Добавлен: 08.11.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Современные типологии политических режимов
1.1. Основные признаки демократии и современный политический режим России: сходство и отличие
1.2. Основные признаки автократии и современный политический режим России: сходство и отличие
Глава II. Исторические предпосылки формирования политического режима РФ
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Особенности политического режима РФ
Содержание
Введение 3
Глава I. Современные типологии политических режимов 6
1.1. Основные признаки демократии и современный политический режим России: сходство и отличие 6
1.2. Основные признаки автократии и современный политический режим России: сходство и отличие 11
Глава II. Исторические предпосылки формирования политического режима РФ 14
2.1. Доимперский период 14
2.2. Имперский период 16
2.3. Советский период 20
Глава III. Анализ современного политического режима РФ 25
Заключение 33
Список литературы 35
Введение
Актуальность исследования проблем формирования гражданского общества и правового государства, особенностей политического режима в современном мире опосредована тем, что понятие публичной власти, ее форм и уровней приобретают новое видение. Осмысление и описание политического / государственного режима выступает в качестве основной исследовательской проблемы не только в рамках политологии, но и для государствоведения. Сам термин не имеет однозначной и общепринятой трактовки среди специалистов, но такое положение дел является типичным для наук об обществе.
В современных условиях актуально изучение теоретических и политико-практических проблем, связанных с функционированием политической системы и режимов, определение основных векторов его дальнейшего развития с позиций неоинституционализма. Для корректировки некоторых устоявшихся политических оценок и экспертных суждений крайне необходимо не только расширять круг анализируемых эмпирических источников, но и реализовать анализ трансформаций политических режимов современных государств.
Деятельность всех институтов власти в нашей стране регламентирована Конституцией, федеральным законодательством, актами конституционного правосудия. Исходя из реалий современного общества, некоторые положения Конституции, связанные с воплощением в жизнь концепции правового государства и идей гражданского общества, требуют нового осмысления в конституционно-теоретическом плане, а некоторые пункты законодательства – пересмотра и модификации. Как особая теоретическая концепция термин «правовое государство» прошел длительное историческое развитие. Основные принципы были заложены еще в трудах античных мыслителей, а также в эпоху перехода от феодализма к капитализму. Появление нового юридического мировоззрения поставило на первое место принципы свободы и равенства всех людей,
неотчуждаемость естественных прав человека, идеи гуманизма, поиск новых, отличных от абсолютного произвола государственно-правовых средств, конструкций и форм.
В связи с современными тенденциями развития общества, реорганизацией общественного строя и государственных структур вопросы формирования и функционирования политического режима приобрели особую значимость в юридической науке. Это связано с поиском новых моделей политического и социального устройства общества и государства. При этом «…определяющим ориентиром построения новейшей государственности являются принципы правового государства, закрепленные в Конституции»1.
Состояние научной разработки проблемы. Проблемы особенностей становления и функционирования политического режима государства остаются в центре исследовательского внимания многих отечественных и зарубежных авторов (Ю.В. Гревцов, В.В. Варчук, В.А.Глазырин, Е.В. Масловская, Э.В. Тадевосян, В.П. Казимирчук, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, А.Х. Саидов, В.М. Сырых, В.А. Туманов, Л.С.Явич и др.).
В отечественной литературе вопросы типизации и выявления особенностей современных политических режимов рассматриваются в трудах таких ученых, как М.Г. Анохин, А.Л. Громыко, С.А. Киреева, А.В. Облонский, AН.А. Сахаров, Э.П. Теплов, Л.М. Энтин и др.
Объектом настоящего исследования являются типологии политических режимов.
Предметом исследования соответственно выступают особенности политического режима Российской Федерации, этапы становления и современное состояние.
Целью работы является сравнительный анализ типов политического режима, выявление особенностей политического режима современной России.
Средством реализации поставленной цели является решение следующих задач:
-
проанализировать теоретические подходы к анализу демократии и сопоставить ее характерные особенности с современным политическим режимом Российской Федерации; -
рассмотреть основные признаки автократии, выделив общие черты с современным политическим строем РФ; -
выявить сущность и основные этапы становления политического режима РФ в доимперский, имперский и советский периоды; -
выявить специфику современного политического режима России.
