Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 185
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сарика»
2.2 Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли
2.3 Методы формирования торгового ассортимента
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
3.1 Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность
3.2 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента
Важным oc фактором oc формирования oc торгового oc ассортимента oc выступает oc производство. oc Без oc развития oc производства oc нельзя oc сформировать oc и oc обеспечить oc устойчивость oc торгового oc ассортимента. oc Изучение oc источников oc промышленного oc и oc сельскохозяйственного oc производства oc дает oc реальную oc основу oc для oc включения oc тех oc или oc иных oc товаров oc в oc формируемый oc ассортимент.
Совершенно oc необходимо, oc чтобы oc производственная oc основа oc оставалась oc в oc торговом oc ассортименте oc постоянно, oc была oc незыблемой. oc Только oc производство oc в oc состоянии oc обновлять oc и oc расширять oc свой oc ассортимент, oc предлагать oc новые oc изделия, oc создавать oc реальную oc основу oc для oc оптимальной oc широты oc торгового oc ассортимента. oc Поэтому oc торговля oc при oc формировании oc ассортимента oc должна oc ориентироваться oc на oc конкретное oc промышленное oc и oc сельскохозяйственное oc производство, oc его oc реальный oc объем oc выпуска, oc возможности oc увеличения oc производства oc в oc ближайшие oc годы oc (с oc учетом oc существующего oc и oc прогнозируемого oc спроса) oc [16; oc с. oc 430].
Формирование торгового ассортимента определяют социально-экономические факторы.
Ассортимент магазина должен быть сформирован так, чтобы обеспечить экономию издержек потребления. Это достигается за счет правильного сочетания и распределения товаров с различной частотой спроса (постоянного, периодического, редкого). При формировании торгового ассортимента должно быть учтено, что товары повседневного спроса следует рассредоточить, максимально приблизить к покупателю, а периодического и редкого — сконцентрировать в специализированных и универсальных магазинах. При формировании торгового ассортимента необходимо учитывать и такие факторы, как праздники, национальные традиции, культурно-бытовые условия жизни и др. Эти факторы по ряду товаров приводят не только к увеличению объема спроса, но и к структурным его изменениям. Формирование ассортимента магазина должно идти не только с учетом спроса покупателей, но и с учетом обеспечения его рентабельности. Этому способствует правильное соотношение в ассортименте магазина товаров различной издержкоемкости и приносящих неодинаковый доход [19; с. 98].
Важным фактором формирования ассортимента является специализация магазинов. От этого зависит, какие товарные группы, подгруппы и виды товаров должны быть в магазине. Могут быть магазины, которые ограничивают свой ассортимент только одной группой товаров, в других магазинах их может быть несколько. Магазины с универсальным ассортиментом (универсамы, универмаги) должны иметь в своем ассортименте широкую номенклатуру товаров.
Ассортимент товаров зависит также от размера торговой площади магазина. В однотипных магазинах количество разновидностей больше там, где больше торговая площадь.
Важную роль играет район (зона) деятельности магазина. Это определяет номенклатуру видов и количество разновидностей товаров, которые должны входить в торговый ассортимент магазинов, обслуживающих данный сегмент. Дело в том, что не все обслуживаемые регионы одинаковы по социальному составу населения, его покупательной способности, климатическим условиям, транспортным связям, плотности торговой сети. Таким образом, нахождение данного магазина в том или другом населенном пункте предопределяет виды и разновидности товаров в его торговом ассортименте. Например, в маленьких сельских населенных пунктах магазины будут иметь ассортимент товаров повседневного спроса. А в крупных поселках городского типа целесообразно иметь «Универсам» с широким ассортиментом всех продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса [13; с. 26].
Формирование ассортимента товаров в магазине с учетом рассмотренных факторов позволит обеспечить устойчивость и гибкость ассортимента в соответствии со спросом населения, дальнейший рост товарооборота, повышение экономической эффективности работы магазинов и качества обслуживания населения. На этой основе можно разработать оптимальные ассортиментные модели для магазинов различных типов.
1.2 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли
Развитие розничной торговли потребительской oc кооперации oc происходит oc под oc влиянием oc общих oc тенденций, oc складывающихся oc на oc потребительском oc рынке oc РФ, oc но oc все oc же oc ряд oc объективных oc и oc субъективных oc факторов oc обуславливает oc более oc уязвимое oc положение oc системы oc по oc сравнению oc с oc торговыми oc организациями oc других oc организационно-правовых oc форм.
