Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 183
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сарика»
2.2 Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли
2.3 Методы формирования торгового ассортимента
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
3.1 Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность
3.2 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента
В условиях рыночной экономики нет oc четкого oc мнения, oc каков oc должен oc быть oc ассортимент oc товаров, oc чтобы oc наилучшим oc образом oc удовлетворить oc спрос oc покупателей, oc обеспечить oc получение oc необходимой oc прибыли oc и oc решить oc другие oc коммерческие oc вопросы. oc Реальное oc решение oc этой oc задачи oc становится oc возможным oc на oc основе oc использования oc логистических oc инструментов, oc а oc именно oc методов oc ABC oc и oc XYZ-анализа. oc С oc их oc помощью oc можно oc анализировать oc такие oc параметры oc ассортимента oc как oc вклад oc товарных oc групп oc в oc результат oc работы oc торговой oc организации oc (ABC-анализ), oc стабильность oc продаж oc товаров oc (XYZ-анализ), oc статус oc каждого oc товара oc в oc ассортиментной oc матрице oc (сочетание oc ABC oc и oc XYZ-анализа). oc В oc качестве oc объектов oc анализа oc могут oc выступать oc данные oc об oc объемах oc реализации oc (в oc суммарном oc или oc количественном oc выражении), oc товарные oc запасы oc (в oc суммарном oc выражении), oc доход oc (в oc суммарном oc выражении), oc оборачиваемость oc и oc т.д.
Формирование oc ассортимента oc на oc предприятиях oc розничной oc торговли, oc с oc точки oc зрения oc многих oc специалистов, oc наиболее oc сложный oc и oc ответственный oc этап oc коммерческой oc работы. oc Во-первых, oc здесь oc необходимо oc осуществлять oc ориентацию oc на oc запросы oc конкретных oc групп oc потребителей oc и oc обеспечивать oc рентабельную oc работу oc организации. oc Во-вторых, oc именно oc на oc этом oc этапе oc необходимо oc отслеживать oc все oc изменения, oc происходящие oc на oc потребительском oc рынке oc и oc своевременно oc на oc них oc реагировать.
При oc формировании oc ассортимента oc это oc означает, oc что oc однажды oc сформированная oc модель oc ассортимента oc не oc дает oc гарантий oc рентабельной oc работы, oc так oc как oc обстановка oc на oc рынке oc очень oc динамична oc и oc требует oc ответной, oc адекватной oc реакции. oc При oc изменении oc экономической oc ситуации, oc социальной oc и oc демографической oc обстановки, oc средних oc размеров oc денежных oc доходов oc потребителей oc соответственно oc будут oc всегда oc изменяться oc потребительские oc запросы. oc Эти oc изменения oc и oc должны, oc прежде oc всего, oc стать oc объектом oc пристального oc внимания oc со oc стороны oc специалистов oc коммерческой oc службы oc торговой oc организации oc [1; oc с oc 84].
Формирование oc ассортимента oc товаров oc в oc магазинах, oc в oc отличие oc от oc предприятий oc оптовой oc торговли, oc имеет oc свою oc специфику. oc При oc этом oc необходимо oc учитывать oc влияние oc многих oc факторов.
На oc построение oc ассортимента oc товаров oc в oc розничных oc торговых oc предприятиях oc оказывают oc влияние oc следующие oc факторы: oc тип oc и oc размер oc магазина oc и oc его oc техническая oc оснащенность; oc условия oc товароснабжения oc розничной oc торговой oc сети oc (в oc первую oc очередь oc наличие oc стабильных oc источников); oc численность oc обслуживаемого oc населения; oc транспортные oc условия; oc наличие oc сети oc магазинов-конкурентов oc и oc др.
Известно, oc что oc одним oc из oc важных oc признаков, oc определяющих oc тип oc магазина, oc является oc его oc ассортиментный oc профиль. oc Поэтому oc первое, oc что oc следует oc учитывать oc при oc формировании oc ассортимента oc товаров, oc — oc тип oc розничного oc торгового oc предприятия.
Кроме oc того, oc в oc магазинах oc одного oc типа, oc но oc с oc различной oc торговой oc площадью oc ассортимент oc товаров oc будет oc отличаться oc как oc по oc широте, oc так oc и oc по oc глубине. oc Существенное oc влияние oc при oc этом oc будет oc оказывать oc и oc оснащенность oc магазина, oc например, oc холодильным oc оборудованием.
Для oc того oc чтобы oc обеспечить oc постоянное oc наличие oc в oc продаже oc определенных oc товаров, oc необходимо, oc чтобы oc магазин oc снабжался oc ими oc из oc стабильных oc источников oc и oc желательно oc в oc централизованном oc порядке.
На формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях сильное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения.
Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей.
При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т. д.
Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа.
На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, т. е. определяется ассортиментный профиль магазинов. Эта работа проводится с учетом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учетом этого определяется место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания города, района и т. д.
Второй этап предусматривает установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине, т. е. рассчитывается структура группового ассортимента.
На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров каждой группы по различным признакам. При этом в каждом магазине должно быть обеспечено соответствие предлагаемого ассортимента товаров спросу населения. Учитывают также влияние различных факторов на построение ассортимента товаров в каждом конкретном розничном торговом предприятии.
Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т. е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.
При формировании ассортимента розничных торговых организаций используются два подхода, соответствующие современному состоянию экономики: на основе ассортиментного перечня и на основе потребительского комплекса.
Ассортиментный перечень предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Он ориентирован на удовлетворение твердо сформулированного спроса.
