Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Модель «идеального руководителя»
1.1 Менеджер и лидер: два типа личности
1.2 Взаимосвязь психологических качеств руководителя со стилем руководства
1.3 Взаимосвязь акцентуаций личности руководителей со стилем руководства
1.4 Коммуникативная компетентность руководителя
2.1 Тактика «выжженной земли».
2.2 Анализ результатов исследования
Если посмотреть на график прохождения нервных импульсов у менеджеров, а это очень быстрое возбуждение и торможение, то делается понятным, почему инфантильный психотип всё легко отдаёт и отнимает, легко вдохновляется и также легко приходит к отчаянию, клянётся в преданности, но, при первом же подозрении на измену, готов уничтожить своего партнёра. Причём, если игрок сам склонен бросать кого-то, как только появится более выгодная связь, то менеджеру необходима причина, задевающая его самолюбие, и вот тогда, он может бросить семью или друзей. Измена и предательство – вот то, чего он никогда не простит, и причиной является то, что этот психотип несравненно более других нуждается в чувстве принадлежности к устойчивой системе.
Человек этого психотипа заряжается энергией от отношений с людьми, а не с предметами и неважно – положительных или отрицательных: ссора, скандал – это тоже энергетическая подпитка.
Впитывая прогрессивные теории, имея , большой личный и производственный опыт, лидерские качества и амбиции менеджер находит свое применение в бизнесе как наемный менеджер, исполнительный директор, причем, полностью интегрируясь абсолютно с любой отраслью и специализацией того предприятия, которым ему приходится управлять. На первоначальный выбор карьеры направленность деятельности не играет никакой роли – это как раз тот фундамент, наличие которого создает условия для всестороннего раскрытия и развития деловых и профессиональных качеств обладателя такого психотипа.
Предприниматель.
Предпринимателей мало в нашем мире. Социум не нуждается в их большом количестве, так как они менее эффективно, чем остальные психотипы усваивают и поддерживают нормы социальной жизни, не любят и, часто, не могут выполнять ритуалы и обязанности, а порой выступают в роли разрушителей установленного порядка. Однако, они нужны, прежде всего, как реформаторы, как генераторы новых идей и взглядов.
Поисковая активность, исследования неизвестного - это один из главных способов энергетизации предпринимателя. Социальная неадекватность, дискомфорт в среде людей дают ему постоянный импульс на поиск новых пространств. Он легко меняет место жительства и работы, профессию и круг интересов. Отсутствие внутренних и внешних рамок, «якорей» в восприятии нового позволяет им легко перемещаться и совершать открытия.
Социальная неадекватность предпринимателей вызвана их графиком прохождения нервных импульсов: очень быстрое возбуждение и медленное торможение. Казалось бы, при медленном торможении обладатель данного психотипа должен, подобно инвестору, прочно усваивать полученный опыт и быть вполне «законопослушным». Но, это - не так. Постоянное реагирование на всё новые и новые внешние сигналы держит его в состоянии нервного возбуждения, когда ничего не успевает выпасть в «осадок» в виде наработанных привычек, рефлексов и норм.
Страх перед людьми и зависимость от отношений с ними - главная черта незрелого предпринимателя. Часто этот дискомфорт толкает его на глубокое погружение в свой вид деятельности.
Предприниматели – это люди, которые постоянно заняты своими чувствами. И всегда эти чувства связаны с другими людьми.
Если у менеджеров настроение меняется легко и быстро, то у предпринимателей оно длится порой чрезмерно долго, поскольку поддерживается и питается постоянным прогнозом. Вообще, прогноз играет в жизни инвестора и предпринимателя особую, базовую роль. Если у инвестора прогноз работает для стабилизации картины мира, то у предпринимателя он постоянно расшатывает описание мира, возбуждая всё новые и новые сомнения по любому поводу.
Если же этому психотипу всё же удаётся пройти все ступени личностного роста и стать интегрированной личностью, то уровень личной силы такого существа возрастает намного больше, чем у других психотипов. Способность аккумулировать огромный запас личной силы, природная гибкость и подвижность восприятия позволяет преодолевать любые барьеры в постижении неведомого.
