Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 188
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сарика»
2.2 Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли
2.3 Методы формирования торгового ассортимента
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
3.1 Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность
3.2 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента
несет oc ответственность oc всем oc своим oc имуществом oc по oc своим oc обязательствам. oc Акционеры oc не oc отвечают oc по oc обязательствам oc и oc несут oc риск oc убытков, oc связанных oc с oc деятельностью oc Хозяйственного oc общества, oc в oc пределах oc стоимости oc внесенных oc ими oc вкладов oc в oc уставной oc фонд.
Источниками oc формирования oc имущества oc являются:
1. oc Имущество oc и oc денежные oc взносы, oc переданные oc обществу oc его oc учредителем.
2. oc Продукция, oc производимая oc обществом oc в oc результате oc его oc хозяйственной oc деятельности.
3. oc Полученные oc доходы oc и oc иное oc имущество, oc приобретенное oc обществом oc иным oc путем, oc допустимым oc законодательством.
На oc деятельность oc организации oc большое oc значение oc оказывает oc численность oc обслуживаемого oc населения. oc Спрос oc покупателей oc зависит oc от oc социального oc состава oc населения. oc Изменение oc этого oc состава oc не oc только oc отражается oc на oc общем oc объеме oc розничного oc товарооборота, oc но oc и oc обуславливает oc существенные oc сдвиги oc в oc его oc структуре.
Розничная oc сеть oc района oc представлена: oc 296 oc магазина, oc торговая oc площадь oc составляет oc - oc 29,4 oc тыс. oc кв.м. oc Из oc них: oc фирменных oc магазинов oc - oc 6; oc торговых oc центров oc - oc 1. oc На oc территории oc района oc имеется oc 6 oc рыночных oc образований, oc количество oc торговых oc мест oc - oc 1,17 oc тыс.ед.
Данные oc об oc обслуживаемом oc ООО oc «Сарика» oc населении oc представлены oc в oc табл. oc 1.
Таблица 1 Изменение численности обслуживаемого населения
Показатели |
Ед.изм. |
Год |
Отклонение (+;-) или темп роста |
||
2015 |
2016 |
2017 |
|||
1. Всего населения в районе |
тыс.чел. |
104,2 |
104,9 |
105,6 |
101,3 |
В том числе обслуживаемого ООО «Сарика» |
тыс.чел. |
22,4 |
23,8 |
24,7 |
110,3 |
Из них: |
|||||
Мужчин |
тыс.чел. |
8,6 |
8,9 |
9,3 |
108,1 |
Женщин |
тыс.чел. |
9,8 |
10,4 |
10,8 |
110,2 |
детей |
тыс.чел. |
4,0 |
4,5 |
4,6 |
115,2 |
2. Удельный вес населения |
% |
21,5 |
22,7 |
23,4 |
1,9 |
Как видно из табл. 1, темп роста численности населения, обслуживаемого ООО «Сарика», выше, чем темп роста населения в целом по району, что также обуславливает рост удельного веса населения, обслуживаемого ООО «Сарика», в общей структуре населения района на 1,9% за 2015-2017 гг.
В таблице 2 приведем показатели хозяйственной деятельности ООО «Сарика» за 2017-2018 годы.
Таблица 2 Основные экономические показатели хозяйственной деятельности ООО «Сарика» за 2017– 2018 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2017 |
2018 |
Изменение 2018 года по отношению к 2017, %; +,- |
1. Розничный товарооборот: |
млн р. |
|||
1.1 в действующих ценах |
14374,80 |
17154,40 |
119,34 |
|
1.2 в сопоставимых ценах |
13056,14 |
15609,10 |
119,55 |
|
2. Индекс цен |
- |
1,101 |
1,099 |
-0,002 |
3. Доходы от реализации, в сумме |
млн р. |
526,96 |
1041,28 |
197,60 |
уровень в % к т/о |
% |
3,67 |
6,07 |
165,58 |
4. Расходы на реализацию, в сумме |
млн р. |
2081,54 |
2354,20 |
113,10 |
уровень в % к т/о |
% |
14,48 |
13,72 |
94,77 |
5. Налоги и неналоговые платежи |
млн р. |
2642,24 |
3021,62 |
114,36 |
уровень в % к т/о |
% |
18,38 |
17,61 |
95,83 |
6. Численность работников торговли |
чел. |
52 |
55 |
3 |
7. Производительность труда: |
млн р. |
|||
7.1 в действующих ценах |
276,44 |
311,90 |
112,83 |
|
7.2 в сопоставимых ценах |
251,08 |
283,80 |
113,03 |
|
8. Прибыль отчетного периода |
млн р. |
600,52 |
1173,72 |
195,45 |
уровень в % к т/о |
% |
0,04 |
0,07 |
163,78 |
9.Прибыль от торговой деятельности |
млн р. |
428,88 |
848,50 |
197,84 |
10. Рентабельность торговли |
% |
20,60 |
36,04 |
15,44 |
Как видно из табл. 2, розничный товарооборот с каждым годом увеличивается, что свидетельствует об эффективности деятельности ООО «Сарика». В 2018 году товарооборот вырос по сравнению с 2017 годом на 119,34%. В сопоставимых ценах также происходит рост розничного товарооборота, что показывает эффективность деятельность предприятия и то, что уровень роста товарооборота выше, чем уровень инфляции в стране.
