Добавлен: 03.07.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Модель «идеального руководителя»
1.1 Менеджер и лидер: два типа личности
1.2 Взаимосвязь психологических качеств руководителя со стилем руководства
1.3 Взаимосвязь акцентуаций личности руководителей со стилем руководства
1.4 Коммуникативная компетентность руководителя
2.1 Тактика «выжженной земли».
2.2 Анализ результатов исследования
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик. (И. Гете)
Руководитель должен уметь демонстрировать позитивное отношение к своему коллективу, помогать адаптироваться новым сотрудникам, оказывать поддержку и помощь как новичкам так и остальным сотрудникам. Сотрудники обязательно оценят такое отношение руководителя, а их благодарностью станет хорошо выполненная работа.
Крепкий и слаженный коллектив – мечта любой серьезной организации, рассчитывающей на долговременную и плодотворную работу. Взаимоотношения между сотрудниками очень важны, т.к. успешная деятельность зависит именно от взаимопонимания между людьми и их совместного добросовестного труда.
Известно, что индивидуальный стиль деятельности, стиль поведения и общения руководителя оказывает исключительное влияние на общую атмосферу в коллективе, на работу и отношения между собой подчиненных. Стремление показать себя именно администратором, бестактность, резкость и вспыльчивость по отношению к подчиненным создают нездоровую обстановку, напряженность. Психологи, которые занимаются исследованием психологического климата в трудовых коллективах, нередко отмечают, что стиль работы руководителя непросто влияет на атмосферу в коллективе, но и обладает определенной заразительностью, проявляющейся в том, что подчиненные в общении между собой в той или иной степени воспроизводят особенности поведения руководителя.
Искусство управления, по мнению многих исследователей, заключается именно в том, чтобы в каждой отдельной ситуации выбрать оптимальное решение: оперативно реагировать на различные вопросы (от организационных до чисто технических) которые не нуждаются в широком обсуждении, и прибегать к коллективному способу принятия решений, когда это целесообразно; умело использовать четкую систему выговоров и депремирований с целью «образумить» подчиненных, не имеющих никакого представления о дисциплине и ответственности, для коррекции их поведения и деятельности, но, в то же время, уметь замечать и поощрять исполнительных и инициативных сотрудников.
Руководитель должен задавать стимул для работы сотрудников. Известно, что люди работают лучше, если ими движет какая-то идея или собственная выгода. Здесь важен не только материальный аспект, но и возможность выразить себя, самоутвердиться, почувствовать свою значимость. Любому человеку важно и нужно, чтобы его уважали, считали незаменимым. Поэтому тому, кто хочет управлять людьми, необходимо научиться видеть в каждом из своих подчиненных, прежде всего личность, ценного сотрудника и всячески показывать свое уважение.
Одним из самых эффективных способов влияния на людей, считается создание им хорошей репутации. Например, если сотрудник постоянно опаздывает, то нет необходимости ругать его и угрожать. Напротив, руководитель должен говорить, что его подчиненный самый пунктуальный и ответственный человек, тогда ему станет совестно постоянно опаздывать, и он наверняка постарается оправдать положительное отношение своего начальника. Другим эффективным стимулом для работы является дух соперничества. Если управляющий скажет своему сотруднику, что тот, в потенциале мог бы лучше выполнять работу, чем его коллега, но что-то ему мешает, то он постарается превзойти самого себя. Зачастую именно соперничество подстегивает людей всё к большим и большим достижениям в своей работе.
Человеку, стремящемуся к управлению людьми, прежде чем стимулировать их к работе, необходимо задать стимул для собственной деятельности. В противном случае, если руководитель не будет иметь определенных целей и четко сформулированного плана по их реализации, едва ли кто-то поддастся его влиянию. Достижения руководителя, как правило, вдохновляют на успех его подчиненных, поэтому руководитель должен избавиться от нерешительности и сам настроиться на успех и эффективную деятельность.
Список литературы
1.Бабенко О.А. «Профессионально важные качества личности руководителя» – М.: Академия, 2010. – 516 с.
2. Вересов Н.Н., статья: «Черты "слабого" руководителя».
3.Генри Нив. « Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса. Эдвардс Деминг». Альпина Паблишер, 2011
4. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 2013.
5. Журавлев, Е.А.Климов, А.Г.Ковалев, Р.Л.Кричевский, Д.Ю. Красовский, «Исследования личности и деятельности руководителей, организационных и управленческих структур».
