Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Современные типологии политических режимов
1.1. Основные признаки демократии и современный политический режим России: сходство и отличие
1.2. Основные признаки автократии и современный политический режим России: сходство и отличие
Глава II. Исторические предпосылки формирования политического режима РФ
2.3. Советский период
После революции 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, то есть учение о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о партии нового типа, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях строительства социализма и коммунизма, постепенно превратившийся в государственную идеологию. В.И. Ленин создал научную теорию не только строительства, но и функционирования социализма, его перехода из одного этапа развития в другой.
С 20-х гг. XX. в. уже в СССР сложился тоталитарный режим. Начальный этап (1924-1935 гг.) формирования тоталитаризма, иногда называемого сталинизмом, берет отсчет со смерти Ленина. Сталин в качестве Генерального секретаря ЦК ВКП(б) утверждал свою абсолютную власть над партией и тем самым над Государством, устраняя «левую» оппозицию (Троцкий), «правую» оппозицию (Бухарин), а затем и своих «центристских» партнеров по первой «тройке» (Зиновьев, Каменев).
Другие руководители революции были устранены в ходе московских процессов 1936-1937 гг. Административный аппарат партии забрал всю власть у политических лидеров, где отныне лишь Генеральный секретарь осуществлял политику. Вся власть тоталитарно сконцентрировалась на верхушке аппарата, то есть в руках Сталина. Таким образом, политическая культура заменилась культом Партии, который воплотился в культе Сталина23.
На следующем этапе формирования тоталитаризма Советский Союз стал мировой промышленной державой. Сталин завершил строительство социализма в одной стране. Партия контролировала все: газеты, книги, спорт, музыку, лингвистику и т.д. В экономике тоталитаризм означал установление государственной собственности, централизацию управления, уравнительное распределение. Отсутствие рыночных отношений диктовало необходимость повседневного вмешательства партийно-государственного аппарата в решение хозяйственных вопросов. Провозглашенные Конституцией СССР демократические права и свободы в реальной жизни оказывались мало осуществимыми. Постепенно вырабатывался тоталитарный тип личности, вписывающийся в общую картину единомыслия, подчинения даваемым свыше установкам. В таких условиях невозможно было говорить о правовом государстве и гражданском обществе.
В ноябре 1929 года на пленуме запятнанность в «правом уклоне» была признана несовместимой для настоящего коммуниста. За несколько месяцев из рядов ВКП (б) была исключено около 150 тысяч человек, в подавляющем большинстве по обвинениям в «правом уклонизме». Практически все, исключенные сразу или чуть позже, были обязаны открыто раскаяться в своих ошибках, дабы избежать многочисленных карательных мер. Победа над «правыми» была произведена под аккомпанемент полного крушения нэпа, во всех спектрах социальной и экономической политики. Продовольственный и в особенности хлебный кризис предопредели конец новой экономической политики. Ответом на него стала планово-директивная система, исключавшая практически все виды рыночных отношений, а также проведение жёсткой коллективизации, которая ликвидировала мелкие формы хозяйства с небольшой товарностью производства. В мае этого же года на V Всесоюзным съезде Советов был ратифицирован план первой пятилетки в оптимальном варианте. В октябре 1929 года, накануне годовщины Великой Октябрьской революции Сталин лично выступил в «Правде» со своей знаменитой статьёй «Год великого перелома», в которой сообщалось о закладке фундамента для социалистического общества, о грядущем решении вопроса внутренних накоплений, о инновационных методах повышения производительности труда, о крутом повороте сельского хозяйства к массовой коллективизации и т. п. В конце 1929 года был широко отпразднован полувековой юбилей вождя, он провозглашался «ближайшим и вернейшим сторонником Ильича». подлинным «руководителем и вождём» не только советской партии, но и всего мирового коммунистического движения, «великим гением», проводившим генеральную линию партии. Сталин стал символом новой социалистической эпохи, её главным лидером и вождём. Из всех социалистических течений и идей, которое были свойственны военному коммунизму, родился тотальный бюрократизм всей советской системы, который выплеснулся далеко за рамки парти, захлестнул государственные структуры, и даже общественные организации. Партийная элита смогла перенаправить этот процесс в свою пользу, и в конечном итоге он привел к созданию нового, высшего класса советской общности- номенклатуре. Однако интересы нового класса быстро столкнулись с интересами старой, революционной политической верхушки. Естественно, практически сразу же вспыхивает жесточайшая борьба за первенство. Победа в столкновении была обеспеченна тем, кто смог правильно понять, кто смог правильно понять цели и потребности номенклатуры, подавляющую часть партийной элиты.
