Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 224
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Межполушарная асимметрия мозга человека
Особенности мышления и поведения людей с ярко выраженной межполушарной асимметрией
Характеристика левополушарных и правополушарных учеников
Глава 2. Особенности межполушарной асимметрии мозга у обучающихся 9х классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3 г. Белгорода»
Межполушарная асимметрия мозга
Выполнила:
Строгонова Анастасия,
ученица 9Д класса
Руководитель:
Бобырева В.А,
учитель биологии
2023 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Межполушарная асимметрия мозга человека 4
1.1.Понятие о межполушарной асимметрии мозга 4
1.2.Особенности мышления и поведения людей с ярко выраженной межполушарной асимметрией 6
1.3.Характеристика левополушарных и правополушарных учеников 8
Глава 2. Особенности межполушарной асимметрии мозга у обучающихся 9х классов 9
2.1.Оценка ведущего полушария 10
2.2.Оценка ведущего глаза, уха, ноги 12
2.3.Рекомендации по формированию индивидуального стиля учения для учеников с разной степенью выраженности функциональной асимметрии 13
Заключение 16
Список литературы 17
Приложение 1 18
Приложение 2 20
Приложение 3 20
Введение
Период школьного обучения, который является важным в жизни ребёнка, характеризуется формированием всесторонне развитой личности. Поэтому неблагоприятное протекание этого периода ведёт, как правило, к нарушениям нормального развития во всех сферах – физической, психологической, социальной.
Процесс учения зависит в немалой степени и от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития. Оказывается, индивидуальность личности любого человека во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Различия между левополушарными и правополушарными учащимися очень велики, а современная система образования больше ориентирована на левополушарного
ученика.
Проблема исследования характеризуется тем, что в практической работе педагогов и психологов школьных учреждений в процессе обучения и воспитания довольно редко учитываются данные о функциональной асимметрии мозга ребёнка, по которым можно определить особенности протекания ряда психических процессов. Поэтому мы считаем, что свои особенности межполушарной асимметрии мозга должен знать каждый человек. В этом мы видим актуальность исследования.
Объектом нашего исследования является межполушарная асимметрия мозга.
Предмет исследования: особенности межполушарной асимметрии мозга учеников 9х классов.
Исходя из проблемы, актуальности, объекта и предмета исследования цель исследования заключается в изучении типов функционального доминирования полушарий головного мозга у учащихся 9х классов.
Задачи исследования:
-
Выяснить, что такое межполушарная асимметрия мозга, типы функциональной организации двух полушарий мозга. -
Выявить особенности межполушарной асимметрии мозга у учеников 9х классов. -
Дать рекомендации по формированию индивидуального стиля учения для учеников с разной степенью выраженности функциональной асимметрии. -
Подготовить комплекс упражнений для развития творческого (наглядно- образного) мышления (правое полушарие) и абстрактно-логического мышления (левое полушарие).
Гипотеза: мы предполагаем, что знание особенностей своего типа функционального доминирования полушарий головного мозга поможет ученикам сформировать индивидуальный стиль учения, а это, в свою очередь, поможет им быть более успешными в учебной и других видах деятельности.
Методы исследования:
-
Анализ научно-популярной литературы. -
Анкетирование (комплексный метод определения доминирующего полушария по выполнению нескольких проб).
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе раскрыт вопрос о межполушарной асимметрии мозга, даны типы функциональной организации двух полушарий мозга, особенности мышления и поведения людей с ярко выраженной межполушарной асимметрией, дана характеристика левополушарных и правополушарных учеников.
Практическая значимость: в работе описаны методики по определению особенностей типов функционального доминирования полушарий головного мозга, даны рекомендации по формированию индивидуального стиля учения для учеников, подобраны упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушария) и абстрактно-логического мышления (левое полушария).
Глава 1. Межполушарная асимметрия мозга человека
-
Понятие о межполушарной асимметрии мозга
Межполушарная асимметрия – одна из фундаментальных закономерностей организации мозга, она проявляется не только в морфологии мозга, но и в асимметрии психических процессов.
Каждое полушарие обрабатывает информацию специфическим образом. Логическое полушарие (обычно левое) имеет дело с точным счетом, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому гештальт-полушарие (обычно правое) обрабатывает информацию цельно, имеет дело с образами, эмоциями. У некоторых людей логическим полушарием является правое, а образным – левое. Термины «логическое полушарие» и «гештальт-полушарие» более точны, их используют, чтобы различать полушария функционально, а не топографически.
С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное. Было показано, что правополушарное мышление, создающее специфический пространственно-образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органическом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полушария способны привести к полной утрате способности к творчеству.
Активное изучение явления функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределение психических функций между полушариями) началось сравнительно недавно. Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый, лауреат Нобелевской премии Р. Сперри, который однажды в лечебных целях рискнул рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией и с изумлением обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя, как два совершенно различных мозга и даже не всегда до конца понимают друг друга. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось что-то делать с предметами материального мира или их изображениями. Когда работало одно правое полушарие, пациент легко справлялся с такими задачами, хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить.
В осуществлении любого вида сложной психической деятельности принимают участие оба полушария, не дублируя друг друга, а обеспечивая разные (и всегда необходимые) стороны этой деятельности. Среди многочисленных фактов, полученных нейрофизиологией, нейропсихологией, эволюционной