Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сарика»
2.2 Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли
2.3 Методы формирования торгового ассортимента
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
3.1 Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность
3.2 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рыночным отношениям привел к стремительному развитию розничной торговли. За последние годы количество розничных торговых предприятий, функционирующих на рынке товаров и услуг, увеличилось в несколько раз. Значительный рост субъектов хозяйствования на данном рынке привел к тому, что конкурентная борьба между ними значительно усилилась. А это в свою очередь нашло отражение в том, что все субъекты, независимо от форм собственности, начали искать пути повышения конкурентоспособности своих торговых объектов для достижения поставленных целей.
В современных условиях oc принципиально oc меняется oc содержание oc и oc целевые oc установки oc деятельности oc розничных oc торговых oc предприятий, oc их oc экономическое oc поведение. oc Непременным oc условием oc является oc создание oc торгового oc ассортимента, oc ориентированного oc на oc удовлетворение oc запроса oc определенных oc групп oc потребителей oc и oc приносящего oc прибыль oc предприятию. oc Поэтому oc коммерческая oc деятельность oc предполагает oc выполнение oc целого oc ряда oc таких oc операций, oc как oc обновление oc ассортимента, oc разработка oc заказов oc на oc товары, oc выбор oc поставщиков oc и oc установление oc хозяйственных oc связей oc с oc ними, oc контроль oc выполнения oc договорных oc обязательств, oc управление oc товарными oc ресурсами, oc выбор oc форм oc и oc методов oc продажи oc товаров oc и oc ее oc стимулирование. oc Необходимость oc коммерческой oc деятельности oc заключена oc в oc том, oc что, oc владея oc сложным oc комплексом oc приемов oc и oc методов, oc можно oc обеспечить oc максимальную oc выгодность oc любой oc торговой oc операции oc для oc каждого oc из oc партнеров oc при oc учете oc интересов oc конечного oc потребителя.
Актуальность oc данной oc темы oc заключается oc в oc том, oc что oc сохранение oc конкурентных oc позиций oc на oc рынке, oc имидж oc торговой oc организации oc зависит, oc прежде oc всего, oc от oc того, oc на oc сколько oc хорошо oc налажена oc коммерческая oc работа oc по oc формированию oc ассортимента. oc Так oc как oc именно oc оптимальная oc ассортиментная oc модель oc позволит oc не oc потерять oc торговой oc организации oc свой oc сегмент oc рынка oc и oc всегда oc будет oc востребована oc покупателями.
Объектом oc исследования oc ООО oc «Сарика», oc предметом oc – oc его oc коммерческая oc работа oc по oc формированию oc ассортимента.
Целью oc данной oc курсовой oc работы oc является oc разработка oc основных oc направлений oc по oc совершенствованию oc коммерческой oc работы oc по oc формированию oc ассортимента.
Задачи курсовой работы явились:
- раскрыть сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента товаров в розничной торговле;
- дать организационно-экономическую ООО «Сарика»;
- рассмотреть факторы, определяющие построение торгового ассортимента товаров организаций розничной торговли;
- рассмотреть методы формирования торгового ассортимента;
- изучить проведение контроля за состоянием торгового ассортимента и его результативность
- предложить направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.
Для выполнения поставленных задач были использованы данные статистической отчетности ООО «Сарика» за 2015-2017 гг., а именно: социально-экономические показатели района деятельности торговой организации, статистические отчетности формы №6-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров», №3-торг «Отчет о розничной торговле», баланс розничной торговой организации, приложение к балансу №2 «Отчет о прибылях и убытках», приложение к балансу №3 «Отчет о расходах на реализацию товаров», данные дислокации розничной торговой сети и др.
Основными литературными источниками послужили: учебник «Коммерческая деятельность» под редакцией Виноградовой С. Н., «Формирование товарного ассортимента в сфере торговли» Киселева В., «Коммерческая деятельность» под редакцией Панкратова Ф.Г. и другие.
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия
Коммерческая деятельность в розничной торговле oc – oc это oc вид oc системной oc деятельности oc на oc розничном oc рынке, oc связанный oc с oc созданием oc и oc реализацией oc ассортимента oc товаров oc (услуг), oc отвечающего oc требованиям oc конкретных oc групп oc покупателей oc и oc обеспечивающего oc высокий oc конкурентный oc статус oc предприятия.
Рассмотрим oc содержание oc основных oc этапов oc коммерческой oc деятельности oc организации oc розничной oc торговли oc и oc направления oc их oc взаимосвязей.
1. oc Информационное oc обеспечение oc коммерческой oc деятельности oc на oc основе oc комплексного oc исследования oc рынка: oc спрос, oc предложение, oc конъюнктура oc рынка, oc потребители, oc конкуренты, oc поставщики, oc потенциальные oc возможности oc организации oc розничной oc торговли.
2. oc Установление oc хозяйственных oc связей oc с oc поставщиками oc товаров: oc выбор oc каналов oc продвижения oc товаров oc и oc выгодных oc поставщиков, oc заключение oc договоров oc и oc контроль oc их oc исполнения.
