Файл: Особенности политического режима рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.1. Доимперский период



Рассмотрим предпосылки формирования современного политического режима в России.

После крещения Руси в 988 г. из Византии, вместе с христианским учением, стали проникать новые политические понятия. Предметом политических размышлений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти и формирование независимой внешней политики. Об этом свидетельствуют «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона (1049), летописный свод «Повесть временных лет» (1113), «Поучение Владимира Мономаха» (1125), свод правовых актов XI-XIII вв. «Русская Правда», поэма «Слово о полку Игореве» (конец XII в.) и т.д.16

С развитием Московского княжества в XV-XVI вв. возникли положения о централизации государства, сильной и неограниченной самодержавной власти, сформировался тезис: «Москва - третий Рим». Один из самых ярких представителей русской общественно-политической мысли середины XVI в. И.С. Пересве-тов рассматривал вопросы различных государственных и социальных преобразований, объема полномочий верховной власти, создания единого законодательства, проведение финансовой реформы. В своей теоретической схеме он определил структуру и форму деятельности ведущих звеньев государственного аппарата и обозначил основное направление дальнейшего государственного строительства.

Во время правления Ивана IV Грозного утвердилась правомерность неограниченной верховной власти, обеспечивающей реализацию полнейшего «самовластья» ее носителем. Вся доктрина Ивана IV была направлена лишь на идеологическое оправдание террора. Царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилию.

Со второй половины XVII в. в России началось преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную, и ведущее место в политических трактатах стала занимать проблема верховенства церковной власти. Идеологами просвещенной абсолютной монархии выступали Прокопович и Татищев.

На протяжении всей истории Древней Руси, Московского государства и Российской империи присутствовала единодержавная власть государя. Это отражало тоталитарный характер политического режима в стране. Вначале XVIII в. при Петре Монархия достигла неограниченной полноты прав. Группируя все отрасли управления непосредственно вокруг себя, эта власть создала весьма сильную централизацию управления. Церковь стала орудием пропаганды, многие параграфы Духовного регламента были направлены на поддержку тоталитарной императорской власти
17.

Феофан Прокопович (1681-1736) в своем политическом трактате «Правда воли монаршей» назвал абсолютную монархию наилучшей и наиболее естественной формой правления, которая может быть либо наследственной, либо выборной. В своих рассуждениях Прокопович сумел соединить аргументы естественно-правовой теории с догматами богословия. Также Прокопович первым обратился к исследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения о наличии естественного преддоговорного состояния, которое он рисовал как эпоху войн и кровопролитий. Естественные законы он понимал, как требования здравого разума18.

В отличие от Прокоповича, В.Н. Татищев (1686-1750), будучи сторонником сильной исполнительной власти, считал, что выбор форм правления или избрание нового монарха должны соответствовать естественному закону и осуществляться «соглашением всех подданных». Татищев пытался внести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникли исторически.

2.2. Имперский период



Период со второй половины XVII в. по XVIII в. – это время образования и развития в России абсолютной монархии. Оформление ее происходит в первой четверти XVIII в. в результате реформ Петра I. Перестают созываться Земские соборы. Ликвидируется Боярская дума. Усиливается процесс подчинения церкви государству. В системе государственного аппарата отсутствует орган, который в какой-либо мере ограничивал власть монарха.

Хронологически период образования и развития абсолют­ной монархии в России (конец XVII – XVIII в.) невелик. В стране не только сохранились, но укрепля­лись и господствовали крепостнические отношения со всеми со­путствовавшими им порождениями как в экономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферах социаль­но-экономической и политической жизни страны, постепенно накапливавшиеся и назревавшие в XVII в., привели в первой четверти XVIII в. к качественному скачку – средневековая Мос­ковская Русь превратилась в Российскую империю. В экономике, уровне, формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре насе­ления, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени

19.

Конец XVII – XVIII вв. в истории нашего отечества отмечены возникновением, юридическим оформлением и фактическим утверждением абсолютной (чиновничьей, дворянской) монархии.

Историко-правовой наукой развитие абсолютной монархии в России можно разделить на пять этапов (рис. 1).



Рисунок 1 – Этапы становления абсолютной монархии в России

Установление абсолютизма в России отмечено следующими событиями (рис. 2).



Рисунок 2 – Ключевые события формирования абсолютизма в России
В начале XVIII века абсолютизм получил законодательное закрепление. В толковании к артикулу 20 Воинского устава 1716 года устанавливается: «...его величество есть самовластный Монарх никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь по своей воле и благомнению управлят»20.

В Регламенте (Уставе) духовной коллегии (1721 г.) так же зафиксирована абсолютная власть: «Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться Сам Бог за совесть повелевает».

Таким образом, в России в конце XVII – начале XVIII веков сформировался абсолютизм, как государственная форма диктатуры класса феодалов. По классовой сущности он выражал прежде всего интересы дворянства и нарождающегося купечества, а для крепостного крестьянства и городских низов означал усиление эксплуатации.

В первой четверти XIX в. Россия встала на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни.

Политические учения в России XIX в. – это, в основном, идеология либерального дворянства М.М. Сперанского, Н.А. Карамзина и дворянских революционеров-декабристов М.П. Бестужева-Рюмина, П.И. Пестеля и др.

В своей политической теории М.М. Сперанский (1772-1839) выдвинул идею постепенного упразднения крепостного права и перехода к конституционной монархии, которая должна была опираться на квалифицированный чиновничий аппарат. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей. Он также предусмотрел и возможность объединения усилий различных властей для согласованности их действий в 1о-сударственном совете, состоящем частично из лиц
, назначаемых монархом, а частично избранных по избирательным законам21.

Но проекты Сперанского вызывали резкую критику в адрес реформатора со стороны дворян, которые были весьма недовольны указами о чиновниках, ущемлявших их привилегии, а в социальных проектах Сперанского усматривали ущемление своих земельных прав. В итоге он был смещен с должности и отправлен в ссылку.

Реформы Сперанского частично были осуществлены во время правления Александра II, а ограничение верховной власти было произведено только при Николае II в Манифесте 17 октября 1905 г.

Н.А. Карамзин (1766-1826) сформулировал свою политическую концепцию в «Истории государства Российского». Он подверг критике правление Ивана IV, охарактеризовав его как тиранию, при которой нарушаются естественные и нравственные законы. Карамзин выступал против разделения властей. Всю социально-политическую систему он представлял формулой «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод, как хранилище законов, над всеми Государь -единственный законодатель, единственный источник власти».

Во второй половине XIX в. в России получили развитие революционно-демократические идеи. В их основе народные массы являются главной движущей силой общества, а сам исторический процесс есть борьба угнетенных классов со своими угнетателями. Россия должна стать «социальной республикой», где будут осуществляться подлинно демократические принципы свободы и равенства.

А.И. Герцен (1812-1870) утверждал, что лишь после отмены крепостного права и других правительственных реформ Россия пойдет по пути конституционных преобразований. Будущее России он видел в «русском крестьянском социализме», основу которого составляет община, «патриархально-коллективистский быт».

В идеологии народников единственным путем преобразования общества считалась народная революция. Задача революционеров состояла в том, чтобы «соединить» все его бунты в один, поголовный и сокрушительный, то есть в народную революцию. Будущее социалистическое общество революционные народники видели таким: в обществе будет господствовать общественная собственность, в нем будет организовано коллективное производство и обеспечено справедливое распределение22.

В конце XIX в. в России возникло марксистское направление политической мысли. Главная задача марксистов в то время – критика идей либерального народничества, доказывание того, что страна вступила на путь прогрессивного капиталистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.