Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Содержание коммерческой работы по формированию ассортимента розничного торгового предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННО-ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сарика»
2.2 Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли
2.3 Методы формирования торгового ассортимента
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
3.1 Контроль за состоянием торгового ассортимента и его результативность
3.2 Направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента
Данные таблицы 4 свидетельствуют о том, что в целом ООО «Сарика» за анализируемый период времени товарные запасы по непродовольственным товарам имеют тенденцию к увеличению.
Наибольшие товарные запасы в сумме наблюдается по таким товарным группам как бытовые электрические приборы, текстиль. Урегулирование сверхнормативных остатков в ООО «Сарика» проводится способом возврат поставщику-изготовителю (предварительно пишется письмо).
Изучая информационное обеспечение принимаемых коммерческих решений в ООО «Сарика» было выявлено, что отдела маркетинга, либо информационно-аналитического бюро в данной организации не существует. Основная причина это отсутствие средств на содержание данных служб. В ООО «Сарика» исследованием рынка товаров и услуг, сбором коммерческой информации и определением потребности в товарах занимается торговый отдел, который разрабатывает долгосрочные и краткосрочные прогнозы на укрупненные товарные группы и внутригрупповой ассортимент, организует работу по формированию и удовлетворению спроса, повышению эффективности потребления. Это связано с тем, что отдельные элементы коммерческой деятельности и маркетинга схожи.
При определении потребности в товарах, в частности бытовых электрических приборов, работники торгового отдела ООО «Сарика» собирают следующие данные: о спросе и конъюнктуре рынка, включающие анализ спроса и предложения на рынке и его сегментах, емкости и характере рынка, уровня цен и ценовой эластичности, степени и условий рыночной конкуренции; об объемах и структуре производства и предложения; о потребителе и его затратах; о товаре; о конкурентах; о торговой деятельности организации и ее возможностях на данном этапе.
Исследования показали, что в ООО «Сарика» потребность в товарах определяется с использованием балансового метода. Проведем расчет потребности в бытовых электрических приборах с использованием балансового метода.
Расчет производится по следующей формуле:
Зн + П = Зк + Р (2.1)
где: Зн – запасы на начало планируемого года;
П – поступление товаров;
Зк – запасы на конец планируемого года;
Р – планируемая реализация товаров.
Следовательно, поступление товаров определяется как:
П = Зк + Р – Зн (2.2)
Для использования этого метода в таблице 5 представлена информация о реализации бытовых электрических приборов, товарных запасах на конец и начало планируемого периода (на 2018 год).
Таблица 5 Информация о товарных запасах и реализации бытовых электрических приборов ООО «Сарика»
Показатели |
Ед. измер. |
Значение показателя |
Реализация в 2017 г. |
млн р. |
6032 |
Товарные запасы на начало планируемого периода |
млн р. |
1032 |
Товарные запасы на конец планируемого периода * |
млн р. |
1220 |
* товарные запасы на конец планируемого периода представлены планово – экономическим отделом (рассчитываются экономистами самостоятельно).
Потребность в бытовых электрических приборах в 2018 году составит:
П 2018 = 6032 + 1220 – 1032 = 6220 млн р.
Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента товаров, выступает производство. То есть, чем больше предложений бытовых электрических приборов будет на внутреннем рынке, тем больше возможностей будет у ООО «Сарика» закупить нужный ассортимент приборов для полного удовлетворения спроса покупателей в них. В связи с этим, работники торгового отдела ООО «Сарика» ведут активную работу по изысканию поставщиков бытовых электрических приборов и заключению с ними договоров на поставку.
В таблице 6 рассмотрим и проанализируем источники поступления бытовых электрических приборов в розничную торговую сеть ООО «Сарика» за 2016 – 2017 гг.
Таблица 6 Поступления бытовых электрических приборов из различных источников в розничную торговую сеть ООО «Сарика» за 2016-2017 гг.