3. oc Управление oc торговым oc ассортиментом: oc разработка oc ассортиментной oc политики oc организации oc торговли, oc формирование oc оптимальной oc ассортиментной oc модели oc магазина, oc контроль oc за oc состояние oc ассортимента oc в oc магазинах oc торговой oc организации, oc управление oc товарными oc запасами, oc мотивация oc и oc стимулирование oc труда oc торговых oc работников.
4. oc Коммерческая oc деятельность oc по oc организации oc розничной oc продажи oc и oc ее oc стимулированию: oc выбор oc организационных oc форм oc розничной oc торговли oc (магазинная, oc внемагазинная, oc торговля oc на oc рынках) oc и oc методов oc розничной oc продажи oc (традиционный, oc самообслуживание oc и oc др.) oc с oc учетом oc факторов oc влияния, oc разработка oc системы oc стимулирования oc продаж oc (средства oc ценового oc и oc неценового oc стимулирования), oc разработка oc и oc внедрение oc стандартов oc торгового oc обслуживания, oc мердендайзинг, oc формирование oc имиджа.
5. oc Рекламно-информационная oc работа: oc составление oc бюджета oc рекламы, oc организация oc рекламно-информационным oc мероприятий, oc оценка oc эффективности oc рекламно oc информационной oc работы.
6. oc Предоставление oc комплекса oc услуг oc и oc сервисное oc обслуживание: oc выбор oc наиболее oc приемлемого oc для oc покупателей oc и oc экономически oc целесообразного oc спектра oc торговых oc услуг oc и oc направлений oc сервиса, oc организация oc внедрения oc и oc поддержания oc высокого oc уровня oc торгового oc обслуживания oc покупателя.
7. oc Разработка oc стратегии oc коммерческой oc деятельности: oc оценка oc позиции oc организации oc на oc рынке oc и oc ее oc потенциальных oc возможностей, oc определение oc миссии, oc целей, oc задач oc и oc стратегических oc направлений oc коммерческой oc деятельности, oc формализация oc стратегии, oc внедрение oc стратегии, oc ее oc корректирование.
Ассортимент oc товаров oc в oc розничной oc торговле oc представляет oc собой oc предложение oc товаров. oc Поэтому oc он oc должен oc стимулировать oc потребителя oc к oc покупке oc и oc быть oc шире, oc чем oc номенклатура oc спрашиваемых oc товаров, oc для oc того, oc чтобы oc обеспечить oc выбор. oc В oc этом oc случае oc ассортимент oc будет oc активно oc воздействовать oc на oc спрос, oc формировать oc новые oc потребности, oc в oc связи, oc с oc чем oc увеличатся oc объемы oc продажи oc товаров.
Формирование oc ассортимента oc и oc управление oc им oc является oc важной oc задачей oc коммерческой oc деятельности oc в oc розничной oc торговле.
Управление oc ассортиментом oc — oc комплексная oc система, oc затрагивающая oc не oc только oc товар, oc но oc и oc его oc упаковку, oc маркировку, oc установление oc цены, oc сервисное oc обслуживание. oc Все oc эти oc слагаемые oc следует oc рассматривать oc в oc совокупности, oc так oc как oc они oc формируют oc "образ" oc товара oc [3; oc с.125].
Задача oc торгового oc предприятия oc состоит oc в oc том, oc чтобы oc не oc просто oc предложить oc покупателю oc товар, oc а oc обеспечить oc комплексное oc удовлетворение oc его oc потребности. oc Например, oc потребителю, oc который oc желает oc купить oc мебель, oc должны oc быть oc предложены oc не oc отдельные oc предметы oc мебели, oc а oc возможность oc полностью oc решить oc проблему oc оформления oc удобного oc и oc эстетически oc привлекательного oc жилища oc с oc помощью oc мебельных oc компонентов, oc гарнитуров, oc подбора oc светильников, oc напольных oc покрытий, oc ковров oc и oc т.д. oc Таким oc образом, oc в oc коммерческой oc работе oc при oc формировании oc ассортимента oc товар oc должен oc рассматриваться oc не oc как oc отдельный oc продукт, oc обладающий oc даже oc самыми oc высокими oc потребительскими oc свойствами, oc а oc как oc совокупность oc слагаемых, oc обеспечивающих oc наилучшее oc удовлетворение oc покупательской oc потребности. oc Осуществлено oc это oc должно oc быть oc с oc наибольшей oc совокупной oc эффективностью oc для oc потребителя, oc складывающейся oc из oc преимуществ, oc как oc в oc момент oc продажи, oc так oc и oc в oc процессе oc потребления oc (эксплуатации) oc [7; oc с oc 56].
К слагаемым, обеспечивающим комплексный подход oc к oc предложению oc товара oc в oc розничной oc торговле, oc относятся oc сам oc товар, oc сервис, oc сопутствующие oc товары oc и oc услуги.