Людей с этим психотипом легко найти среди предпринимателей, создающих бизнес схемы взаимодействия и партнерства, непосредственно участвующих в процессах реализации и продвижения продукции, это гениальные продавцы, мастера коммуникаций, прекрасные рекламные агенты, стилисты, специалисты по работе с персоналом. Их энергия и осведомленность способна заинтересовать и объединить идеи многих влиятельных людей, что ставит их на порядок выше многих утвердившихся бизнесменов
Развитое состояние психотипа (любого) хочется охарактеризовать присутствием в характере человека черт, присущих (пусть даже в различной степени) всем четырем психотипам. Это присутствие даже в незначительной степени повышает понимание, а значит лояльность и восприимчивость к конкретным поступкам и решениям привлеченных специалистов. Настоящий владелец бизнеса, к какому бы базовому психотипу сам он ни относился, только тогда сможет быть уверен в положительной динамике развития своего дела, когда сам овладеет секретами психологического управления тех, кто трудится во имя его блага. А это в свою очередь возможно только в случае глубокого понимания принципов поведения и внутреннего личностного раскрепощения подчиненных специалистов. Ибо их психологическое соответствие занимаемой должности (порученному делу) - залог его успешного выполнения. [15; 72]
1.3 Взаимосвязь акцентуаций личности руководителей со стилем руководства
Ярко выраженные индивидуально-психологические качества или особенности, выделяющие человека из общей массы и делающие его личностью, в психологии называют акцентуациями личности. Остановимся на том, как акцентуации руководителей влияют на внутреннюю атмосферу организации. При этом невротический стиль руководства, присущий руководителю с определенным типом акцентуации, будем называть соответственно этой акцентуации.
Прежде всего, нужно отметить, что далеко не каждая акцентуированная личность может быть назначена на руководящую должность. Трудно представить себе в роли руководителя даже небольшого подразделения человека очень доброго, мягкосердечного, крайне впечатлительного, самооценка которого зависит от мнения окружающих, т. е. человека с эмотивным типом акцентуации. Хотя таким людям и присущи чувство долга, исполнительность и обязательность, но неспособность отстаивать свои интересы обрекает их быть только подчиненными. Из-за робости, неуверенности в собственных силах, неумения постоять за себя также нежелательно назначение на руководящие должности представителей тревожного типа акцентуации. [11; 94]
В силу непредсказуемости реакций и частых смен настроения нецелесообразно поднимать высоко по служебной лестнице и представителей циклотимного и экзальтированного типов. У первых, к тому же, наблюдается слабый уровень работоспособности.
Энергичность, деловитость, упрямство и напористость могли бы служить основанием для выдвижения на руководящие должности представителей возбудимого типа акцентуации, но чрезмерная импульсивность их поведения, неспособность к конструктивному обмену мнениями, крайняя нетерпимость, а следовательно — конфликтность и неуживчивость, не дают возможности им долго задержаться на одном месте. Поэтому они не успевают продвинуться по служебной лестнице и чаще всего работают там, где над ними нет выше стоящего начальства, либо руководят относительно небольшим количеством людей, которые часто меняются.
Учитывая вышесказанное, нет необходимости выделять и подробно рассматривать невротические стили руководства, соответствующие тревожному, возбудимому, экзальтированному, эмотивному и циклотимному типам. Более подробно остановимся только на действительно распространенных стилях руководства.
Демонстративные руководители.
Начальники демонстративного типа достаточно проблемная категория людей. При незначительном выражении соответствующих качеств такой начальник обладает прекрасными коммуникативными способностями, умением перевоплощаться, доказывать свою точку зрения, влиять на других, проводить различную, и достаточно эфективную рекламу действий и товаров. Эти люди хорошо выглядят сами, а так же следят за эстетической красотой вокруг себя. Многие из таких руководителей говорят, что любят окружать себя красивыми людьми и вещами. Вот в этом и кроется проблема. Если демонстративные качества выражены чуть сильнее среднего уровня, такой начальник никогда не допустит рядом с собой более красивого или умного сотрудника. Любая конкуренция, которая, как ему кажется, имеет место, пресекается. При этом формы и средства вытеснения такого человека из коллектива могут быть весьма некрасивыми.
