Файл: Проведение анализа диверсификации на примере реально существующей организации. Оценка эффективности проведения этой организации диверсификации.pdf
Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы диверсификации деятельности предприятия
1.1. Основные подходы к определению диверсификации деятельности предприятия
1.2. Типы и виды диверсификации деятельности предприятия
1.3. Положительные и отрицательные стороны диверсификации
Глава 2. Анализ эффективности диверсификации в компании Henkel
2.1. Организационно-экономические характеристики компании Henkel
2.2. Анализ эффективности процесса реализации стратегии диверсификации в компании Henkel
Глава 3. Совершенствование диверсификации компании Henkel
3.1. Направления развития стратегии диверсификации в компании Henkel
Связанная вертикальная диверсификация, или вертикальная интеграция, – это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска основного продукта на ступенях до или после процесса производства. Стратегия интеграции оправданна, когда предприятие может повысить свою рентабельность, контролируя стратегически важные звенья в цепи материально-технического снабжения, производства и сбыта продукции[21]. При этом возможны различные типы вертикальной интеграции: полная интеграция производственной деятельности; частичная интеграция, в этом случае часть необходимых комплектующих закупается у других предприятий; квазиинтеграция – создание стратегических альянсов предприятий, заинтересованных в интеграции без перехода прав собственности.
В зависимости от направленности интеграции и положения предприятия в производственной цепочке, выделяют две формы связанной диверсификации: интеграция «вперед», или прямая интеграция; интеграция «назад», или обратная интеграция.
Стратегия обратной интеграции используется для того, чтобы защитить стратегически важный источник снабжения или получить доступ к новой технологии, важный для базовой деятельности.
При обратной интеграции предприятие присоединяет функции, которые ранее выполнялись поставщиками, то есть приобретает (устанавливает) контроль над источниками сырья и производством комплектующих изделий. Прямая интеграция заключается в приобретении или усилении контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, а именно системой распределения и продажи товаров. Данный тип стратегии используется, когда предприятие не может найти посредников с качественным уровнем обслуживания клиентов или стремится лучше узнать потребителей[22].
Связанная горизонтальная диверсификация, или горизонтальная интеграция, – это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главная цель горизонтальной интеграции – усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установления контроля над ними[23].
Горизонтальное объединение позволяет добиться экономии на масштабе производства, расширить спектр товаров и услуг и таким образом получить дополнительное конкурентное преимущество[24]. Часто основной причиной горизонтальной диверсификации является географическое расширение рынков. В этом случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.
Классическим примером горизонтальной и вертикальной диверсификации служит проникновение американских пивоваренных компаний в область изготовления и сбыта безалкогольных напитков. В этом случае диверсификация связана с расширением номенклатуры продуктов, предназначенных для схожего круга потребителей.
В России горизонтальные объединения характерны для банковской сферы. Здесь они направлены на расширение спектра банковских услуг и географическое расширение деятельности[25].
Нередко для диверсификационного роста компании может быть реализован один из вариантов смешанного (комбинированного) типа диверсификации. Выбор между типами диверсификации зависит от сопоставления роста прибыльности и дополнительных затрат на управление[26].
Альтернативой диверсификации является создание стратегического альянса между компаниями с использованием новых возможностей для бизнеса каждой из них. Компания инициирует создание стратегии диверсификационного роста, который максимально соответствует ее позиции на рынке[27].
1.3. Положительные и отрицательные стороны диверсификации
Диверсификация имеет свои положительные и отрицательные стороны. Главная опасность диверсификации связана с распылением сил, а также с проблемами управления диверсифицированными предприятиями. Из-за этого предприятия могут иметь проблемы с развитием бизнеса и рентабельностью, поскольку за счет прибыльных производств покрываются убытки неперспективных или новых направлений.
Говоря о положительных сторонах, не стоит забывать, что диверсифицированные компании более устойчивы, ведь как говорят «одна голова хорошо, а две — лучше». И когда этих голов или направлений деятельности много, то компания или группа компаний становится более устойчива к кризисным явлениям, рейдерским захватам. То есть диверсификация деятельности позволяет защитить инвестиции и капитал.
Более подробно плюсы и минусы диверсификации рассмотрены в таблице 2.
Таблица 2
Плюсы и минусы стратегии диверсификации[28]
Минусы диверсификации |
Плюсы диверсификации |
Наличие проблем планирования и бюджетирования развития различных бизнес-направлений |
Хорошая финансовая устойчивость компании в случае кризисных явлений, рейдерских захватов |
Плохая управляемость различных не связанных друг с другом направлений бизнеса |
Возможность эффективного распределения денежных средств между направлениями с целью инвестирования в новые виды бизнеса |
Риски инвестирования в убыточные направления бизнеса и компании, что снизит общую прибыль и доходность компании |
Появление ассортиментных преимуществ перед другими компаниями в связи с возможностью предложения новых услуг, товаров, расширенного ассортимента |
Возникновение сложностей в централизации процессов и расчетов между различными бизнес-направлениями |
Возможность заимствований между различными компаниями, направлениями |
Современные черты диверсификации складывались в условиях сложнейшего развития под влиянием глобальных макро- и микроэкономических критериев[29]. Глобальную эволюцию идей, начиная от манипуляций с ассортиментом товаров – к манипулированию набором стран, можно поместить в своеобразную формулу, элементами которой являются: товарный набор, набор в рамках целой отрасли, набор отраслей и сфер влияния, набор стран[30].
Соответственно, каждый последующий этап на пути к достижению цели диверсификации будет отличаться изменением приоритетов в дальнейшем развитии бизнеса[31].