6. Жуков Ю.М. «Диагностика и развитие компетентности в общении», 2013г.
7.Залезник А. «Менеджеры и лидеры: есть ли разница?» Harvard Business Review. Лидерство.Пер. с англ.-Альпина Бизнес Букс, 2006.
8. Кичатинов Л.П. «Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности» // Текст. Высказывание. Слово. М., 2013
9. Кудрявцева Е.И., статья «Управленческие роли руководителей».
10. Кудряшова Л.Д., «Психология и оценка личности».
11. Костюк, О.В. «Коммуникативная компетентность руководителя как ресурс повышения качества управления», Электронный ресурс.
12. Кошелева С.В., Л. Г. Почебут, В. А.Чикер, А.А.Агапов, B.Д. Шадриков. «Исследования личности руководителя» Научная работа .
11. Карл Леонгард «Акцентуированные личности», изд. Феникс, 2000г.
12. Михайлова, В.П. Психология межличностных отношений: учебное пособие / В.П. Михайлова. – Кемерово: Из-во ОблИУУ, 1999г.
13. Мостовая И. ,журнал «Справочник кадровика, статья: «Акцентуации личности руководителей и их влияние на стиль управления».
14. Романько И. Н., «Профессионально-психологические портреты руководителей», Санкт-Петербург, 2007г.
15.Сбитнев А. В., статья «Психотипы и бизнес. Формула соответствия».
16. Фидельман Г.Н., «Альтернативный менеджмент. Путь к глобальной конкурентоспособности.» изд. Альпина Паблишер 2010г.
17.Эрик Ларсон (Eric W. Larson), статья: «Профессиональная пригодность руководителя».
18. Психологические портреты персонала: типология и диагностика. Под ред. Ю.П.Платонова. – СПб.:Речь, 2003.
Приложение
Методика определения типа организационного менталитета и организационного поведения, позволяет определить сильные и слабые стороны руководителя или сотрудника компании.
Текст опросника Майерс-Бриггс:
1. В компании (на вечеринке) Вы:
а) Общаетесь со многими, включая и незнакомцев;
б) Общаетесь с немногими - Вашими знакомыми.
2. Вы человек скорее:
а) Реалистичный, чем склонный теоретизировать;
б) Склонный теоретизировать, чем реалистичный.
3. Как по-Вашему, что хуже;
а) «витать в облаках»;
б) придерживаться «проторенной дорожки».
4. Вы более подвержены влиянию:
а) принципов, законов;
б) эмоций, чувств.
5. Вы более склонны:
а) убеждать;
б) затрагивать чувства.
6. Вы предпочитаете работать:
а) выполняя все точно в срок;
б) не связывая себя определенными сроками.
7. Вы склонны делать выбор:
а) довольно осторожно;
б) внезапно, импульсивно.
8. В компании (на вечеринке) Вы:
а) остаетесь допоздна, не чувствуя усталости;
б) быстро утомляетесь и предпочитаете пораньше уйти.
9. Вас более привлекают:
а) здравомыслящие люди;
б) люди с богатым воображением.
10. Вам интереснее:
а) то, что происходит в действительности;
б) те события, которые могут произойти.
11. Оценивая поступки людей, Вы больше учитываете:
а) требования закона, чем обстоятельства;
б) обстоятельства, чем требования закона.
12. Обращаясь к другим, Вы склонны:
а) соблюдать формальности, этикет;
б) проявлять личные, индивидуальные качества.
13. Вы человек скорее:
а) точный, пунктуальный;
б) неторопливый, медлительный.
14. Вас больше беспокоит необходимость:
а) оставлять дела незаконченными;
б) непременно доводить дела до конца.
15. В кругу знакомых Вы, как правило:
а) в курсе происходящих там событий;
б) узнаете о новостях с опозданием.
16. Повседневные дела Вам нравится делать:
а) общепринятым способом;
б) своим оригинальным способом.
17. Вы предпочитаете таких писателей, которые:
а) выражаются буквально, напрямую;
б) пользуются аналогиями, иносказаниями.
18. Что Вас больше привлекает:
а) стройность мысли;
б) гармония человеческих отношений.
19. Вы чувствуете себя увереннее:
а) в логических умозаключениях;
б) в практических оценках ситуаций.
