Файл: Социально-психологический портрет руководителя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Анализ результатов исследования

Были исследованы коммуникативные способности 65 испытуемых. Для диагностики использовался пакет, состоящий из методик направленных на выявление потенциальных возможностей, в развитии коммуникативных и организаторских способностей, определение уровня самооценки, уровня тревожности, определение положения в системе межличностных отношений в рабочем коллективе.

Данные представлены в таблицах.

Таблица № 2 Уровень развития коммуникативных и организаторских способностей

Входная диагностика

Контрольная диагностика

Коммуникативные способности

Низкий уровень

низкий уровень

47,7 %

27,7 %

Организаторские способности

55,3 %

32,3 %

Таблица 2.1 Уровень тревожности

Входная диагностика

Контрольная диагностика

Ситуативная тревожность

высокий уровень

высокий уровень

47,6%

16,9 %

Личностная тревожность

43, 1 %

23,1 %

Таблица 2.2 Уровень развития самооценки

Входная диагностика

Контрольная диагностика

Низкий уровень развития

69,2%

27,6 %

Таблица 2.3 Степень удовлетворения общением

Входная диагностика

Контрольная диагностика

Степень удовлетворения общением

полностью

частично

не удовлетворены

полностью

частично

не удовлетворены

15,4 %

21,6 %

63 %

15,4 %

55,4 %

29,2 %

Данные таблиц свидетельствуют о том, что значительная часть испытуемых нуждается в коррекционной помощи. Следует отметить, что проблема “личность и общение” сложна и многоаспектная. Анализ результатов проведенного психодиагностического исследования позволят нам говорить о взаимосвязи и взаимообусловленности различных изменений личности и дефектов общения. В связи с этим возникла необходимость создания программы по формированию знаний, умений, навыков конструктивного общения. Диагностика проводилась в процессе работы группы, и после ее окончания, для определения состояния, оценки ожиданий, степени усталости, интереса, активности, результативности работы.


Анализ полученных результатов теста КОС-1 показал, что у испытуемых, прошедших серию занятий показатель развития коммуникативных способностей возрос на 20 %.Эти данные констатируют наличный уровень развития данных способностей в конкретный период развития личности. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности, данные способности могут развиваться. Улучшив прежние показатели, испытуемые приобрели такие качества, которые позволяют отстаивать свое мнение, планировать работу, не теряться в новой обстановке, стремиться расширить круг своих знакомств, с удовольствием принимать участие в организации общения. Также снизился уровень тревожности ситуативной с 47,6%–16,9%; личностной с 43,1%–23,1%, повысилась самооценка, улучшились взаимоотношения. На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по оптимизации процесса общения в коллективе (создание благоприятного психологического климата, поддержание и поощрение инициативы в организации различных видов совместной деятельности). На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:

Испытуемые, в ходящие в состав тренинговых групп, продемонстрировали в конце наличие положительной динамики в развитии навыков конструктивного взаимодействия.

В отличие от традиционных форм обучения предложенные занятия наиболее перспективны для решения вопроса адаптации в современных условиях. Наиболее существенными результатами данных занятий стали:

а) понимание участниками собственных психологических особенностей

б) формирование эффективных умений и навыков коммуникативной деятельности.

Таким образом, работа психолога с использованием предложенной программы помогает персоналу сформировать навыки конструктивного взаимодействия. Они становятся способными искать и находить возможности изменения неудовлетворительных отношений с окружающими в себе, используя свой личностный потенциал. По мере корректировки самооценки у многих возрастает способность к принятию самостоятельных решений. Все это, по нашему мнению, способствует лучшей адаптации к изменяющимся условиям жизни, сохраняя при этом их личность и здоровье.

Цель работы тренинговой группы

–установление контакта, формирование элементарных навыков взаимодействия на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.

Задачи тренинговой группы:

Создание атмосферы раскованности и свободы общения между участниками;


Создание климата дружеской безопасности;

Создание предпосылок для безболезненного вхождения руководителя в коллектив (если он только что получил эту должность или только устроился);

Формирование предпосылок для сознательного принятия человеком ответственности за развитие своего “Я” и отношений с другими людьми;

Помощь в осознании потребности персонала во взаимодействии между собой;

Предоставление возможности моделировать и опробовать новые формы поведения.

Занятия проводятся в течение двух недель. Данная программа рассчитана на 2 занятия по 2-3 часа каждое с персоналом .Число участников тренинговой группы 10-12 человек.

Сценарий занятий составлен для группы персонала:

Задачи:

Снятие эмоциональных барьеров между членами группы;

Раскрепощение и формирование доверия;

Развитие базовых коммуникативных навыков и умений;

Развитие уверенности в себе.

Все это необходимо для качественной и продуктивной деятельности руководителя. Для компании - это средство достижения стратегических целей, средство, облегчающее проведение организационных и прочих изменений в компании, средство повышения ценности человеческих ресурсов.[12; 127]

2.3 Теоретическая значимость исследования

1. Выявлены и проанализированы общие и специфические характерные особенности руководителя, как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности, образующие так называемые «психологические портреты» и раскрывающие общие психологические характеристики руководителей. В том числе изучены характеристики, которые относятся к особенностям восприятия и организации времени во взаимосвязи с требованиями профессиональной деятельности.

2. По мере повышения статусного уровня руководителя, занимаемого в управленческой Иерархии, усиливается выраженность интернального локус контроля, ригидность интеллекта, экспрессивности, поглощенности своими идеями, ослабевают мягкосердечность, собранность, беспокойство, напряженность и тревожность. Смещается восприятие временной перспективы с ориентации на будущее на ориентацию на гедонистическое настоящее.

