Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 226
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Межполушарная асимметрия мозга человека
Особенности мышления и поведения людей с ярко выраженной межполушарной асимметрией
Характеристика левополушарных и правополушарных учеников
Глава 2. Особенности межполушарной асимметрии мозга у обучающихся 9х классов
биологией, наиболее важными, пожалуй, являются результаты, доказывающие непрерывное взаимодействие полушарий.
Существует три типа функциональной организации двух полушарий мозга:
Правое полушарие с раннего детства связывает человека с внешним миром, «отвечая за работу» первой сигнальной системы. Левое полушарие обеспечивает человеку овладение речью и быстрое вхождение в общество, где он живет, обусловливает те культурно-исторические программы поведения, которое общество вводит в человека и которые человек сам активно усваивает, т.е. левое полушарие «отвечает за работу» второй сигнальной системы. По некоторым данным, созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9–10 лет ребенок является существом «правополушарным». Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем
женщины. Но педагогам и родителям надо знать, что врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.
Правое полушарие оперирует образами и иконическими, иероглифическими знаками, берущими свое начало в естественных, природных объектах. Такими знаками являются, например, пиктограммы, египетские иероглифы.
Левое полушарие оперирует словами и символическими искусственно созданными человеком знаками, такими, как, например, буквы большинства алфавитов.
Среди левополушарных – инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.
Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов. Как правило, правополушарные люди – цельные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны.
Часто действуют по настроению.
Как мы видим, функциональная асимметрия мозга определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, можно объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9–10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно догонят сверстников в своем развитии, а став взрослыми, будут иметь более высокий интеллект.
Для людей с ярко выраженным левополушарным мышлением (доминированием логического полушария) характерны следующие особенности:
Для людей с ярко выраженным правополушарным мышлением (доминированием гештальт-полушария) характерны следующие особенности:
Существует три типа функциональной организации двух полушарий мозга:
-
доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению (левополушарные люди, примерно 25% популяции); -
доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение (правополушарные люди, примерно 25% популяции); -
отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди, примерно 50% популяции).
Правое полушарие с раннего детства связывает человека с внешним миром, «отвечая за работу» первой сигнальной системы. Левое полушарие обеспечивает человеку овладение речью и быстрое вхождение в общество, где он живет, обусловливает те культурно-исторические программы поведения, которое общество вводит в человека и которые человек сам активно усваивает, т.е. левое полушарие «отвечает за работу» второй сигнальной системы. По некоторым данным, созревание правого полушария осуществляется более быстрыми темпами, и поэтому в ранний период развития его вклад в обеспечение психологического функционирования превышает вклад левого полушария. Утверждается даже, что до 9–10 лет ребенок является существом «правополушарным». Можно сказать, что в детстве мальчики более правополушарные, чем девочки, но с возрастом у мужчин левое полушарие по уровню своего функционального развития начинает лидировать. Мужчины становятся более левополушарными, чем
женщины. Но педагогам и родителям надо знать, что врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.
Правое полушарие оперирует образами и иконическими, иероглифическими знаками, берущими свое начало в естественных, природных объектах. Такими знаками являются, например, пиктограммы, египетские иероглифы.
Левое полушарие оперирует словами и символическими искусственно созданными человеком знаками, такими, как, например, буквы большинства алфавитов.
Среди левополушарных – инженеры, математики, философы, лингвисты. Левополушарные нередко подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, легко запоминают длинные тексты, речь их грамматически правильна. Для них характерны обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность, внутренний характер переработки эмоций. Часто занимают административные должности, но им не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.
Среди правополушарных много литераторов, журналистов, деятелей искусства, организаторов. Как правило, правополушарные люди – цельные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы, внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, приходить в состояние гнева и ярости, общительны и контактны.
Часто действуют по настроению.
