Файл: I. Теоретические основы использования метода проектов в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста 7 I.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, особое внимание, уделяя познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

В качестве рекомендуемых видов деятельности, обеспечивающих познавательное развитие детей дошкольного возраста, выделяют:

  • организацию решения познавательных задач;

  • применение экспериментирования в работеДОУ;

  • использование проектирования [2].

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений[13].

В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.

В работе с дошкольниками используются познавательные задачи, под которыми понимаются познавательные задания, предполагающие наличие поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств.

Система познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и способам видов деятельности[14].

После принятия детьми познавательной задачи под руководством воспитателя осуществляется её анализ: выявление известного и неизвестного. В результате анализа дети выдвигают предположения о возможном течении

явления природы и его причинах.

Их предположения бывают правильными и ошибочными, часто противоречивыми. Воспитатель должен выслушать и учесть все предположения, обратить внимание на их противоречивость. Если дети не выдвигают никаких идей, их должен выдвинуть сам воспитатель.

К эффективным методам познавательного развития дошкольников относитсяпроектная деятельность, обеспечивающая развитие познавательных интересов детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления[17].

Следует запомнить, что Федеральный государственный стандарт считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования[2].


Итак, содержание познавательного развития детей предполагает:

  • развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

  • формирование познавательных действий, становление сознания;

  • развитие воображения и творческой активности;

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;

  • формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);

  • формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

  • формирование представлений о планете Земля как общем доме людей,

об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира [2].

Из примерной общейобразовательной программой «От рождения до школы» под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевойобразовательная область «Познавательное развитие» включает [3]:

  • формирование элементарных математических представлений;

  • развитие познавательно-исследовательской деятельности;

  • ознакомление с предметным окружением;

  • ознакомление с социальным миром;

  • ознакомление с миром природы.

Понятно, что конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе для каждой группы указываются те виды деятельности, в которых это содержание может быть реализовано.

В предметной деятельности дети познают такие свойства как цвет, форму, характер поверхности, вес, расположение в пространстве, температуру и другое. Эта деятельность помогает детям решать задачу путём проб и ошибок, т.е. при помощи наглядно-действенного мышления. В экспериментировании с песком, водой, тестом и так далее. Открываются скрытые на первый взгляд свойства: вода течёт, она мокрая, в ней тонут или плавают предметы….

Из общения со взрослыми дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему. Совместные игры со сверстниками под руководством взрослых позволяют малышам применить знания и умения, полученные ранее. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями обогащают сенсорный опыт детей, создают условия для развития наглядно-действенного мышления, развивают мелкую мускулатуру, что благотворно сказывается на формировании лобных долей мозга малышей.



Стихи, сказки, песенки не только доставляют эмоциональное удовольствие, но и обогащают представления детей о мире, выводят его за пределы непосредственно воспринимаемого.

Рассматривание картинок способствует обогащению сенсорного опыта,

развитию наглядно-образного мышления.

Двигательная деятельность в меньшей степени, но тоже влияет на познавательное развитие детей. Во-первых, она снимает напряжение, а кроме этого и здесь дети получают много информации о собственном теле, его возможностях, в подвижных играх учатся понимать – зайчики прыгают, лисички – бегают, медведь переваливается со стороны в сторону.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссёрские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребёнка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых.

Игра для дошкольника выполняет ту же функцию, что учебник для школьников, она помогает осознать происходящее вокруг. Все игры, и развивающие игры с правилами в том числе, удовлетворяют ненасыщаемую потребность в познании окружающего[4].

Коммуникативная деятельность, по сравнению с общением в раннем возрасте, становится более содержательной. Дети способны высказывать своё мнение, задавать «цепочки» вопросов, обсуждать серьёзные вопросы, настаивать на чём-то.

Познавательно-исследовательская деятельность, при правильной организации, учит детей видеть проблему, искать способы её решения, фиксировать результат, анализировать полученные данные.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд заметно усложняются и позволяет детям выделять больше свойств предметов, получать новые знания.

Конструирование, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, конечно, главным образом решают задачи художественно-эстетического развития детей, но при этом они много узнают нового о средствах и материалах, с которыми работают, знакомятся с произведениями искусства[4].

Наличие знаний о себе, природном и социальном мире, в котором

дошкольник растёт, тоже является одним из целевых ориентиров, характеризующих качественное проживание ребёнком дошкольного детства и его готовности к школе.

Воспитательного-развивающий результат познавательной деятельности, в самом общем виде, – этоинтеллектуально-нравственное развитие личности, приобретение ребёнком опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру, формирование потребности в знаниях и познании[18].


Анализируя выше сказанное можно сделать вывод: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая, характеризуется определенными стадиями:любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие творческой познавательной активности.

Следует отметить, что ФГОС ДО ориентирует конкретное содержание образовательных областей на реализацию познавательной активности в определённых видах деятельности, которые реализует программа детского сада. Каждая из специфических детских видов деятельности позволяет реализовать содержание познавательного развития, интегрируя его с другими образовательными областями. Познавательное развитие предполагает какие-то «открытия» ребёнка, решение каких-то значимых для него задач самостоятельно.

Это становится возможным при поддержке детской инициативы и возможности выбора материалов, видов активности. Целевые ориентиры, которые позволяют оценить эффективность познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники могут достичь большего.

Они овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в игре, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. У них более развито воображение, а это один из познавательных психических процессов.

Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со

стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.


I.3. Понятие о методе проекте, особенностях его организации



В условиях модернизации образования, дошкольные образовательные учреждения перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,ФГОС ДО и другие. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность.

Проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели[19].

Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, цели ориентированность и результативность.

Проект (в переводе с греческого) - это путь исследования, т. е специально организованный взрослым и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ[19].

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень

сложности педагогической деятельности:

  • необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической;

  • дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы;

  • поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач;

  • выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации;

  • отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмысленна и представлена участниками проектной группы;

  • результатом работы над проектом, является продукт;

  • проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта [10].