В качестве методической основы при анализе предмета исследования наряду с общим диалектическим методом в работе применялись три группы методов: общенаучные методы (синтез, анализ, обобщение, системно-структурный и функциональный), частно-научные методы (социологический и статистический), а также специально-юридические (историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой).
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования, кругом рассматриваемых вопросов и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава I. Современные типологии политических режимов
1.1. Основные признаки демократии и современный политический режим России: сходство и отличие
Прослеживая происхождение понятия «политический режим» в русском языке, его обычно возводят к французскому «régime», в переводе означающему: государственный строй, образ правления; точно установленный распорядок жизни где-нибудь; система правил, выполнение которых необходимо для той или иной цели; условия работы, деятельности, существования чего-нибудь. В отдельных случаях этимологический анализ слова продолжается до латинского «regimen», для которого указываются следующие значения: управление, командование; руководитель, правитель; кормило, руль2.
Сам термин возник в зарубежных исследованиях ещё в XIX веке, но интерес к нему пробудился после окончания Второй мировой войны (в 50-е гг. ХХ века). С оной стороны, в современном мире существуют Норвегия, Дания, Бельгия, Нидерланды – монархии, значительно опередившие в своей реальной (а не только декларируемой конституционно) заботе о благополучии подданных большое число республик.
С другой стороны, XX век в изобилии представил примеры республиканских форм правления, осуществление государственной власти в которых приводило к массовой гибели людей. Унитарное либо федеративное устройство государства также ничего не проясняет в том, как на самом деле функционирует государственный аппарат и может ли он эффективно и своевременно решать актуальные задачи, стоящие перед обществом, не уничтожая при этом одну его часть во имя мнимого блага другой.
Форма правления и форма государственного устройства представляют собой сугубо юридическое описание государства, уясняемое, главным образом, после изучения конституции страны и ряда базовых органических или конституционных законов, но реальность, особенно в условиях авторитаризма и тоталитаризма, нередко оказывается весьма далека от правовых формул, а зачастую и прямо противоречит им3.
Таким образом, политический режим как элемент формы государства дополняет формально-юридическое описание конкретного государственного строя, давая возможность понять, как в действительности функционируют органы государственной власти, как взаимодействуют между собой структуры публичной власти различных уровней (например, центрального и местного; центрального и регионального), как строятся реальные
отношения между государством и обществом, в какой степени и какие именно социальные группы могут определять состав властных институтов и влиять на их деятельность, насколько политическая система страны открыта для вхождения новых групп интересов и каковы настоящие, а не декларируемые механизмы принятия важнейших управленческих решений, какими приёмами, способами и средствами обеспечивается их выполнение4.
Политический режим может отождествляться с формой государства в целом, либо пониматься как важнейший компонент политической системы общества, либо, в узком значении, рассматриваться только как совокупность приёмов, способов, средств (или методов) осуществления политической власти в обществе.
Восприятие, уточнение и постижение природы публичной власти, ее институтов, освоение методологии познания закономерностей ее функционирования актуализировано ростом внимания к раскрытию и освоению политического режима. Механизм осуществления государственных функций во многом определен интенсивностью и правовой допустимостью использования властных ресурсов и, в итоге, создает своеобразное сочетание политических составляющих политического режима, который транслирует обществу факторы и показатели легитимности государственной власти, ее усиления или нивелировки.
Правовые предпосылки, основания и природа политического режима указывают на возможность и способность (или неспособность) публичной власти:
а) функционировать в соответствии с правовым режимом конституционно гарантированных международно-правовых стандартов организации ее институтов и правовых пределов, обеспечивающих права и свободы человека и гражданина в гуманитарном пространстве политически ассиметричного общества;
б) поддерживать надежную работу механизма осуществления конституционных обязанностей государств во всех общественных сферах человеческой деятельности, как мирового тренда, качественного показателя демократичности транзита политических режимов государств всех континентов, независимо от их принадлежности к национальным политико-правовым системам5.
Конституционный и международно-правовой комплекс стандартов демократического публичного правления («good governance») для стран демократического транзита сохраняет шанс для поддержания легитимности государственной власти, ее институтов и акторов политики, удержания достаточного уровня доверия к ним со стороны субъектов общественного мнения – социального института, эффективного и государственно-значимого в условиях его правового обеспечения и гарантий реального выполнения им социально-ориентирующей и критически-оценочной функции.