Как мы видим, функциональная асимметрия мозга определяет особенности восприятия, запоминания, стратегию мышления, эмоциональную сферу человека. Зная тип межполушарной асимметрии, можно объяснить нетерпеливым родителям и преподавателям, почему их не лишенный способностей первоклассник не радует успехами. Например, праворукий, но левоглазый ребенок запаздывает в развитии на ранних этапах, так как до 9–10 лет нервные пути, соединяющие два полушария, окончательно не сформированы. Такие дети, запаздывая в младшем школьном возрасте, потом обязательно догонят сверстников в своем развитии, а став взрослыми, будут иметь более высокий интеллект.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Особенности мышления и поведения людей с ярко выраженной межполушарной асимметрией
Для людей с ярко выраженным левополушарным мышлением (доминированием логического полушария) характерны следующие особенности:
-
Преобладание второй сигнальной системы (речевой интеллект). -
Способность понимать обращенную человеку речь (устную и письменную). -
Специализация на оперировании словами, знаками, другими символами. -
Преобладание вербальных способностей. -
Легкость в овладении иностранными языками. -
Словесно-логическое мышление (легко выявляет причинно-следственные связи). -
Способность к последовательному, ступенчатому познанию, которое носит аналитический характер (модель мира кропотливо собирается из отдельных деталей – логик, классифицируется по существенным признакам). -
Математические способности, высший уровень – понятийно- аналитический. -
Способность к работе с техническими научными текстами. -
Формирование однозначного контекста, всеми понимаемого одинаково и необходимого для успешного общения между людьми. -
Отвечает за временное (медленное), последовательное мышление, такой человек трудно ориентируется во времени. -
Конвергентное мышление – проявляется в заданиях, у которых существует только одно правильное решение; поток мыслей «идет» по одному руслу (например, установление последовательности в схеме). -
Более доступен анализ, чем синтез; поэтому обучаемым сложнее представить нечто целое, сделать обобщение. -
Успешность в индивидуальных видах спорта. -
Корреляция с положительными эмоциями (радостью). -
Малая чувствительность к музыке: анализ ритма, но не гармонии, не мелодии. -
Легче рассуждает, чем действует. -
Преобладание произвольной сферы, контролируемой сознанием (левое полушарие отвечает за волю человека, за центр социальной адаптации). -
Обостренное чувство долга, ответственность, принципиальность.
Для людей с ярко выраженным правополушарным мышлением (доминированием гештальт-полушария) характерны следующие особенности:
-
Преобладание первой сигнальной системы. -
Выраженная мимика, жесты. -
Специализация на оперировании образами реальных предметов (а не знаков, символов, букв); -
Преобладание невербальных способностей, в том числе художественных, к восприятию художественных текстов, поэзии. -
Непосредственно-чувственное восприятие (зрительное – живопись; слуховое – музыка, модуляция интонаций; кинестетическое – жесты, мимика; хорошая ориентация в пространстве, высокая координация движений, способности к конструированию; обонятельно-вкусовое – дегустационные способности). -
Способность к целостному «схватыванию», одномоментному восприятию сложных явлений и объектов. -
Синтетический характер познания, восприятие конкретное, неабстрактное; -
Способность к формированию и пониманию многозначного контекста: отдельные моменты реальности, грани образов взаимодействуют друг с другом сразу во многих смысловых плоскостях; -
Дивергентное мышление: выдвижение оригинальных концепций; успех в решении задач, имеющих несколько, в том числе и нетрадиционных решений (например, новые способы использования пластиковой посуды, ластика), создание рифм. -
Способность к восприятию метафорического смысла и эмоциональной окраски речи. -
Способность к эмпатии. -
Хорошая пространственная ориентация, высокая координация движений. -
Успешность в командных видах спорта. -
Корреляция с отрицательными эмоциями (гнев, печаль, страх). -
Хорошая биологическая адаптация – дольше живут, имеют большой потенциал здоровья (правое полушарие отвечает за центры биологической адаптации). -
Преобладание непроизвольной сферы, не контролируемой сознанием.