества, предусмотренным Уставом [3].
Основными видами деятельности Общества являются:
- деятельность по управлению финансово - промышленными группами;
- деятельность по управлению - дочерними и зависимыми компаниями и иными обществами, входящими в группу Общества;
- консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления;
- исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения;
- предоставление прочих услуг;
- иная деятельность, отвечающая целям деятельности Общества и не противоречащая действующему законодательству Российской Федерации [3].
Согласно статье 9 Устава ОАО «Компания «М - Видео»» органами управления Общества являются:
- Общее собрание акционеров;
- Совет директоров;
- Генеральный директор (единоличный исполнительный орган);
- Правление (коллегиальный исполнительный орган) (в случае его создания).
Органом управления Общества, находящегося в стадии ликвидации, является его ликвидационная комиссия, назначенная решением Общего собрания акционеров, принявшим решение о ликвидации, или - решением суда (арбитражного суда).
Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и имущественным положением Общества является ревизионная комиссия.
Общее собрание акционеров является высшим органом управления Общества. Совет директоров избирается годовым Общим собранием акционеров сроком до следующего годового общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Уставом [3].
Ревизионная комиссия избирается годовым Общим собранием акционеров сроком на 1 год. Генеральный директор и Правление (в случае его создания) руководят текущей деятельностью Общества. Рассмотрим организационную структуру «М - Видео» на примере розничного магазина г. Брянска, находящегося по адресу: просп. Станке Димитрова, 26.
Также, рассмотрим основную стратегическую ориентацию организационной структуры розничного магазина «М - Видео» Брянск.
Таблица 1. Основная стратегическая ориентация организационной структуры розничного магазина «М - Видео», г. Брянск
Функциональная область |
Основная стратегическая ориентация |
Аппарат управления |
|
Директор (1 чел.) |
Управленческие решения |
Бухгалтерия (2 чел.) |
Финансовый, бухгалтерский учет, прогнозирование, анализ текущей деятельности, определение структуры затрат, определение прибыльности или убыточности проектов бизнес - проектов |
Отдел продаж |
|
Продавцы (13 чел.) |
Работа с покупателями и работниками склада |
Старший продавец |
Работа с крупными покупателями и продавцами |
Менеджер по рекламе |
Учет продаж, обеспечение рекламной деятельности |
Техническая служба |
|
Работники склада (3 чел.) |
Техническая работа по сбору товара Отдел программирования |
Системный администратор |
Конфигурирование и контроль за работой бухгалтерской программы Обеспечение работы персональных компьютеров |
Согласно статье 24 «Трудовые отношения» Устава ОАО «Компания «М - Видео», трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантии и компенсации в Обществе регулируются действующим трудовым законодательством Российской Федерации и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами), внутренними документами (локальными актами) Общества.