20. Вы предпочитаете, когда дела:
а) решены и устроены;
б) не решены и пока не улажены.
21. Как по-Вашему, Вы человек скорее:
а) серьёзный, определенный;
б) беззаботный, беспечный.
22. При телефонных разговорах Вы:
а) заранее не продумываете все, что нужно сказать;
б) мысленно «репетируете» то, что будет сказано.
23. Как Вы считаете, факты:
а) важны сами по себе;
б) есть проявления общих закономерностей.
24. Фантазёры, мечтатели обычно:
а) раздражают Вас;
б) довольно симпатичны Вам.
25. Вы чаще действуете как человек:
а) хладнокровный;
б) вспыльчивый, горячий.
26. Как по-Вашему, хуже быть:
а) несправедливым;
б) беспощадным.
7. Обычно Вы предпочитаете действовать:
а) тщательно, оценив все возможности;
б) полагаясь на волю случая.
28. Вам приятнее:
а) покупать что-либо;
б) иметь возможность купить.
29. В компании Вы, как правило:
а) первым заводите беседу;
б) ждете, когда с Вами заговорят.
30. Здравый смысл:
а) редко ошибается;
б) часто попадает впросак.
31. Детям часто не хватает:
а) практичности;
б) воображения.
32. В принятии решений Вы руководствуетесь скорее:
а) принятыми нормами;
б) своими чувствами, ощущениями.
33. Вы человек скорее:
а) твердый, чем мягкий;
б) мягкий, чем твердый.
34. Что, по-Вашему, больше впечатляет:
а) умение методично организовать;
б) умение приспособиться и довольствоваться достигнутым.
35. Вы больше всего цените:
а) определенность, законченность;
б) открытость, многовариантность.
36. Новые нестандартные отношения с людьми:
а) стимулируют, придают Вам энергию;
б) утомляют Вас.
37. Вы чаще действуете как:
а) человек практического склада;
б) человек оригинальный, необычный.
38. Вы более склонны:
а) находить пользу в отношениях с людьми;
б) понимать мысли и чувства других.
39. Что приносит Вам больше удовольствие:
а) тщательное и всестороннее обсуждение спорного вопроса:
б) достижение соглашения по поводу спорного вопроса.
40. Вы руководствуетесь более:
а) рассудком;
б) велениями сердца.
41. Вам удобнее выполнять работу:
а) по предварительной договоренности;
б) которая подвернулась случайно.
42. Вы обычно полагаетесь:
а) на организованность, порядок;
б) случайность, неожиданность.
43. Вы предпочитаете иметь:
а) много друзей на непродолжительный срок;
б) несколько старых друзей.
44. Вы руководствуетесь в большей степени:
а) фактами, обстоятельствами;
б) общими положениями, принципами.
45.Вас больше интересуют:
а) производство и сбыт продукции;
б) проектирование и исследования.
46. Что Вы скорее сочтете за комплимент:
а) «вот очень логичный человек»;
б) «вот тонко чувствующий человек».
47. Вы более цените в себе:
а) невозмутимость;
б) увлеченность.
48. Вы предпочитаете высказывать:
а) окончательные и определенные утверждения;
б) предварительные и неопределённые утверждения.
49. Вы лучше чувствуете себя:
а) после принятия решений;
б) до принятия решений.
50. Общаясь с незнакомым, Вы:
а) легко завязываете продолжительные беседы;
б) не всегда находите общие темы в беседе;
51. Вы больше доверяете:
а) своему опыту;
б) своим предчувствиям.
52. Вы чувствуете себя человеком:
а) более практичным, чем изобретательным;
б) более изобретательным, чем практичным.
53. Кто заслуживает большего одобрения:
а) рассудительный, здравомыслящий человек;
б) человек, сильно переживающий.
54. Вы более склонны:
а) быть прямым и беспристрастным;
б) сочувствовать людям.
55. Что, по-Вашему, предпочтительней:
а) удостовериться, что все подготовлено и улажено;
б) предоставить событиям идти своим чередом.
56. Отношения между людьми должны строиться:
а) на предварительной договоренности;
б) в зависимости от обстоятельств.
57. Когда звонит телефон, Вы:
а) торопитесь подойти первым;
б) надеетесь, что подойдет кто-нибудь другой.
58. Что Вы цените в себе больше:
а) развитое чувство реальности;
б) пылкое воображение.
59. Вы больше придаете значение:
а) тому, что сказано;