Демонстративные люди склонны к обману или, как минимум, к разного рода преувеличениям. Они настолько могут перевоплощаться во время своего вранья, что диагностировать эту ложь по подсознательной жестикуляции практически невозможно. Существенной целью для таких людей является - получить признание окружающих. И такого признания им всегда мало, они его требуют, даже если это нескрываемая лесть. Заняв руководящую должность, они окружают себя подчиненными с несколько зависимой психикой, склонными идеализировать своего начальника или попросту прибегающими к лести в его адрес. Служащие и управляющие здесь мало размышляют, потому что все полагаются на «священное» мнение начальника, который все решения принимает единолично, и эти решения не обсуждаются. Независимые менеджеры, высказывающие собственное мнение, в таких организациях надолго не задерживаются. От оппозиционеров здесь избавляются, а лицемеров повышают по службе. Демонстративные руководители предпочитают впечатление фактам, поэтому в руководимых ими организациях много и охотно говорят о грандиозных планах и перспективах.
Однако на пути к развитию организации и достижению запланированных целей, компания продвигается очень маленькими шагами.. Причиной тому является, с одной стороны, уход профессионалов, имеющих собственную точку зрения, как правило, отличающуюся от точки зрения руководителя, а с другой — здесь много говорят, но мало делают. При демонстративном стиле руководства главная цель организации — постоянно находиться в центре внимания, что отражает эгоцентрические потребности руководителя. Поэтому значительные средства расходуются не только на рекламу продукции (товаров и услуг), но и на рекламирование самой организации и, довольно часто, ее руководителя.
Гипертимные руководители.
Достаточно часто среди руководителей встречаются так называемые гипертимные личности, психологические особенности которых связаны именно с лидерскими качествами, оптимизмом, повышенной жизненной активностью. Такие люди легко преодолевают трудности, но если проблема кажется неразрешимой, они, скорее всего, бросят дело, нежели будут искать пути решения. В разговоре часто уходят от основной темы, в речи используют прибаутки и жизненные иллюстрации. Речь, как правило, эмоциональная, иногда даже экспрессивная, веселая, благодаря чему они всегда в центре внимания окружающих. Очень хорошо развиты логическое мышление, коммуникативные и организаторские способности. Они с легкостью устанавливают нужные деловые и личные контакты, как правило имеют много друзей и знакомых. [11;127]
Слишком выраженная веселость руководителя указывает на его неумение замечать серьезные проблемы, обходить их стороной. У него достаточно притуплено чувство долга и самокритичность. Человек с присущими этому типу акцентуации качествами ставит на карту честь, долг, имущество, не может сосредоточиться на одном деле, как правило, ничего не доводит до конца. Его начинают раздражать другие люди, особенно те, чей жизненный темп несколько ниже чем их собственный, он может не придерживаться субординации и корректности в разговоре. Стиль руководства, присущий гипертимным натурам, внешне несколько похож на демонстративный. Но внутренняя атмосфера в организации достаточно свободна, поскольку симпатии к руководителю более искренни, чем в организациях с демонстративным стилем руководства. Почти всегда хорошее настроение руководителя, его жизнерадостность, активность, инициативность, жажда деятельности распространяются на членов руководимого им коллектива. Такие организации, как правило, отличаются сплоченностью и легко справляются с поставленными задачами. Однако решения здесь принимаются весьма импульсивно и быстро, без предварительного консультирования с другими специалистами, инициируются рискованные предприятия, руководство предпочитает действовать по наитию. Оппозиционеров просто игнорируют.
При гипертимическом стиле руководства деятельность организации активна, рискованна, но совсем не последовательна. Поэтому компания может неожиданно переключаться с одного вида деятельности на другой (менять направление исследований; выходить на одни рынки и оставлять другие; начинать производство новой продукции, забывая о старой). При этом не все дела доводятся до завершения, нередко легко меняются деловые партнеры, возможно втягивание в мега-проекты с повышенным необоснованным риском.