Розничная oc торговля oc - oc ведущее oc звено oc всей oc системы oc торгового oc обслуживания, oc так oc как oc непосредственно oc затрагивает oc интересы oc населения. oc Поэтому oc работникам oc торговли oc необходимо oc всегда oc учитывать oc в oc своей oc деятельности oc тот oc факт, oc что oc потребности oc населения oc не oc статичное oc явление, oc они oc подвержены oc изменению, oc а oc значит, oc в oc свою oc очередь, oc меняется oc и oc рынок oc товаров. oc И oc для oc того, oc чтобы oc эффективно oc осуществлять oc торговую oc деятельность oc работникам oc потребительской oc кооперации oc необходимо oc постоянно oc отслеживать oc и oc учитывать oc в oc своей oc деятельности oc подобные oc изменения.
Одной oc из oc важнейших oc характеристик oc в oc торговой oc деятельности oc является oc ассортимент. oc [10; oc с.38]
С oc экономической oc точки oc зрения, oc ассортимент oc – oc это, oc прежде oc всего oc отражение oc межотраслевых oc и oc отраслевых oc пропорций oc в oc составе oc товарного oc предложения. oc Ассортимент oc наиболее oc полно oc характеризует oc результаты oc деятельности oc организаций oc и oc отраслей, oc производящих oc товары oc народного oc потребления, oc и oc торговли oc по oc организации oc по oc организации oc производства oc этих oc товаров.
Товарный oc ассортимент oc представляет oc собой oc набор oc товаров, oc объединенных oc или oc сочетающихся oc по oc определенному oc признаку oc или oc совокупности oc признаков oc [3; oc с oc 11]. oc По oc товарам oc народного oc потребления oc различают oc два oc вида oc ассортимента oc – oc производственный oc и oc торговый, oc в oc зависимости oc от oc того, oc кто oc занимается oc его oc формированием. oc Изготовителем oc предлагается oc производственный oc ассортимент, oc а oc организацией oc торговли oc – oc торговый oc ассортимент.
От oc состава oc и oc своевременного oc обновления oc ассортимента oc товаров oc в oc магазинах oc в oc значительной oc мере oc степень oc удовлетворения oc спроса, oc издержки oc потребления oc населения, oc связанные oc с oc покупкой oc товаров, oc количественные oc и oc качественные oc показатели oc хозяйственной oc деятельности oc розничной oc торговой oc организации. oc В oc розничной oc торговле oc рассматривается, oc прежде oc всего, oc торговый oc ассортимент oc который oc объединяет oc товары oc различных oc производителей, oc отраслей. oc В oc условиях oc рыночной oc экономики oc нет oc четкого oc мнения, oc о oc том, oc каков oc должен oc быть oc ассортимент oc товаров, oc чтобы oc удовлетворить oc спрос oc покупателей, oc обеспечить oc получение oc необходимой oc прибыли oc и oc решить oc другие oc коммерческие oc задачи oc [1; oc с oc 65].
Управление oc ассортиментом oc товаров oc в oc организации oc розничной oc торговли oc – oc это oc одна oc из oc самых oc сложных oc управленческих oc систем, oc функционирующих oc в oc торговой oc деятельности. oc С oc ней, oc управляющей oc системой, oc тесно oc взаимосвязаны oc такие oc уровни oc коммерческой oc деятельности, oc как:
- информационное oc обеспечение oc коммерческой oc деятельности;
- определение oc потребности oc в oc товарах;
- выбор oc партнеров oc для oc установления oc хозяйственных oc связей oc и oc каналов oc продвижения oc товаров oc на oc рынок;
- коммерческая oc деятельность oc по oc организации oc розничной oc продажи oc товаров, oc рекламно-информационная oc работа;
- оказание oc услуг;
- управление oc товарными oc запасами.
Поэтому oc управление oc ассортиментом oc является oc центральным oc звеном oc в oc сложной oc цепочке oc содержания oc коммерческой oc деятельности oc торговой oc организации.