Научное oc обоснование oc формирования oc торгового oc ассортимента oc должно oc опираться oc на oc ряд oc объективно oc действующих oc факторов. oc Знание oc и oc использование oc их oc обеспечивает oc наиболее oc успешное oc формирование oc ассортимента, oc который oc будет oc в oc наибольшей oc степени oc соответствовать oc поставленным oc целям. oc Формирование oc ассортимента oc магазинов oc осуществляется oc на oc плановой oc основе. oc Главной oc целью oc формирования oc ассортимента oc является oc наиболее oc полное oc удовлетворение oc покупательского oc спроса. oc Поэтому oc одним oc из oc важнейших oc факторов oc формирования oc оптимального oc ассортимента oc является oc спрос. oc На oc потребительские oc товары oc предъявляется oc четко oc сформулированный oc спрос, oc т.е. oc спрос oc на oc конкретный oc товар oc с oc определенными oc потребительскими oc свойствами, oc при oc отсутствии oc которого oc не oc происходит oc взаимозаменяемости. oc Альтернативный oc спрос oc — oc спрос, oc формирующийся oc на oc основе oc сопоставления oc имеющихся oc товаров, oc допускающий oc широкую oc взаимозаменяемость. oc Изучается oc спрос oc в oc розничной oc торговле oc путем oc анализа oc данных oc статистической oc отчетности oc о oc динамике oc и oc структуре oc товарооборота, oc товарных oc запасов oc в oc журналах oc учета oc неудовлетворенного oc спроса, oc путем oc опросов.
При oc отсутствии oc в oc продаже oc нужного oc товара oc покупатель oc не oc откладывает oc покупку, oc а oc ищет oc ему oc замену, oc покупая oc другой oc с oc аналогичными oc потребительскими oc свойствами. oc Особенно oc это oc проявляется oc внутри oc группы oc товаров oc (мясо, oc рыба, oc одежда, oc обувь), oc хотя oc существует oc и oc межгрупповая oc взаимозаменяемость oc (мясо oc – oc рыба, oc одежда oc – oc трикотаж).
Импульсный oc спрос oc — oc когда oc потребность oc в oc покупке oc отдельных oc товаров oc заранее oc не oc возникала, oc а oc проявилась oc под oc влиянием oc предложения. oc Массовый oc спрос oc на oc конкретные oc товары oc вызывает oc необходимость oc постоянного oc их oc наличия oc в oc магазине.
Альтернативный oc и oc импульсный oc спрос oc способствует oc расширению oc ассортимента, oc его oc обновлению, oc более oc полному oc удовлетворению oc спроса oc покупателей oc и oc росту oc продажи oc товаров, oc анализ oc материалов oc изучения oc спроса oc — oc правильному oc формированию oc ассортимента. oc При oc этом oc ведущая oc роль oc отводится oc комплексности oc спроса oc на oc отдельные oc продукты oc питания, oc требующей oc постоянного oc наличия oc товаров oc в oc широком oc ассортименте. oc Так, oc увеличение oc продажи oc ягод, oc фруктов oc вызывает oc увеличение oc спроса oc на oc сахарный oc песок; oc увеличение oc продажи oc фотоаппаратов oc вызывает oc увеличение oc продажи oc фотопленки; oc наличие oc маленького oc ребенка oc определяет oc необходимость oc приобретения oc различных oc продуктов oc детского oc питания oc в oc одном oc месте. oc Формирование oc спроса oc без oc учета oc этих oc факторов oc может oc привести oc к oc сокращению oc товарооборота, oc увеличению oc издержек oc потребления, oc снижению oc культуры oc торговли oc [14; oc с oc 76].
Формируя oc ассортимент oc товаров, oc следует oc учесть oc и oc такой oc фактор, oc как oc сезонность oc спроса. oc Так, oc летом oc увеличивается oc спрос oc на oc прохладительные oc напитки, oc мороженое, oc летнюю oc одежду, oc обувь oc и oc другие, oc зимой oc — oc на oc жиры, oc мясо, oc теплую oc одежду, oc трикотаж oc и oc т.д.
На oc формирование oc ассортимента oc влияет oc и oc сезонность oc в oc предложении, oc связанная oc с oc сезонностью oc производства oc овощей, oc фруктов oc и oc других oc сельхозпродуктов. oc Спрос oc населения oc на oc товары oc — oc явление oc крайне oc динамичное, oc часто oc переключающееся oc с oc одних oc товаров oc на oc другие, oc что oc требует oc обновления oc ассортимента oc товаров. oc В oc силу oc этого oc торговый oc ассортимент oc должен oc содержать oc в oc себе oc переменные oc величины, oc отвечающие oc постоянно oc меняющемуся oc спросу. oc Но oc в oc то oc же oc время oc торговый oc ассортимент oc должен oc иметь oc и oc постоянные oc величины, oc включающие oc товары oc повседневного oc спроса, oc что oc гарантирует oc наличие oc в oc магазинах oc устойчивого oc ассортимента.