В ассортиментных перечнях для торговых объектов указывается: наименование товара, количество видов и разновидностей по каждому наименованию, которые должны быть в продаже, удельный вес товаров отечественного производства в розничном товарообороте.
В ассортиментный перечень включаются товары, производимые в РФ и поставляемые внутреннему рынку в объемах, достаточных для удовлетворения заявок торговых объектов всех форм собственности, а также продовольственные и непродовольственные товары, не вырабатываемые в стране, имеющие социальную значимость.
При разработке ассортиментного перечня собственник торгового объекта предусматривает удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота не менее 70%.
Ассортиментные перечни являются минимальными для торговых объектов и могут дополняться другими разрешенными к реализации товарами при соблюдении действующих на территории страны правил их продажи.
Более прогрессивным является формирование ассортимента товаров в розничной торговле потребительским комплексом.
Здесь могут быть предусмотрены следующие потребительские комплексы: «Товары для мужчин», «Товары для женщин», «Товары для детей», «Косметика и средства гигиены», «Сувениры, часы, ювелирные изделия», «Товары для досуга», «Товары для письма и учебы», «Товары для спорта, туризма и путешествий», «Товары для шитья и рукоделия», «Товары для дома».
Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы. Например, в комплексе «Товары для женщин» выделяются микрокомплексы: «Одежда», «Головные уборы и воротники», «Белье», «Чулочно-носочные изделия», «Предметы женского туалета», «Обувь» и др.
В состав каждого микрокомплекса входят товары определенных наименований, которые, в свою очередь, делятся на разновидности.
Кроме вышеуказанных методов формирования ассортимента в настоящее время получает свое признание маркетинговый подход к формированию торгового ассортимента торговой организации, который предусматривает включение в него тесно связанных друг с другом групп товаров, отвечающим следующим условиям:
- товары, включенные в торговый ассортимент, должны удовлетворять однотипные прямые и сопряженные потребности; быть средством решения одних и тех же проблем; выполнять одни и те же функции;
- товары должны быть ориентированы на группу целевых потребителей;
- товары должны иметь ценовую ориентацию, соответствующую покупательским способностям целевого сегмента.
Однако невозможно эффективно осуществлять формирования ассортимента без взаимоувязки данного, безусловно, важного, процесса с не менее важным, а скорее самым значимым процессом реализации. Лишь только после того как налажена система сбыта, товароведы точно знают, что и в каком магазине будет эффективно реализовано, возможна эффективная работа по формированию ассортимента. И именно подсистема формирования и реализации ассортимента является главным звеном в системе управления ассортиментов в розничной торговле.
Деятельность контроля и регулирования направлена на поддержание сбалансированности между спросом населения и поступающей на торговое предприятие продукцией. В ходе данного процесса подсистема управления и контроля выполняет следующие функции:
- анализ устойчивости, рентабельности и обновляемости ассортимента;
- контроль за реализацией ассортимента товаров народного потребления с использованием ряда экономических показателей (достижение намеченного уровня товарооборота, валовых доходов, прибыли, сокращение расходов на реализацию), а также из расчетов коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента.
В потребительской кооперации используется многоуровневый контроль, который предполагает проведение поверок магазинов службами различных уровней управления, где контроль за соблюдением обязательного ассортиментного перечня могут проводить практически все подразделения потребительской кооперации.
Для этого составляются графики, где предусматриваются по совокупности не менее двух проверок в неделю. Все это дает возможность проверки в конце определенного периода правильности выбранной стратегии в области формирования торгового ассортимента.
В нашей стране существует многоуровневая система управления торговым ассортиментом со стороны государства через законодательные акты и нормативные документы различных ведомств и организаций. Она включает в себя такие уровни, как:
- народнохозяйственный;
- отраслевой;
- областной;
- базовый.
Каждый уровень управления, решая свои задачи, направлен на решение общей цели управления торговым ассортиментом в масштабе страны – предоставление торговыми организациями товаров соответствующих спросу населения, и обеспечение рентабельной работы торговой отрасли.
В процессе развития системы управления ассортиментом товаров народного потребления находят свое применение многие элементы коммерческой деятельности. Управление ассортиментом товаром в торговых организациях необходимо рассматривать не только как процесс, который может обеспечить жизнестойкость организации, но и как основу для повышения его конкурентоспособности [13; с 115].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сарика»
Общество с ограниченной oc ответственностью oc «Сарика» oc создано oc 25 oc сентября oc 2010 oc года.
Общество oc является oc коммерческой oc организацией. oc Это oc юридическое oc лицо, oc которое oc имеет oc самостоятельный oc баланс, oc печать, oc штампы, oc бланки oc со oc своим oc наименованием, oc товарный oc знак oc (знак oc обслуживания), oc расчетный oc и oc иные oc счета oc в oc учреждениях oc банков.
Основной oc целью oc ООО oc «Сарика» oc является oc хозяйственная oc деятельность, oc направленная oc на oc получение oc прибыли. oc В oc соответствии oc с oc Уставом oc общество oc осуществляет oc следующие oc виды oc деятельности:
- Сдача oc в oc наем oc собственного oc недвижимого oc имуществ.
- Розничная oc торговля oc (включая oc алкогольные oc напитки oc и oc табачные oc изделия)
- Общественное oc питание.
Участники oc Хозяйственного oc общества oc не oc отвечают oc по oc его oc обязательствам oc и oc несут oc риск oc убытков, oc связанных oc с oc деятельностью oc Хозяйственного oc общества