3. У руководителей с возрастом усиливаются сдержанность, чувствительность, дипломатичность, расслабленность, снижается контроль своего поведения и эмоций, ослабевают волевые качества при планировании идей, замыслов, проектов, увеличивается горизонт временного прогнозирования. Смещаются восприятие временной перспективы с ориентации на будущее на ориентацию на фаталистическое настоящее, и мотивационная направленность с финансового аспекта работы на социум, взаимоотношения в коллективе.


4. Между руководителями разных профессиональных групп имеются различия по личностным характеристикам, по степени выраженности волевых качеств и по мотивационной направленности.

5. Между руководителями мужского и женского пола имеется схожесть по типу темперамента, волевым качествам, некоторым личностным характеристикам, и различия по профессиональным типам личности, социальным ролями в группе, уровню субъективного контроля, личностным характеристикам, мотивационной направленности, горизонту временного прогнозирования и ориентацией на временную перспективу.

6. В структуре профессионально - психологического портрета руководителя, ведущими факторами, определяющими взаимосвязь и выраженность психологических характеристик являются: половая принадлежность, радикализм, напористость при достижении цели, мотивационная направленность, предприимчивость и активность, мотивация к достижению, конвенциональность, эмоциональная восприимчивость, горизонт временного прогнозирования и ориентация на временную перспективу. [5; 140]

Выводы

Рассмотрев все выше сказанное можно сделать выводы что, социально-психологический портрет руководителя складывается из следующих характеристик:

1.Способность мыслить комплексно. Руководители должны иметь абсолютно целостный, а не упрощенный подход к проекту. Вместо того, чтобы разбивать проект на отдельные части (планирование, бюджет и т.п.) и управлять ими, управленец системного склада ума усердно сосредотачивает усилия на том, чтобы понять, как соответствующие факторы данного проекта взаимодействуют в совокупности и обеспечивают результат проекта. Ключом к успеху становится управление взаимодействием между различными частями проекта и проектом в целом.

2. Личная целостность. Прежде всего хорошему руководителю необходимо умение управлять собой и своими эмоциями. Внутренняя сила дает душевную энергию для того что бы выдерживать все взлеты и падения во время осуществления проекта, и доверие к себе необходимо для поддержания доверия коллег, клиентов и других.

3. Предусмотрительность. Хорошие руководители предпринимают действия заранее, когда требуется преодоление ещё пока незначительных трудностей, прежде чем они превратятся в большие проблемы. Они проводят большую часть времени, за решением проблем в рамках своих полномочий и не занимаются тем, что находится не в их компетенции или то, что можно делегировать на своих подчиненных.


4. Способность выдерживать стрессы. Руководители должны обладать огромной силой воли. Напряженность, связанная с соблюдением сроков, технические неувязки, общение с разными, трудными, иногда даже упрямыми профессионалами может привести к серьезным стрессам, к которым не всегда можно быть готовым.

5. Общая бизнес-перспектива. Поскольку основная роль руководителя заключается в объединении различных аспектов бизнеса и технических дисциплин, важно, чтобы у него было общее понимание основ бизнеса и понимание взаимодействия функциональных дисциплин, приводящих к успеху компании.

6. Умение передавать и принимать информацию. Этот пункт входит во все списки, и не без основания. Руководители должны уметь общаться с самыми разными людьми. Они должны уметь не только передать свои идеи наиболее доступным образом, но и быть хорошими слушателями, способными понять, что именно хотят сказать им другие.

7. Эффективное управление временем. Время — самый дефицитный ресурс у любого хорошего начальника. Руководитель должен уметь правильно распределять свое время и быстро корректировать приоритеты. Он должен стараться организовать свою работу так, чтобы успеть сделать как можно больше.

8. Опытный политик. Руководители должны уметь успешно работать с людьми из различных слоев, в том числе и высокопоставленных влиятельных чинов, и добиваться их поддержки и одобрения проекта. Они должны уметь показать достоинства своего проекта, при этом, не скрывая правды.

9. Оптимизм. Руководители должны демонстрировать исполнительность и энергичность, всем своим видом доказывать, что у него всё спорится в руках. Необходимо уметь находить положительные моменты в трудные дни и поддерживать положительное отношение людей к происходящему. Хорошее чувство юмора и веселое настроение часто больше всего помогают руководителю преодолевать как внешние препятствия, так поддерживать внутреннюю гармонию на предприятии.

Заключение

Руководитель играет огромную роль в организации, от него зависит как сам процесс деятельности, так и ее итог. На протяжении своей работы руководитель сталкивается с самыми различными проблемами и ситуациями, и он должен уметь их быстро разрешать. Успешный руководитель должен легко и быстро справляться с конфликтными ситуациями возникающими в коллективе. Но компетентный руководитель вовсе не допустит обострения противоречий. Иногда сотрудник просто не может проявить себя в силу неблагоприятных отношений в команде. Помочь такому сотруднику раскрыться в полной мере – обязанность и заинтересованность каждого руководителя. Как правило для этого мало иметь высокий интеллект. Известно, что деятельность руководителя зависит от умственного развития всего лишь на 20%, а остальные 80% приходятся главным образом на эмоциональное развитие и другие факторы. Основным генератором хороших отношений в коллективе является именно руководитель. В первую очередь он должен уметь сдерживать свой гнев и не проявлять негативные эмоции. Чем искуснее человек распознает чувства, скрываемые или посылаемые людьми сигналами, тем лучше он контролирует собственные эмоции.