Основной oc целью oc управления oc ассортиментом oc товаров oc народного oc потребления oc на oc уровне oc торговой oc организации oc является oc получение oc прибыли oc на oc основе oc удовлетворения oc как oc можно oc большего oc числа oc постоянно oc изменяющихся oc потребностей oc обсуживаемого oc населения. oc Исходя oc из oc основной oc цели, oc можно oc выделить oc основные oc задачи oc управления oc ассортиментом:
- создание oc необходимых oc условий oc для oc наиболее oc полного oc удовлетворения oc потребностей oc обслуживаемого oc населения;
- выявление oc и oc изучение oc возможных oc источников oc поступления oc товаров, oc отвечающим oc потребностям oc населения, oc и oc проведение oc анализа oc возможностей oc сотрудничества oc с oc потенциальными oc поставщиками oc товаров;
- постоянный oc контроль oc за oc деятельностью oc конкурентов, oc осуществляющих oc торговлю oc аналогичными oc товарами oc в oc обслуживаемом oc торговой oc организацией oc районе;
- обеспечение oc устойчивости oc ассортимента oc товаров, oc реализуемых oc торговыми oc предприятиями;
- постоянный oc контроль oc за oc работой oc по oc формированию oc и oc реализации oc конкретных oc групп, oc подгрупп oc и oc разновидностей oc товаров, oc направленный oc на oc обеспечение oc более oc полного oc удовлетворения oc спроса oc населения oc и oc получения oc максимального oc размера oc прибыли oc по oc сравнению oc с oc аналогичными oc организациями oc – oc конкурентами oc [12; oc с oc 39].
Управление oc ассортиментом, oc как oc целостная oc система oc должна oc базироваться oc на oc следующих oc принципах:
- Принцип системности – все функции управления ассортиментом будут рассматриваться во взаимосвязи, а также будет учитываться вся система факторов, влияющих на процесс управления ассортиментом.
- Принцип эффективности – он подразумевает оптимизацию затрат по созданию конкурентоспособного ассортимента.
- Принцип динамизма – основным требованием здесь является оперативность и гибкость реагирования на меняющиеся условия внешней и внутренней среды деятельности организации торговли.
- Принцип научности – управленческое решение относительно ассортимента должно базироваться на полной, достоверной и объективной информации о состоянии и перспективах развития потребности, возможностях по ее удовлетворению с применением современных экономика - математических методов для обоснования ассортимента [1; с 47].
В процессе управления ассортиментом товаров народного потребления следует последовательно осуществлять присущие ему функции, а именно – планирование, организация, контроль и регулирование.
В первую очередь торговой организации необходимо разработать ассортиментную политику, то есть необходимо на основании тщательного исследования зоны деятельности, спроса понять и выделить для себя аспекты – чем будет торговать организация, и на какую целевую группу потребителей рассчитан ассортимент товаров.
На этом этапе должна быть собрана и проанализирована информация о потребителях; товаре, его потребительских свойствах, качестве и назначении; конкурентах; поставщиках необходимых товаров; финансово-экономическом положении организации и ее складских возможностях, уровне товарных запасов; широте, глубине ассортимента, а также соответствии товаров развитию спроса и потребностям населения и прогнозам изменения в производстве, ходе реализации товарных групп, подгрупп и разновидностей [9; с 24].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе планирования должны быть реализованы следующие функции:
- функция сбора информации о выбранном сегменте рынка, о товаре, его потребительских свойствах, качестве и назначении, о конкурентах;
- функция анализа потребителя, складских возможностей торгового предприятия, уровня товарных запасов;
- функция синтеза, определение широты, глубины ассортимента, а также качества товаров в соответствии с развитием спроса и потребностей населения, а также прогнозов изменения в производстве.
Эффективность системы управления ассортиментов зависит, прежде всего, от уровня информационного обеспечения, необходимого для разработки обоснованной ассортиментной политики торговой организации, направленной на создание конкурентоспособного ассортимента торговой организации. В современных условиях основными источниками получения информации о спросе покупателей в магазине могут быть:
- Оперативный метод, учет ежедневной реализации по количеству, сумме, структуре, в том числе по ассортименту и отдельным позициям, а также распределение спроса по времени. Так же можно получить данные о количестве покупателей и средней сумме покупок.
- «Журнал неудовлетворенного спроса», в который заносятся товары, число обращений за которыми превышает установленное.
- Опросы существующих и потенциальных покупателей.
- Наблюдение в торговом зале.
- Беседы с посетителями магазина.
- Метод «глазами покупателя»
- Анализ маршрутов покупателей, их предпочтений относительно места совершения покупки.
- Пробные покупки в своих магазинах и магазинах конкурентах.