Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Модель «идеального руководителя»
1.1 Менеджер и лидер: два типа личности
1.2 Взаимосвязь психологических качеств руководителя со стилем руководства
1.3 Взаимосвязь акцентуаций личности руководителей со стилем руководства
1.4 Коммуникативная компетентность руководителя
2.1 Тактика «выжженной земли».
2.2 Анализ результатов исследования
Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном, стремительном намерении достичь сознательно поставленной цели;
Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности и силы без чужой помощи;
Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
Существенное значение имеют для деятельности руководителя коммуникативные качества:
- способность к кооперации и групповой работе;
- поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
- социальная компетентность при реализации своих целей.
Руководитель, в свой деятельности, постоянно осуществляет три вида общения:
а) субординационное, или общение при взаимодействии руководителя и подчиненных.
б) служебно-товарищеское - это общенье между руководителями-коллегами.
в) дружеское - это общение на основе морально-психологических норм взаимоотношений.
Менеджеру необходимо обладать политическими качествами, которые основываются на умении расставлять приоритеты, умения адаптироваться в ситуации, налаживать формальные и неформальные контакты. В зависимости от конкретной ситуации и целей, важно точно применить тот или иной стиль общения. Если менеджер обладает навыками общения, то ему легко устанавливать деловые контакты.
Умение устанавливать деловые контакты, располагать к себе людей зависит от манеры поведения. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, упрощают налаживание контактов, расширяют возможности оказывать влияние на людей.[11; 62]
Далее обратим внимание на следующее:
Мотивационно-волевые качества:
стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
осторожность (порядочность, внимание, добросовестность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
самоопределение (открытость, самоопределение, свобода);
социальная компетентность ( общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).
В литературе по психологии менеджмента можно встретить множество работ ученых подробно изучающих характеристику руководителя и предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.
Наиболее важным качеством менеджера является устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, ведь деятельность менеджера протекает в условиях почти постоянных значительных психологических нагрузках.
Так же вполне естественно и необходимо обладание руководителем профессиональных качеств: знание специфики своей деятельности, наличие знаний в той области, в которой он осуществляет руководство, понимание основных процессов осуществляемой деятельности, а так же целей и задач руководимой группы и их место и значимость в компании.[13]
1.2 Взаимосвязь психологических качеств руководителя со стилем руководства
Определяя цели своей работы и оценивая приоритетность управленческих задач, каждый руководитель предстает перед своими подчинёнными в особой профессиональной роли. Выбор этой роли зависит от индивидуальных психологических особенностей руководителя, и, как следствие, ориентированность на тот или иной вид деятельности. Управленческие роли имеют несколько типологий, среди которых можно выделить представляет психологическая ролевая типология, созданная Л. Д. Кудряшовой.
Типология включает восемь ролевых типов:
1. «Регламентатор» — стремление к исчерпывающей регламентации деятельности подчиненных, ориентация на формальные процедуры и документы.
2. «Коллегиал» — ориентация на коллективные формы принятия решений и системы размытого контроля.
3. «Показушник» — приоритет оперативного реагирования на быстро меняющуюся ситуацию, смена критериев оценки и способов построения отношений в зависимости от конъюнктуры.
4. «Объективист» — ориентация на внешние факторы, находящиеся за пределами управленческой системы.
5. «Формалист» — перенос ответственности на процедуры, «затягивание» решения вопросов.
6. «Максималист» — ориентация на максимально возможный результат, вне зависимости от того, насколько он необходим, завышение требований.
7. «Организатор» — ориентация на решение базовых управленческих задач: расстановка кадров, планирование и техническое обеспечение.
8. «Диспетчер» — стремление к решению всех мелких текущих проблем, смешение представлений об уровнях руководства.
Необходимо отметить, что исполнение указанных ролей связано разнообразием индивидуальных целей управления. Каждая роль «работает» на своего «зрителя», в качестве которых выступают вышестоящее начальство, подчиненные, руководители других подразделений и т.д. [10;]
По-другому выглядит формула соответствия психотипов и бизнеса по Сбитневу А.В. На мой взгляд она наиболее интересна, т.к. построена на основных психических процессах человека и на его восприятии мира. По А.В. Сбитневу основа построения производственной специализации компании (бизнеса) лежит именно в психологических формах и принципах поведения человека, создающего и развивающего свое дело. Эту наиболее активную часть населения можно разделить на группы по четырем основным признакам:
отношение к собственности,
участие в процессе бизнеса,
подход к выбору отраслевой специализации,
построение технологических форм управления.
Рассматривая создателей и участников управления бизнесом через призму этих признаков, получаем четыре основных типа:
Менеджер;
Предприниматель;
Инвестор;
Игрок.
То, что их четыре не случайно. Как известно, человеческая личность не целостна, ее подразделяют на четыре основных базовых типа (холерики, сангвиники, меланхолики, флегматики), в зависимости от лабильности нервной системы (возбуждения-торможения). Результатом является выделение четырех способов взаимодействия с окружающим миром.
Игрок.
Люди этого психотипа наиболее эффективно действуют и наименее эффективно прогнозируют. Почти полное отсутствие прогноза, который всегда работает как тормоз, позволяет им мгновенно принимать решения, действовать без тени сомнения и добиваться цели максимально быстро. Конечно, нередко это приводит к ошибкам, неудачам, проигрышам, травмам, но и тут быстрому исправлению дел помогает отсутствие депрессии и уныния, которые бывают только у прогнозистов. Даже если достигнутая цель оказалась, не совсем тем к чему он стремился, игрок без длительных раздумий начинает движение к новой цели, не делая принципиальных (стратегических) выводов, но эффективно меняя тактические приёмы и уловки. Такие люди успешно выживают на войне (если не кидаются на амбразуру) и в концлагерях, дожидаются помощи на дрейфующей льдине и не убивают себя заранее отрицательным гиперпрогнозом.
