Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Межполушарная асимметрия мозга человека
Особенности мышления и поведения людей с ярко выраженной межполушарной асимметрией
Характеристика левополушарных и правополушарных учеников
Глава 2. Особенности межполушарной асимметрии мозга у обучающихся 9х классов
Естественно, различия между лево- и правополушарными людьми вызывают различные трудности в их обучении и учении. Так, у левополушарных учащихся относительно меньшая (по сравнению с правополушарными) способность к формированию образов вызывает затруднения, когда необходимо усвоить большое количество конкретного материала, недостаточно объединенного смысловыми связями и закономерностями. Таких учеников по данным нашего исследования 23 человек (56%).
Такие школьники испытывают трудности при усвоении экологии, биологии, географии, химии, истории, поскольку нужно запомнить большое количество фактов, недостаточно связанных между собой.
Трудности для учащихся с преобладающим правополушарным стилем мышления возникают в работе без наглядной опоры. Именно для этих учащихся необходим «перевод» словесной информации в визуальную форму, например: словесное объяснение логических заданий воспринимается хуже, чем рисунок или чертеж, схема, график. Выполнив правильно практическое или лабораторное задание, учащиеся затрудняются дать словесный отчет о сделанном, испытывают сложности при необходимости дать теоретическое обоснование своим действиям.
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях
людей, осознать свое положение в мире. Для таких учащихся характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов. Таких учащихся по данным нашего исследования 18 человек (44%).
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Выражена потребность в совершенствовании ума и волевых качеств.
Заметим, что равнополушарные ученики (без выраженной межполушарной асимметрии), как правило, не нуждаются в особых рекомендациях и вырабатывают комбинированный стиль учения.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Оценка ведущего глаза, уха, ноги
Обычно, но не всегда, ведущие глаз, ухо, рука, нога противоположны ведущему полушарию.
Для определения ведущего глаза мы использовали следующий метод С.А. Дорофеевой:
1. На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 2 см и, распрямив получившийся кружочек, положить его перед собой на стол на расстоянии 30–40 см. Сидя за столом, взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден.
Мы получили следующие данные:
Ведущий глаз | Количество учащихся |
Правый глаз | 33 |
Левый глаз | 8 |
Для определения ведущего уха мы использовали такие методы:
-
К какому уху человек обычно прикладывает телефонную трубку, то и будет ведущим. -
Ведущее ухо обычно бывает чуть большего размера, и это нетрудно
заметить при внешнем наблюдении. Можно также измерить ухо с помощью линейки.
Мы получили данные, представленные в таблице:
Ведущее ухо | Количество учащихся |
Правое ухо | 33 |
Левое ухо | 8 |
Для определения ведущей ноги мы использовали следующие методы:
1. Ведущей ногой является та,
которой отталкиваются при прыжке, с помощью нее поднимаются на подножку или кресло, ей пинают мяч; это та нога, на которую переносят тяжесть, чтобы не упасть.
Мы получили следующие данные:
Ведущая нога | Количество учащихся |
Правая нога | 24 |
Левая нога | 17 |
Если доминирующая нога находится на противоположной от доминирующего левого полушария стороне тела, человек будет стремиться выполнять более планируемые движения. Такие люди хорошо следуют инструкциям типа «шаг за шагом» в спорте, танцах и других видах активного движения, но могут иметь недостаток спонтанности движения. Если доминирующая нога левая и противоположна правому полушарию, движения будут более спонтанными, свободной формы и управляемые ритмом. Однако у таких людей могут быть трудности со следованием инструкциям типа «шаг за шагом».
Если у человека доминирующая нога находится на той же стороне, что и доминирующее полушарие, в стрессовой ситуации он будет иметь затруднения в движении. При опасности такие люди замирают и неспособны выполнять немедленные физические действия; могут почувствовать себя парализованными или становятся неуклюжими, что приводит к ушибам, ободранным коленям или к чему- нибудь похуже. В противоположность этому личности с доминирующим полушарием противоположным доминирующей ноге,
будут продолжать действовать и в стрессовой ситуации, но их усилия могут быть непродуктивными и потраченными впустую.
Таким образом, в результате проведённых исследований я выявила, что у большинства учащихся 9х классов ведущим полушарием является левое. Кроме этого, я получила данные, которые подтверждают закономерность о том, что ведущие глаз, ухо, нога противоположны ведущему полушарию.
- Рекомендации по формированию индивидуального стиля учения для учеников с разной степенью выраженности функциональной асимметрии
Проведя исследования и получив данные о ведущем полушарии у обучающихся 9х классов нашей гимназии, я подготовила рекомендации для наших учеников по формированию индивидуального стиля учения на основании методик Сиротюк А.Л.