Доход от реализации, который получает организация, также с каждым годом растет. В 2018 он вырос по сравнению с 2017 на 197,60%. Это доказывает также достаточно высокую эффективности деятельности от прочих видов деятельности организации, таких как розничная торговля. Расходы на реализацию с каждым годом увеличиваются, что обусловлено ростом расходов организации на транспорт, аренду и оплату труда.
В 2018 году рост издержек составил по сравнению с 2017 на 113,10%.
На рисунке 1 представим графики изменения розничного товарооборота в действующих ценах, валового дохода и издержек обращения за последние два года.
Рисунок 1 - Динамика доходов и расходов ООО «Сарика» за 2017-2018гг.
Из рисунка 1 видно, что объем розничный товарооборот растет более быстрыми темпами, чем доход от реализации и расходы на реализацию. Темпы роста расходов на реализацию ниже, чем темпы роста доходов от реализации, что приводит к увеличению прибыли.
Производительность труда с каждым годов увеличивается, как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Это связано с тем, что в организации происходит снижение численности работников при увеличении розничного товарооборота, что говорит об интенсивном развитии организации.
Прибыль от торговли постоянно увеличивается в 2018 году произошел значительный рост прибыли на 197,84%.
Рентабельность торговли находится на высоком уровне, в 2018 году наблюдается увеличение данного показателя на 15,44 процентных пункта.
2.2 Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли
Формирование ассортимента oc в oc розничной oc торговой oc сети oc – oc это oc одна oc из oc трудных oc проблем, oc которые oc стоят oc перед oc торговой oc организацией. oc С oc развитием oc рыночных oc отношений, oc эта oc проблема oc приобрела oc особую oc актуальность oc и oc перед oc многими oc торговыми oc организациями oc встала oc задача oc поиска oc товаров oc в oc соответствии oc с oc предъявляемым oc спросом oc населения.
К oc формированию oc торгового oc ассортимента oc в oc условиях oc рынка oc необходимо oc подходить oc наиболее oc тщательно oc и oc внимательно, oc выявляя oc и oc изучая oc закономерности oc его oc развития, oc а oc также oc планомерно oc изучая oc все oc факторы, oc которые oc оказывают oc на oc него oc в oc той oc или oc иной oc степени oc влияние.
Факторы, oc которые oc определяют oc формирование oc ассортимента oc в oc торговых oc организациях, oc можно oc разделить oc на:
- oc не oc зависящие oc от oc деятельности oc торговой oc организации, oc то oc есть oc те, oc к oc которым oc торговая oc организация oc вынуждена oc приспосабливаться, oc не oc имея oc возможности oc влиять oc на oc них oc (их oc можно oc назвать oc общими);
- oc отражающие oc конкретные oc условия oc работы oc торговой oc организации oc (их oc можно oc назвать oc специфическими).
Рассмотрим oc влияние oc данных oc факторов oc на oc формирование oc ассортимента oc товаров oc в oc магазинах oc ООО oc «Сарика». oc Из oc общих oc факторов, oc оказывающих oc влияние oc на oc построение oc ассортимента oc товаров, oc относятся: oc покупательский oc спрос oc и oc производство.
Информацией oc о oc покупательском oc спросе oc населения oc являются oc сведения, oc которые oc характеризуют oc объем, oc структуру, oc закономерности oc и oc тенденции oc его oc развития, oc а oc также oc все oc то, oc что oc объясняет oc причины oc изменения oc спроса oc и oc отличительные oc особенности oc его oc формирования oc и oc развития. oc Прежде oc всего, oc хотелось oc бы oc отметить, oc что oc в oc исследуемой oc организации oc основным oc звеном, oc занимающимся oc изучением oc конъюнктуры oc и oc спроса, oc является oc торговый oc отдел. oc Именно oc работники oc данной oc службы, oc в oc обязанности oc которых oc входит oc закупка oc и oc продажа oc товаров, oc занимаются oc сбором oc и oc обобщением oc информации oc о oc спросе.
В oc качестве oc источника oc информации oc о oc спросе oc используются oc статистические oc данные oc – oc отчеты oc о oc розничной oc торговле oc за oc предшествующие oc годы. oc По oc данным oc отчета oc можно oc проследить oc изменение oc объемов oc продаж oc каждого oc вида oc товара oc и oc сделать oc соответствующие oc выводы oc при oc последующем oc заключении oc договоров oc поставки. oc Так, oc на oc основании oc данных oc статистической oc отчетности oc можно oc оценить oc спрос oc путем oc анализа oc розничного oc товарооборота, oc его oc структуры, oc а oc также oc анализа oc товарных oc запасов.
