Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия

1.2 Принципы и этапы коммерческой деятельности по формированию ассортимента предприятия розничной торговли

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сарика»

2.2 Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли

2.3 Методы формирования торгового ассортимента

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА

3.1 Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность

3.2 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Исходя их минимальных ассортиментных перечней, коммерческая служба ООО «Сарика» разрабатывает обязательные ассортиментные перечень для своего магазинов, с учётом специфических факторов влияющих на построение ассортимента: наличие магазинов-конкурентов, численности и состава обслуживаемого населения, месторасположения, типизации, специализации, торговой площади.

В обязательном ассортиментном перечне ООО «Сарика» указывается: наименование товара, количество видов и разновидностей по каждому наименованию, которые должны быть в продаже.

Ассортиментные перечни для торговых объектов ООО «Сарика» утверждаются ООО «Сарика». Затем ассортиментные перечни согласовываются в установленном порядке с органами государственного санитарного надзора и начальником отдела торговли и услуг Речицкого райсполком.

Ассортиментные перечни разрабатываются и утверждаются на два года и доводятся до торговых объектов ООО «Сарика» – не позднее 30 дней. В ассортиментные перечни могут вноситься дополнения и изменения на основании предложений органов управления торговлей.

Таким образом, формирование ассортимента в ООО «Сарика» происходит в три этапа: распределение ассортимента в магазин в пределах зоны деятельности с учетом расположения магазинов в населенных пунктах различных категорий, т.е. установление ассортиментного профиля магазина; установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине с учетом типа, месторасположения и зоны деятельности магазина; определяется развернутый ассортимент товаров по каждой группе. В магазине ООО «Сарика» при формировании ассортимента товаров используют метод ассортиментного перечня.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА

3.1 Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность

Работа по формированию торгового ассортимента в розничной торговой сети ООО «Сарика» заключается не только в рациональном размещении товарных групп, подгрупп и разновидностей, но и в постоянном регулировании ассортимента товаров, систематическом контроле за соблюдением утверждённых обязательных ассортиментных перечней товаров. Контроль за соблюдением ассортимента товаров, предусмотренного ассортиментным перечнем, осуществляется путем проведения проверок, в процессе которых проверяется соответствие фактического наличия товаров обязательному ассортиментному перечню. Отсутствие в продаже товаров, включенных в ассортиментный перечень, а также несоблюдение удельного веса товаров отечественного производства в розничном товарообороте рассматривается как нарушение правил торговли. В ООО «Сарика» осуществляется ведомственный и государственный контроль торговой сети, в том числе контроль за соблюдением ассортиментного перечня. В таблице 11 рассмотрим организации, осуществляющие проверки состояния ассортимента магазинов.


Таблица 11 Организации, осуществляющие проверки состояния ассортимента магазина ООО «Сарика»

Наименование организации, осуществляющую проверку магазина

Направление проверки

Внутрисистемный (ведомственный контроль)

Проверка соответствия фактического ассортимента утверждённому ассортиментному перечню, цен, санитарному состоянию магазина

Комитет государственного контроля

Комплексная проверка

Центры гигиены и эпидемиологии

Проверка условий хранения товаров, санитарного состояния магазинов, работников

Управление торговли райисполкома

Проверка санитарного состояния магазина, условий хранения, цен, соответствие предоставленного ассортимента утверждённому ассортиментному перечню, наличие сертификата соответствия, подтверждающих качество и безопасность товаров

Ведомственный контроль за состоянием торговых объектов ООО «Сарика», осуществляется в соответствии с Постановлением директора ООО «Сарика» «О закреплении ответственных лиц за магазином ООО «Сарика»». Закреплённые за магазином работники не реже 2 раз в месяц производят проверку магазинов в соответствии с «Памяткой о комплексной проверке магазина».

К числу наиболее часто встречающихся нарушений при проверке торговых объектов ООО «Сарика» относят: нарушение порядка применения и формирования цен, отсутствие на фасованных в магазине товарах реквизитов: сорта, массы, неоднократное отсутствие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

По результатам проверок составляются справки, которые затем отдаются начальнику торгового отдела, который принимает меры по устранению замечаний (если таковы имелись). Результаты проверок магазина ООО «Сарика» отразим в виде таблицы 12.

Таблица 12 Результаты проверок магазина ООО «Сарика» за 08.06.2018 г.