Основная энергетизация у игроков происходит от действий. Это – люди поступков, те, кто не может сидеть без дела, даже если этим делом является написание книг или картин.
Именно уровнем развития личности определяется степень надёжности и устойчивости игроков. В целом, они всё легко приобретают и всё легко теряют. Чем ниже уровень развития личности, тем более легкомысленна и хаотична их жизнь. Это касается всех аспектов его жизни: и отношений с людьми (они легко сходятся и расходятся, легко идут на измену), и жилищных проблем (вовремя не оформляют документы, теряют право на жильё), и денежных вопросов (легко зарабатывают и, не будучи прогнозистами, тут же всё тратят). Всё выше перечисленное характеризует людей с этим психотипом, как абсолютно ненадёжных партнёров. Однако, чем выше уровень развития личности, тем более стабильно и упорядоченно действует игрок.
Основные принципы их деятельности - быстрое оборачивание больших средств с акцентом на получении разовой, но «достойной» прибыли. Они делают солидные капиталовложения в короткие, чаще всего валютные и финансовые операции. Начинают свою карьеру как умелые продавцы, спекулирующие и манипулирующие потребностями своих покупателей, выбор высоких технологий и долгое изучение проблем рынка, планирование продаж и своего поведения, выстраивание долгосрочных отношений с партнерами, а уж тем более подстройка своей системы продаж, производства, развитие своего продукта далеко от их понимания и использования. Первый капитал приобретают на скачках, получают солидное наследство или находят клад.
Даже в стабильном разделенном конкурентами рынке они продолжают искать и находят оригинальные схемы крупных сделок и операций, балансирующих между баснословным обогащением и полным разорением.
Инвестор.
Инвесторы много думают, причем думают упорно – они прогнозисты. У них, как ни у какого другого психотипа, очевидна и эффективность, и ошибочность прогноза. Качество прогнозирования всегда связано с уровнем развития личности прогнозиста. Чем больше личной силы, чем глубже обратная связь с миром, тем точнее прогноз. Ну, а если личной силы не достаточно и взаимосвязь с миром не налажена , то инвестор переворачивает всё с ног на голову и не замечает, что зашёл в дебри своего прогноза.
Если игроки заряжаются энергией от действий, то инвесторы – от обладания. И, прежде всего, от обладания материального благополучия. Квартира, дом, машина, антиквариат, участок земли, а у некоторых – даже зарезервированное место на кладбище . Желание обладать своим жильем дает им такой мощный импульс, что они могут трудиться годами для достижения поставленной цели и, рано или поздно, вселяются в свой дом.
За желанием обладать кроется основная непроявленная мотивация - сделать мир предсказуемым, а предсказуемым он должен быть для того, чтобы легче жилось с таким мощным прогнозом.
Прогноз людей с психотипом инвесторов направлен на создание законченной картины мира. Для этого они навешивают на всё ярлыки и штампы («друг», «враг», «мой», «чужой», «Учитель», «ученик» и т.д.) и превращают динамичную картину мира в статичную, более управляемую.
К контролю окружающего мира стремятся все психотипы, но только инвестор вешает ярлык до общения, а не после, как остальные психотипы. Это вызвано тем, что скорость прохождения нервных импульсов у них самая медленная. Они не успевают реагировать на происходящее и компенсируют это высокой скоростью прогноза: всё мгновенно названо, оценено и запротоколировано. Мир становится всё более предсказуемым и удобным для их восприятия. Они начинают общаться не с реальными людьми, а с их образами. Причём изменить однажды выработанное мнение почти не возможно. Чем ниже уровень развития личности, тем меньше инвестор способен менять своё мнение.
Если инвестор сумел развиться до уровня зрелой личности, то это всегда человек с энциклопедическими знаниями, способный глубоко анализировать любое явление в политике, искусстве и любой другой сфере. Он умеет творить сам и так же умеет наслаждаться чужими творениями. Он умеет прогнозировать конечность своей жизни и прилагает максимум усилий для её продления.
Трудно представить себе опытного финансиста иным, нежели инвестором. Деньги - это их стихия. Даже если психотип окажется не в банке, а в каком-либо конкретном предприятии, то скорее всего он окажется в образе финансового директора, главного бухгалтера, экономиста. А если вдруг он окажется на посту генерального директора, то формы управления примут четкий финансовый оттенок, а мотивация персонала изысканный вид и оригинальные комбинации, принятые решения имеют четкий всеобъемлющий характер, настолько, что исполнителю ничего не останется, как только их выполнять. Самый четкий анализ любого процесса, самый подробный план действий и исход любых событий можно получить только у сотрудника с психотипом инвестора. Вести с ним дискуссию бесполезно он знает наперед все Ваши шаги и слова.
Менеджер.
Этот психотип – это душа компании, человек, который создаёт эмоциональную и деловую среду на предприятии, в коллективе, семье, на вечеринке или в походе. Если у менеджера хорошее настроение, то все вокруг купаются в волнах его заботы. Любые задачи решаются легко и просто: ломаются стены, мгновенно делается ремонт, находятся нужные люди и связи, процесс быстро развивается. Никто не может устоять перед его обаянием и отказать ему в просьбе: ни полиционер, ни нотариус, ни партнер по бизнесу. Однако среда есть среда. Она может не только питать, но и быть агрессивной. И вот тут не позавидуешь тому, кто оказался в поле агрессии менеджера. Тотальная любовь может смениться тотальной ненавистью. И, чем ниже уровень развития личности, тем быстрее происходят такие перемены.