Новая экономическая политика не отвечала интересам номенклатуры, и не смогла привлечь на свою сторону большую часть населения страны и породила множество новых противоречий и проблем. Их разрешение и стало флагом форсированного строительства социализма. На волне популизма, раздутого вокруг скорейшего разрешения этих проблем, встал новый лидер социалистического мира-И. В. Сталин. Он выступил одновременно и в качестве выразителя взглядов номенклатуры, и в роли её создателя. Сталин сумел приспособиться к духу эпохи, выработав образ железного лидера, человека несгибаемой воли и жёсткой дисциплины. Возможно, в плане опытности и профессиональных навыков он уступал многим лидерам революции. Однако именно во время этой борьбы, большее значение целеустремлённость, политическая дальновидность, хитрость и даже, можно сказать, коварство. Простoта и провинциализм, в котором порой упрекали Сталина старшие товарищи, для нового поколения партийцев стала больше достоинством чем недостатком, показателем «народности» грядущего вождя.
Привлекали также его привычки, стиль общения, непосредственность. Сталин был близок им. Они не без основания считали себя людьми нового времени, закалённые на полях гражданской войны, и к концу её именно они составляли подавляющее большинство в РКП (б), а старая гвардия оказалась хоть и несколько привилегированным, но всё же ничтожном в количественном отношении слоем. Именно в них Сталин увидел опору для установления режима личной власти. Ведь он сам на полях гражданской войны приобрёл уникальный опыт, который пригодился ему в дальнейшем. За два года войны он был практически на всех фронтах, побывал в большинстве регионов страны. И хотя Троцкий на своём бронепоезде, который стал «притчей во языцех» тоже объехал чуть ли не все армии, общался он в первую очередь с военной верхушкой.
В моменты особого кризиса многие члены Политбюро выезжали на фронт, однако ни один из них не был лично знаком с таким количеством муниципальных руководителей как Сталин. Позднее он и сам признался, что победу ему и его клике принесли никто иной как кадры среднего звена, силу и политический вес которых недооценивали его конкуренты
При авторитаризме, несмотря на значительную централизацию власти, государство и гражданское общество в известной степени разделены, режим интенсивно не вмешивается в жизнь гражданского общества. Государство хотя и следит за ним и держит его под контролем, все же оставляет определенные условия для саморегулирования, в то же время, не оставляет реальной возможности оказывать серьезное воздействие на государство. Авторитарная же система, обеспечивая любым путем политическую власть и не допуская в этой сфере никакой конкуренции, не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связанные политикой. Относительно независимыми могут оставаться экономика, культура и т.д. Он построен по принципу «разрешено все, кроме политики». Власть отказывается от претензий на полный контроль. Сферы, в которых режим оставляет управление за собой - это общественная безопасность, оборона, внешняя политика. Таким образом, авторитарные режимы довольствуются политическим контролем над обществом.
После крушения СССР в современной России начался переход к демократическому политическому режиму. Создание новых демократических институтов и элементов рыночных отношений сопровождался глубоким экономическим кризисом.
Глава III. Анализ современного политического режима РФ
Функциональная направленность режима предполагает осмысление возможных способов работы институтов государственной власти – ее органов, уполномоченных государством устанавливать нормативно-правовые основы и пределы их функционирования, пределы и сферы правового регулирования, их способы, методы, средства, а также необходимые в любом публичном управлении инструменты контроля за обеспечением правопорядка в обществе – как в публично-правовой, так и в частноправовой сферах.
Вместе с тем, государственный режим в правовой реальности политического режима – показатель степени участия институтов государственно-организованного общества в осуществлении публичной власти и обеспечении основных принципов и фундаментальных ценностей своей собственной организации.
Демонстрация этих «режимных» показателей в каждой конкретной стране сохраняет причину для распознания их специфики, субъективных и объективных факторов влияния на их формирование, что создает методологическую потребность в «типизации» государственных режимов, классификации их свойств, характеристик и содержательных компонентов.
Обобщение научной мысли позволяет определить элементы государственного режима:
1) реальная роль прав свобод человека в политическом (государственно-организованном) обществе. Речь идет именно об истинном, гарантированном, а не иллюзорном, приукрашенном «статистикой» статусе прав человека в иерархии социальных ценностей, а не только об их формальном законодательном определении – закреплении в источниках права;
2) реальность института народовластия, степень и формы участия институтов гражданского общества в осуществлении публичной власти и изучение влияния на общегосударственную и муниципальную власть.
При этом учитываются такие их показатели:
а) доля взрослого населения, наделенного электоральными правами;
б) наличие (отсутствие) групп населения, законно лишенных избирательного права на основе их социального происхождения, национальной, расовой, религиозной принадлежности или политических убеждений