Источники поступления |
Объем поставок в году |
Отклонение (+,-) |
||||
2016 |
2017 |
|||||
Объем поставок, млн р. |
Уд. вес, % |
Объем поставок, млн р. |
Уд. вес, % |
|||
По объему поставки, млн р. |
По уд. весу, % |
|||||
Государственные предприятия изготовители |
2798 |
80,03 |
4466 |
74,04 |
1668 |
-6,00 |
Негосударственные предприятия изготовители |
230 |
6,58 |
540 |
8,95 |
310 |
2,37 |
Окончание таблицы 2.6 |
||||||
Товарные запасы |
468 |
13,39 |
1026 |
17,01 |
558 |
3,62 |
Итого: |
3496 |
100 |
6032 |
100 |
2536 |
- |
Таким образом, источниками поступления бытовых электрических приборов в розничную торговую сеть ООО «Сарика» являются: государственные и негосударственные предприятия изготовители, а также собственные товарные запасы. Наибольший удельный вес занимают поступления от государственных предприятий изготовителей. Данный показатель за анализируемый период времени сократился на 6,0%. Также значительную долю в поступлении занимает продукция негосударственных предприятий изготовителей – 8,95%, что на 2,37% больше чем в 2016 году.
Также одним из факторов оказывающих влияние на формирование ассортимента является тип и специализация магазина, зона его деятельности. Тип магазина, характеризующийся ассортиментным профилем и его торговой площадью, определяет направление в формировании ассортимента. В соответствии с типом магазина проводится формирование ассортимента, то есть установление номенклатуры товарных групп и развёрнутого (детального) ассортимента товаров для реализации в этих магазинах. Рассмотрим типизацию магазинов ООО «Сарика» в таблице 7.
Таблица 7 Типы магазинов ООО «Сарика» на 01.01.18 г.
Тип магазина |
Количество |
Торговая площадь |
||
ед. |
% |
м2 |
% |
|
Продтовары |
0 |
0 |
0 |
0 |
Промтовары |
1 |
100 |
690 |
100 |
Минимаркет |
0 |
0 |
0 |
0 |
Универсам |
0 |
0 |
0 |
|
Всего магазинов |
1 |
100,0 |
690 |
100,0 |
Данные таблицы 7 свидетельствуют о том, что ООО «Сарика» представлена лишь одним типом магазина.
Далее проведем оценку факторов, влияющих на ассортимент товаров в розничной торговой сети ООО «Сарика» в таблице 8.
Данные таблицы 8 свидетельствуют о том, что в магазин ООО «Сарика» имеет достаточно большую торговую площадь, а так же широту и глубину ассортимента. Отметим, что широта и глубина ассортимента непосредственно влияют на результаты деятельности магазина. Так, например, в магазине с более глубоким ассортиментом розничный товарооборот больше. Отметим, что из рассмотренных ассортиментных перечней наибольшей широтой глубиной характеризуется ассортимент магазина ООО «Сарика».
Таблица 8 Данные о деятельности магазина ООО «Сарика» с учетом влияющих факторов
Наименование магазина |
Торговая площадь, м2 |
Метод продажи, применяемый в магазине |
Реализация за январь 2016 г., млн.р. |
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн.р./м2 |
широта |
глубина |
Наличие конкурентов (+,-) |
ассортимента |
|||||||
Магазин «Товары для дома» |
260 |
Самообслуживание |
3176 |
6,1 |
44 |
120 |
Магазин «Торгсервис» |
Таким образом, на формирование ассортимента в магазинах ООО «Сарика» оказывают влияние общие факторы, которые определяют направление специализации и тип объекта, а также специфические факторы, определяющие широту и глубину конкретного магазина. Проанализировав ассортиментные перечень магазина было установлено, что руководством организации соблюдаются все рассмотренные выше факторы при формировании ассортимента товаров.