Любая предлагаемая стратегия нуждается в специальных инструментах своей реализации. Комплекс этих инструментов позволяет в полной мере развивать компанию в условиях действия избранной нами стратегии. Он включает следующие группы инструментов: инструменты мониторинга; аналитические инструменты; оперативные инструменты; инструменты контроля.
Специфика инструментов, обеспечивающих стратегию диверсификации, состоит в том, что они призваны оценивать и практически обеспечивать основной экономический эффект от стратегии диверсификации, который заключается в ускорении и катализации дальнейшего развития бизнеса, снижении совокупных рисков, а также снижении трансакционных издержек, обусловленных воздействием внешней среды[32].
Рассматривая вопросы практической реализации стратегий диверсификации, используют следующие методы диверсификации: расширение номенклатуры и ассортимента продукции; обновление (усовершенствование) продукции; охват новых сегментов рынка; территориальное расширение рынков; создание собственной сырьевой или сбытовой базы (с возможностью оказания услуг другим предприятиям); организация нового производства на имеющемся предприятии; создание новых предприятий (в том числе филиалов и дочерних предприятий); покупка действующих предприятий (конкурентов или не связанных с деятельностью собственного предприятия); объединение с другими предприятиями, слияние и поглощение; создание альянсов между предприятиями без перехода права собственности; приобретение долговых обязательств или производственных мощностей обанкротившихся предприятий.
На практике для диверсификации деятельности часто используется механизм недружественных поглощений, однако это в большей мере связано с началом формирования правовой и институциональной культуры предпринимательской деятельности.
Наиболее перспективным методом, с нашей точки зрения, является диверсификация на основе аутсорсинга. Этот метод позволяет сэкономить ресурсы предприятия, уменьшить риски производственной деятельности, повысить гибкость управления диверсификацией.
Выводы. Диверсификация – расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, с целью обеспечения эффективности работы, упрочения своего положения на различных рынках. Главная цель диверсификации – увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и установления конкурентных преимуществ, но реальные пути получения конкурентных преимуществ и их побудительные мотивы различны.
Диверсификацию деятельности предприятия целесообразно рассматривать как инструмент управления его развитием, причем виды диверсификации зависят от сферы деятельности, размеров, ресурсов и стратегических целей предприятия. Выбор направления и глубины (или степени) диверсификации, а также момента начала реализации избранной стратегии диверсификации зависит от стадии жизненного цикла продукции (согласно номенклатуре и ассортименту).
Глава 2. Анализ эффективности диверсификации в компании Henkel
2.1. Организационно-экономические характеристики компании Henkel
Концерн Henkel — немецкая химическая компания, работающая в трёх направлениях: чистящие и моющие средства, косметика и средства личной гигиены, технология склеивания. Компания занимает 486 место в Fortune Global 500.
На территории России в компании «Хенкель» работают более 2 000 человек. Компания обеспечивает россиян качественной и одновременно доступной по ценам продукцией.
Миссия компании: «Создавать продукты, которые помогут сделать жизнь лучше, проще и красивее». Миссия Henkel соответствует ее положению на рынке, сотня миллионов людей в мире ежедневно пользуется продукцией, а компания, в свою очередь, старается сделать свою продукцию более привлекательной, более экологически чистой и по хорошей доступной цене.
Ассортимент продукции компании Henkel весьма широк – от дорогих средств по уходу, до доступных порошковых изделий, клеев, мыла, спреев для борьбы с бактериями и многого другого. Миллиарды людей пользуются их продукцией ежедневно.
Стратегия диверсификации позволяет Henkel владеть несколькими сегментами рынков, благодаря чему она является одним из мировых лидеров в области Fast Moving Consumer Goods.
Компания не только занимает лидирующую позицию по объемам продаж, производства и сбыта всей продукции в целом, но и по каждому сегменту в частности. Ассортимент продукции смотреть в приложении 1.
В целом стратегия Henkel делает упор на экономические, социальные и экологические составляющие. Была разработана специальная долгосрочная стратегия компании «стать Мировым лидером в брендах и технологиях», которая стоит на четырех столбах «Outperform» «Globalize» «Simplify» «Inspire»: максимально использовать потенциал в продуктовых категориях; сосредоточиться на регионах с высоким потенциалом; совершенствовать операционную эффективность; усиливать глобальную команду.
Пирамида целей компании представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Пирамида целей компании Henkel[33]
Другими составляющими стратегии являются эффективная ценовая политика, инвестиции в маркетинг и инновации и увеличение роста объема продаж.
Henkel стала лидером, заняв первое место в категории «Товары бытовой химии» и стала единственной компанией в данном секторе, которая вошла в европейский и мировой рейтинг устойчивого развития Доу-Джонсон. Высокие результаты компании получили признание в сфере экономической, экологической и социальной деятельности. Компания входит в список компаний с высоким индексом этичности FTSE4Good ethical index в течение 12 лет подряд[34].
2.2. Анализ эффективности процесса реализации стратегии диверсификации в компании Henkel
Для анализа эффективности применяемой стратегии диверсификации необходимо выполнить анализ внешний и внутренний среды компании, а также ее основных конкурентов, их сильных и слабых сторон и положения на рынке.
Для анализа внешний среды и рынка был проведен анализ STEEPLE (Приложение 2), качественный и количественный PEST-анализ и составлен EFAS-резюме (Приложение 3).
Существует большое количество STEEPLE факторов, которые могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на Henkel, однако, стоит помнить, что в большинстве своем эти факторы будут оказывать почти такое же влияние на компании-конкурентов, так как все они функционируют в одной среде. Например, такой фактор как «политическая нестабильность» или «изменение ставки налогов» повлияет одинаково как на Henkel, так и на P&G, так как это абсолютно внешние факторы, на которые данные компании не имеют воздействия.