Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 869
Скачиваний: 11
ВВЕДЕНИЕ
Основным элементом рыночного хозяйства является товарное обращение, осуществляемое посредством торговли. Именно торговля решает одну из главных задач общественного производства – удовлетворение потребностей населения, – и доводит товары от производства до потребления, поддерживая равновесие между предложением и спросом, баланс интересов производителя и потребителя.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в системе управления различными аспектами деятельности любого предприятия в современных условиях наиболее сложным и ответственным звеном является управление складскими товарными запасами. В последнее время в нашей стране уделялось мало внимания проблеме управления складскими товарными запасами, ибо правила игры, сложившиеся на российском рынке, позволяли получать большую по западным стандартам прибыль за счет факторов, не имеющих никакого отношения к оптимизации ограниченных ресурсов, вовлекаемых в производство и торговлю. Однако времена получения легкой прибыли прошли и поэтому предприятия вынуждены управлять запасами таким образом, чтобы, не сорвав выполнение товарно-производственной программы, минимизировать при этом все возможные затраты, связанные с покупкой и хранением.
Эффективное управление товарными запасами позволяет: сократить производственные потери из-за дефицита товарных ценностей; ускорить оборачиваемость этой категории оборотных средств; свести к минимуму излишки товарно-материальных запасов, которые увеличивают стоимость операций и «замораживают» денежные средства; снизить риск старения и порчи товаров; снизить затраты на хранение товарно-материальных запасов. Выше сказанное говорит о том, что эффективное управление запасами предприятия на сегодняшний день является одной из первоочередной и актуальной задачей для решения которой требуется провести исследования в этой области.
Объектом исследования в данной работе выступает потребительская кооперации Вологодской области – Бабаевское РАЙПО.
Предметом исследования являются складские товарные запасы предприятия.
Основная цель написания курсовой работы заключается в применении практических навыков управления показателями эффективности работы склада для разработки направлений совершенствования процесса управления товарными запасами.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- провести методическое исследованиепоказателей эффективности работы склада;
- оценить эффективность работы складского хозяйства в Бабаевском РАЙПО;
- разработать оптимальную партию закупки товара в Бабаевском РАЙПО.
При написании курсовой работы были использованы теоретические, экономико-статистические, аналитическое, экспертные, финансовые и другие методы исследования.
Информационной базой при написании курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, справочные материалы, периодические издания печати и учебная литература по теме исследования, а также финансовая, налоговая, управленческая и статистическая отчетность Бабаевского РАЙПО за 2014-2016 гг.
Структура курсовой работы представлена введением, тремя главами в соответствии с поставленными задачами, заключением, списком использованных источников и литературы.
1. ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СКЛАДА
Показатели работы склада можно представить тремя укрупненными группами показателей, характеризующих[1]:
1) интенсивность работы складов;
2) интенсивность использования складских площадей;
3) финансово-экономические показатели работы склада.
Для оценки результативности деятельности транспортно-складских подразделений предприятия целесообразно использовать комплекс показателей, позволяющих осуществить оценку как качества обслуживания потребителей, так и эффективности функционирования системы логистики предприятия в целом.
Показатели качества в зависимости от количества характеризуемых свойств продукции могут быть единичными или комплексными (ГОСТ 15467-79).
Показатели оценки качества обслуживания должны[2]:
- охватывать всю систему логистического обслуживания предприятия;
- позволять анализировать результаты;
- отражать эффективность процессов выполнения заказов.
Для оценки качества обслуживания используются:
-
- статистические переменные (количественные параметры), характеризующие текущее состояние на определённый момент времени (оценка текущего состояния системы обслуживания);
- плавающие переменные (качественные параметры), характеризующие состояние за некоторый период времени (оценка показателей качества обслуживания за период – в течение недели, месяца или квартала и т.д.).
Каждый из рассматриваемых показателей играет более или менее важную роль в зависимости от конкретных рыночных условий.
В систему показателей оценки качества обслуживания необходимо включать также показатели, отражающие ошибки в организации и управлении процессом выполнения заказов. Рассмотрим основные показатели:
1. Грузооборот склада абсолютныйопределяется как суммарное количество тонн грузов (кубических метров) различных наименований, прошедших через склад за установленный период времени (сутки, месяц, год)[3]:
(1)
где Г – грузооборот, м3;Qi– объём товаров, проходящих через склад за период времени по i-й товарной группе, руб.;Kперi– коэффициент перевода объёма товаров в денежном выражении к объёму товаров в физическом выражении, руб./м3.
Возможно исчисление грузооборота склада по прибытию либо по отправлению (односторонний грузооборот).
2. Грузооборот склада относительный (приведённый) определяется как сумма произведений грузооборота по каждому наименованию товара на коэффициент приведения к базовой номенклатурной позиции. Коэффициент приведения отражает сложность обработки различных товарных позиций и определяется методом экспертного опроса[4]. Уточнение данного показателя можно осуществлять, прибегая к хронометражу операций складской обработки различных товарных позиций и сопоставляя полученные результаты между собой. Данный показатель 9приведённый грузооборот) наиболее объективно отражает валовые параметры работы склада в отличие от его относительного значения.
3. Нормативная вместимость склада определяется как максимальное количество товара в кубических метрах, которое может храниться на складе с учётом соблюдения всех требований, предъявляемых к хранению (пожарные требования, СНИПы, ГОСТы, ОСТы и другие требования к хранению отдельных видов товаров)[5]:
Qм3= Sгр * Кигон * Нхр, (2)
где Qм3 –нормативная вместимость склада, м3;Sгр – грузовая площадь склада, м2;Кигон – коэффициент использования грузового объёма склада (нормативный);Нхр – высота хранения товаров на складе, м.