2.3 Методы формирования торгового ассортимента
В условиях недостаточного предложения товаров розничная торговля ориентируется в вопросах формирования ассортимента на необходимость сбыта тех товаров, которые может произвести и предложить изготовитель, т.е. работает в условиях его диктата. Формирование ассортимента в ООО «Сарика» происходит в три этапа:
- Распределения ассортимента в магазин в пределах зоны деятельности с учетом расположения магазинов в населенных пунктах различных категорий, т.е. установление ассортиментного профиля магазина.
Результаты распределения ассортимента на данном этапе в ООО «Сарика» представлены в таблице 9.
Таблица 9 Первый этап формирования ассортимента товаров в магазине ООО «Сарика»
Наименование товарных групп |
Магазин ООО «Сарика»торговая площадь – 260 м2 |
Парфюмерные и косметические товары и туалетные принадлежности |
+ |
Текстильные товары |
+ |
Галантерейные товары |
+ |
Верхняя одежда |
+ |
Чулочно-носочные изделия |
+ |
Изделия из кожи и дорожные принадлежности |
+ |
Бытовая мебель |
+ |
Домашняя утварь |
+ |
Осветительные приборы |
+ |
Портьеры |
+ |
Бытовые электрические приборы |
+ |
Аудио - и видеоаппаратура |
+ |
Скобяные товары |
+ |
Краски, лаки |
+ |
Санитарно-техническое оборудование |
+ |
Строительные материалы |
+ |
Канцелярские товары |
+ |
Оборудование электросвязи |
+ |
Часы и ювелирные изделия |
+ |
Игры и игрушки |
+ |
Чистящие средства, обои и напольные покрытия |
+ |
Таким образом, нами было выявлено, что рассмотренный ассортиментный перечень включает в себя все необходимые товарные группы. Связано это, прежде всего с тем, что магазин ООО «Сарика» расположены в густо населенном районе города, а, следовательно, обладает высокой посещаемостью.
- Установление количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине с учетом типа, месторасположения и зоны деятельности магазина.
Результаты установления количественного соотношения отдельных групп товаров в магазине ООО «Сарика» с учетом их типа, размера и месторасположения, зоны деятельности представлены в таблице 10. .
Таблица 10 Второй этап формирования ассортимента товаров в магазине ООО «Сарика»
Наименование товарных групп |
Магазин ООО «Сарика», торговая площадь – 260 м2 |
|
количество |
||
товарных групп |
разновидностей товаров |
|
Парфюмерные и косметические товары и туалетные принадлежности |
8 |
57 |
Галантерейные товары |
3 |
16 |
Бытовая мебель |
3 |
20 |
Домашняя утварь |
3 |
13 |
Бытовые электрические приборы |
5 |
14 |
Скобяные товары |
7 |
88 |
Строительные материалы |
7 |
50 |
Обои и напольные покрытия |
11 |
14 |
Чистящие средства |
2 |
20 |
Итого |
51 |
290 |
Таким образом, анализ данных таблицы 10 показал, что в магазин имеет достаточно большое количество товарных групп и разновидностей товара. Следовательно, руководство ООО «Сарика» учло тип, торговую площадь и зону деятельности магазина.
3. Определяется развернутый ассортимент товаров по каждой группе.
При формировании ассортимента товаров в розничных торговых организациях используются два подхода, соответствующие современному состоянию экономики: на основе ассортиментного перечня и на основе потребительского комплекса.
В магазине ООО «Сарика» при формировании ассортимента товаров используют метод ассортиментного перечня. Согласно данному методу ассортимент товаров формируется с использованием обязательного ассортиментного перечня, основным назначением которого является обеспечение бесперебойной торговли товарами в розничной торговой сети и создание условий для усиления контроля за стабильностью ассортимента. Метод ориентирован на удовлетворение твёрдо сформулированного спроса и выступает магазину ориентиром для определения первоначального обязательного ассортимента.