Структура oc розничного oc товарооборота oc ООО oc «Сарика» oc представлена oc в oc таблице oc 3.
Таблица 3 Структура розничного товарооборота ООО «Сарика» за 2015-2017 гг.
Показатели |
Годы |
Темп изменения, 2017 к 2016% |
Темп изменения, 2017 к 2015% |
|||||
2015 |
2016 |
2017 |
||||||
Сумма, |
Уд. вес |
Сумма, |
Уд. вес |
Сумма, |
Уд. вес |
|||
млн.р. |
% |
млн.р. |
% |
млн.р. |
% |
|||
Розничный товарооборот, всего |
14374 |
100 |
17154 |
100 |
29968 |
100 |
174,70 |
208,49 |
по непродовольственным товарам |
14374 |
100 |
17154 |
100 |
29968 |
100 |
174,70 |
208,49 |
Таким образом, данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что, весь удельный вес в продажах занимают непродовольственные товары. Товарооборот по данной группе товаров в 2017году по сравнению с 2016 годом увеличился на 174,70%. В 2017 году по сравнению с 2015 годом – на 208,5%.
Данный рост связан, прежде всего, с увеличением платёжеспособности населения, а также с предоставлением населению кредитов на покупку таких товаров как: мебель, строительные материалы и товары сложно - бытовой техники (холодильники, телевизоры и т. д.).
В процессе формирования ассортимента товаров необходимо подобрать разновидности и структуру товаров таким образом, чтобы максимально полно удовлетворить спрос населения в любой момент. Однако в силу целого ряда причин, к примеру, сезонности производства и потребления, ритм поставок и потребления зачастую не совпадают. Поэтому для обеспечения условия бесперебойности торговли товарами создаются товарные запасы.
Анализ товарных запасов по отдельным товарным группам продовольственных товаров ООО «Сарика» представлен в таблице 4.
Таблица 4 Состояние товарных запасов по отдельным товарным группам непродовольственных товаров за 2016-2017 гг.
Товарные группы |
2016 |
2017 |
Отклонение (+,-) 2017 от 2016 |
||||
Продано в розницу |
запасы товаров |
Продано в розницу |
запасы товаров |
||||
в сумме, млн р. |
из него отечественного производства |
в сумме, млн р. |
в сумме, млн р. |
из него отечественного производства |
в сумме, млн р. |
в сумме, млн р. |
|
Парфюмерные и косметические товары и туалетные принадлежности |
1068 |
602 |
130 |
1330 |
668 |
268 |
138 |
текстильные товары |
566 |
528 |
122 |
1762 |
1620 |
524 |
402 |
галантерейные товары |
688 |
620 |
186 |
320 |
188 |
116 |
-70 |
верхняя одежда |
468 |
448 |
70 |
888 |
854 |
230 |
160 |
чулочно-носочные изделия |
164 |
154 |
22 |
218 |
214 |
60 |
38 |
изделия из кожи и дорожные принадлежности |
- |
- |
- |
268 |
254 |
38 |
- |
бытовая мебель |
638 |
638 |
118 |
1134 |
1134 |
114 |
-4 |
домашняя утварь |
2680 |
2186 |
554 |
3488 |
3048 |
722 |
168 |
осветительные приборы |
1358 |
1290 |
264 |
264 |
|||
портьеры |
2208 |
2186 |
394 |
394 |
|||
бытовые электрические приборы |
3496 |
3180 |
468 |
6032 |
5226 |
1026 |
558 |
аудио - и видеоаппаратура |
554 |
542 |
96 |
564 |
540 |
114 |
18 |
скобяные товары |
- |
- |
- |
482 |
428 |
58 |
- |
краски, лаки |
- |
- |
- |
608 |
586 |
122 |
- |
санитарно-техническое оборудование |
500 |
230 |
44 |
468 |
368 |
68 |
24 |
строительные материалы |
1012 |
614 |
222 |
138 |
124 |
120 |
-102 |
канцелярские товары |
680 |
408 |
210 |
1370 |
836 |
410 |
200 |
оборудование электросвязи |
196 |
98 |
8 |
8 |
|||
часы и ювелирные изделия |
116 |
116 |
18 |
148 |
148 |
28 |
10 |
игры и игрушки |
382 |
216 |
102 |
572 |
352 |
178 |
76 |
чистящие средства, обои и напольные покрытия |
2088 |
1452 |
206 |
2652 |
1876 |
470 |
264 |
непродовольственные товары, не включенные в другие группировки |
2542 |
2494 |
414 |
3260 |
3212 |
874 |
460 |
непродовольственные товары |
17154 |
14198 |
2820 |
29968 |
25754 |
6214 |
3394 |