Магазин, его тип, торговая площадь

Показатели

Результат проверки

Магазин ООО «Сарика», торговая площадь – 260 м2

1.Выявление нарушений цен

нарушений цен не выявлено

2. Наличие товаров без ярлыков

на всех товарах имелись ярлыки цен, которые были правильно заполнены

3. Соблюдение режима работы магазина

режим работы соблюдается

4. Наличие ассортиментного перечня

имеется ассортиментный перечень от 01.02.17 года

Окончание таблицы 3.2

5. Наименование отсутствующих товаров

микроволновые печи, утюги

6. Санитарное состояние магазина

хорошее

7. Правильность ведения книги поступления

ведётся книга правильно

8. Документация в магазине

документация в порядке

9. Наличие противопожарного инвентаря

противопожарный инвентарь имеется: огнетушитель, лопата, ведро

10.Наличие тары и вывоз тары

тара вывозится регулярно


Проанализировав данные таблицы 12 можно сделать вывод, что заведующими магазина ООО «Сарика» , соблюдаются все предписания правил торговли, кроме соблюдения ассортиментного перечня. Так в продаже на момент проверки в магазине магазина ООО «Сарика» не оказалось микроволновых печей, которые предусмотрены обязательным ассортиментным перечнем. Для устранения замечания заведующая магазина в присутствии проверяющих дала заявку на завоз отсутствующих товаров.

Оценка соблюдения обязательного ассортиментного перечня проводится на основании таких показателей, как коэффициентов полноты и устойчивости ассортимента в магазине.

Рассчитаем коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента товаров по результатам проведённых проверок в течении декабря месяца в магазине ООО «Сарика» в таблице 13.

Таблица 13 Показатели устойчивости ассортимента по магазину ООО «Сарика» по результатам проверок за ноябрь - декабрь месяц 2018 г.

Магазин, его тип, торговая площадь

Количество разновидностей по ассортиментному перечню

Коэффициент полноты ассортимента

Коэффициент устойчивости ассортимента

25.11.18.

08. 12.18.

24.12.18

Магазин ООО «Сарика», торговая площадь – 260 м2

621

621

619

627

1,0

Таким образом, данные таблицы 13 свидетельствуют о том, что в исследуемом магазине коэффициент полноты и устойчивости равен 1, что в свою очередь свидетельствует о том, что ассортимент данного магазина в полной мере может удовлетворить спрос покупателей.

3.2 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента

На основании анализа коммерческой работы по формированию ассортимента, а также основных экономических ООО «Сарика» оценим сильные и слабые стороны организации в таблице 14.

Таблица 14 Сильные и слабые стороны ООО «Сарика» в коммерческой работе по формированию ассортимента

Сильные стороны

Слабые стороны

Увеличение доли рынка, занимаемой ООО «Сарика» в общем товарообороте города

Более высокие цены на товары, чем у конкурентов

Увеличение численности обслуживаемого населения

Отсутствие современных автоматизированных средств сбора и обработки информации

Ускорение товарооборачиваемости

Увеличение расходов на реализацию

Увеличение розничного товарооборота

Не всегда ассортиментные перечни соблюдаются по полноте и устойчивости

Увеличение прибыли от реализации

Отсутствие в оргструктуре маркетинговой службы

Увеличение численности работников аппарата управления с высшим образованием

Обязательные ассортиментные перечни разрабатываются работниками торгового отдела раз в год, а следовало бы это делать раз в пол года на осеннее-зимний и весеннее-летний периоды

Ведется работа по формированию торгового ассортимента – рациональное размещение товарных групп, подгрупп и разновидностей по магазинам, систематический контроль за соблюдением утвержденных обязательных ассортиментных перечней товаров


Из таблицы 14 следует, что ООО «Сарика» в коммерческой деятельности по формированию ассортимента имеет как сильные, так и слабые стороны. В связи с этим для устранения слабых сторон руководству организации необходимо выдвинуть новые направления совершенствования ассортимента розничной торговой сети, а также способы их достижения и стратегические направления развития коммерческой работы по формированию ассортимента. То есть задача руководства состоит в том, чтобы разработать такую стратегию, которая бы соответствовала сильным сторонам и компенсировала слабые.