4. Коэффициент загрузки склада определяется путём сопоставления (отношения) фактического объёма хранящегося на складе товара к нормативной вместимости склада:
К3= Qфакт / Qнорм, (3)
где К3 – коэффициентзагрузки склада;Qфакт, Qнорм – объём фактически находящегося на складе товара и нормативного, соотвественно, м3.
5. Коэффициент неравномерности поступления на склад заказов (накладных) определяется как отношение количества поступивших для обработки на складе заказов (накладных) в наиболее напряженный период к среднему числу за подобный период:
Кнм = Nmax / Ncp, (4)
где Кнм – коэффициент неравномерности поступления накладных;Nmax – максимальное число накладных за период, ед.;Ncp– среднее число накладных за несколько аналогичных периодов, ед.
Данный коэффициент оказывает существенное влияние на организацию работы склада. Он характеризует простой склада в анализируемый период из-за временного отсутствия заказов, с одной стороны, и напряжённость работы склада в периоды интенсивного поступления заказов – с другой.
При расчёте времени выполнения заказа учитывается сложность заказа (накладной), данный коэффициент определяется экспертным методом. Все номенклатурные позиции разбиваются по характерным (с точки зрения их складской обработки) группам. Полученные группы ранжируются, и каждой присваивается степень сложности.
Интегральный коэффициент сложности определяется по принципу: число представленных в заказе характерных групп – степень сложности каждой группы – коэффициент сложности заказа.
6. Коэффициент использования грузового объёма склада определяется как отношение объёма товаров, находящихся на складе, к грузовому объёму склада.данный показатель определяет, насколько эффективно используется складское помещение[6]:
Киго = Qфакт / V гр, (5)
где Киго – коэффициент использования грузового объёма склада;Qфакт – объём товаров, находящихся на складе, м3;V гр – грузовой объём склада, м3.
7. Коэффициент использования площади склада определяется как отношение площади склада, непосредственно занятой хранящимися товарами, к общей площади складского помещения:
Кип = Sтов / Sобщ. (6)
где Кип – коэффициент использования площади склада;Sтов – площадь склада, непосредственно занятая товарами, м2;Sобщ. – общая площадь склада, м2.
8. Коэффициент грузонапряжённости склада характеризует загрузку в тоннах 1 м2 площади склада в течение года и является показателем как эффективности, так и интенсивности использования склада:
Кгн = Qт / Sтов, (7)
где Кгн – коэффициент грузонапряжённости склада;Qт – масса товаров, хранящихся на складе, т.
9. Расчётное время на обработку (комплектацию) заказа – данный показатель определяется исходя из полученных экспертным методом значения времени обработки единицы базового груза, объёма и сложности заказа:
Тсб = ∑ (Qi / КперiKпрiКсн) Нвыр, (8)
где Тсб – время сборки заказа (по накладной);Кперi– коэффициент перевода объёма i-й группы товаров в денежном выражении в объём товаров в м3;Kпрi – коэффициентприведения;Ксн – коэффициент сложности накладной;Нвыр– норматив по выработке.
10. Коэффициент порчи товаров на складе (брак качества хранения) определяется как отношение объёма товаров, переведённых в брак, к общему товаров, хранящихся на складе[7]:
Кпт = Нбрак / Не.у. (9)
где Кпт – коэффициент порчи товаров;Нбрак – количество товаров, переведённых в брак; Не.у. – норма естественной убыли, руб./мес.
11. Коэффициент ошибок при отгрузках определяется как отношение количества заказов, отпущенных со склада с ошибками к общему количеству обработанных заказов:
Кош = Nош / Nобщ., (10)
где Кош – коэффициент ошибок;Nош – сумма ошибочных отгрузок; Nобщ – общая сумма отгрузок, руб.
12. Коэффициент дисциплины хранения (ошибок при распределении товара на хранение) определяется как отношение количества товарных позиций, не найденных на месте хранения на складе, к общему числу позиций, хранящихся на складе[8]:
Кдх = Nнн / Nобщ, (11)
где Кдх – коэффициент дисциплины хранения;Nнн – количество позиций, не найденных на складе (но проходящих по базе данных системы учёта товаров на складе);Nобщ – общее число позиций, хранящихся на складе.
13. Себестоимость переработки – определяется как отношение величины складских затрат к грузообороту склада.
Спер = Зобщ / Г, (12)
где Спер – себестоимость переработки, руб/м3;Зобщ – общие складские затраты за период времени, руб.;Г – грузооборот, м3.
14. Производительность труда складского персонала определяется как отношение грузооборота склада к численности складского персонала[9]:
Птр = Г / Чобщ (13)
где Птр – производительность труда, м3/чел.-мес;Чобщ – численность складского персонала, чел.
15. Коэффициент отбраковки товаров на складе:
Кот = Нбрак / Нобщ, (14)
где Кот – коэффициент отбраковки;Нобщ – общее количествотоваров, хранящихся на складе, руб./ мес.
16. Коэффициент использования грузового объёма транспортных средств при внутренних перемещениях:
Киготсв = Qобщ / Vвнут, (15)
где Киготсв – коэффициент использования грузового объёма;Qобщ – суммарный объём поступившего товара за период времени, м3;Vвнут – суммарная вместимость транспортных средств, использованных для внутренних перемещений за период, м3.