По этому, для решения проблем формирования оптимального ассортимента товаров и некоторых отдельных товарных групп, а также конкурентоспособности ООО «Сарика» необходимо провести ряд мероприятий:

1. Руководству организации следует в корне пересмотреть ценовую политику организации. Необходимо снижать цены на неходовые, залежалые товары с целью высвобождения средств, уменьшения товарных запасов и ускорения оборачиваемости товаров. Нужно дифференцировать подход к определению конечной цены. Большой ошибкой сегодня является установление одинаково высокой (предельной) надбавки на все товары. Добиться увеличения прибыли и товарооборота таким способом не возможно. Торговая надбавка должна колебаться в зависимости от таких факторов, как характер товара, наличие или отсутствие подобного товара у конкурентов, уровень их цен, сезонность.

2. Так как в настоящее время в розничной торговой сети ООО «Сарика» исследование продаж по каждой товарной разновидности производится на основе оперативной информации о покупательском спросе на основе прошлогодних продаж, то приоритетным направлением формирования ассортимента по каждой товарной группе является применение ЭВМ. С их помощью будет фиксироваться: реализация товаров, остаток товаров, поступление по прошлому заказу, заявка товаров на предстоящие дни, для того чтобы не было перебоев с продажей данной товарной разновидности. Автоматизация розничной торговой сети позволяет в любой момент времени получить информацию о ходе продаж любой разновидности товара, общих объёмах продаж, причём данные обновляются в режиме реального время. Это позволит ускорить оборачиваемость, сократить срок использования заёмных средств, повысить эффективность деятельности и уровень обслуживания покупателей.

3. В деле оптимального удовлетворения спроса обслуживаемого ООО «Сарика» населения важную роль играет учёт такого явления, как частота предъявляемого спроса. По этому параметру спрос различных категорий обслуживаемого населения распределяется на повседневный, периодический и эпизодически. В рассматриваемой организации магазин в основном нацелен на удовлетворение повседневного спроса. По этому необходимо при составлении ассортиментных перечней и контроле за их соблюдением учитывать временные особенности спроса, необходимо чётко классифицировать товары по характеру их востребованности, учитывая особенности обслуживаемого населения, сезонности изменения, культурные традиции. Для этого необходимо разрабатывать ассортиментные перечни в зависимости от времени года. Это позволит сократить запасы несезонных товаров и увеличить розничный товарооборот за счёт предоставления широкого ассортимента востребованных по сезону товаров.


4. Для ускорения оборачиваемости товаров и сокращению товарных запасов, а также оптимизации ассортимента, работникам торговой сети необходимо определять величину завоза товаров с учётом следующих факторов:

  • объёма среднедневной продажи товаров за последнюю семидневку (декаду, месяц);
  • половозрастного состава обслуживаемого населения;
  • графиков предварительных заказов;
  • возможного увеличения продаж конкретного товара вследствие какого-либо события, например, праздника или другого мероприятия в районе;
  • характера предъявляемого спроса с учётом наступления нового сезона.

5. Механизм составления ассортиментных перечней нуждается в некоторых корректировках с целью усиления контроля за его соблюдением. То есть необходимо до розничных торговых сетей доводить рабочий ассортиментный перечень, в котором будет предусматриваться внутригрупповой ассортимент товаров, на основании которого будет осуществляться заявочная работа. Также в целях расширения внутригруппового и повышения его ликвидности в рабочем ассортиментном перечне необходимо указывать поставщиков, продукция которых наиболее востребована на потребительском рынке. Рабочие ассортиментные перечни позволят в полной мере удовлетворить спрос покупателей.

6. Создание конкурентоспособного ассортимента, который бы определял наличие в продаже оптимального соотношения набора товаров с различным жизненным циклом, пользующихся спросом у населения и приносящих прибыль вследствие наличия у них совокупности характеристик, выгодно отличающих их от товаров-аналогов конкурентов.

По этому необходимо предложить следующие направления работникам торгового отдела по созданию конкурентоспособного ассортимента товаров:

а) определение количественного и качественного состава ассортимента товаров, наиболее предпочтительных для потребителей. Для этого необходимо: определить занимаемую долю рынка и изучить обслуживаемое население; установить макро- и микроструктуру ассортимента; проводить гибкое реагирование на требования покупателей, по средством анализа факторов, влияющих на построение торгового ассортимента. То есть, если не учитывать эти позиции, то это, как правило, приводит к тому, что в магазинах отсутствуют отдельные товары, а их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам покупателей ассортимент порождает неудовлетворённый спрос, что отрицательно сказывается на деятельности ООО «Сарика»;

б) включение в ассортимент товаров с высокими темпами продажи и товарооборачиваемости, то есть нужно отдавать приоритет наличию товаров, имеющих наибольший удельный вес в структуре товарооборота;