Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Естественно, различия между лево- и правополушарными людьми вызывают различные трудности в их обучении и учении. Так, у левополушарных учащихся относительно меньшая (по сравнению с правополушарными) способность к формированию образов вызывает затруднения, когда необходимо усвоить большое количество конкретного материала, недостаточно объединенного смысловыми связями и закономерностями. Таких учеников по данным нашего исследования 23 человек (56%).

Такие школьники испытывают трудности при усвоении экологии, биологии, географии, химии, истории, поскольку нужно запомнить большое количество фактов, недостаточно связанных между собой.

Трудности для учащихся с преобладающим правополушарным стилем мышления возникают в работе без наглядной опоры. Именно для этих учащихся необходим «перевод» словесной информации в визуальную форму, например: словесное объяснение логических заданий воспринимается хуже, чем рисунок или чертеж, схема, график. Выполнив правильно практическое или лабораторное задание, учащиеся затрудняются дать словесный отчет о сделанном, испытывают сложности при необходимости дать теоретическое обоснование своим действиям.

Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях
людей, осознать свое положение в мире. Для таких учащихся характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов. Таких учащихся по данным нашего исследования 18 человек (44%).

Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Выражена потребность в совершенствовании ума и волевых качеств.

Заметим, что равнополушарные ученики (без выраженной межполушарной асимметрии), как правило, не нуждаются в особых рекомендациях и вырабатывают комбинированный стиль учения.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Оценка ведущего глаза, уха, ноги



Обычно, но не всегда, ведущие глаз, ухо, рука, нога противоположны ведущему полушарию.

Для определения ведущего глаза мы использовали следующий метод С.А. Дорофеевой:

1. На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 2 см и, распрямив получившийся кружочек, положить его перед собой на стол на расстоянии 30–40 см. Сидя за столом, взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден.

Мы получили следующие данные:


Ведущий глаз

Количество учащихся

Правый глаз

33

Левый глаз

8


Для определения ведущего уха мы использовали такие методы:

  1. К какому уху человек обычно прикладывает телефонную трубку, то и будет ведущим.

  2. Ведущее ухо обычно бывает чуть большего размера, и это нетрудно

заметить при внешнем наблюдении. Можно также измерить ухо с помощью линейки.

Мы получили данные, представленные в таблице:


Ведущее ухо

Количество учащихся

Правое ухо

33

Левое ухо

8


Для определения ведущей ноги мы использовали следующие методы:

1. Ведущей ногой является та,
которой отталкиваются при прыжке, с помощью нее поднимаются на подножку или кресло, ей пинают мяч; это та нога, на которую переносят тяжесть, чтобы не упасть.

Мы получили следующие данные:


Ведущая нога

Количество учащихся

Правая нога

24

Левая нога

17

Если доминирующая нога находится на противоположной от доминирующего левого полушария стороне тела, человек будет стремиться выполнять более планируемые движения. Такие люди хорошо следуют инструкциям типа «шаг за шагом» в спорте, танцах и других видах активного движения, но могут иметь недостаток спонтанности движения. Если доминирующая нога левая и противоположна правому полушарию, движения будут более спонтанными, свободной формы и управляемые ритмом. Однако у таких людей могут быть трудности со следованием инструкциям типа «шаг за шагом».

Если у человека доминирующая нога находится на той же стороне, что и доминирующее полушарие, в стрессовой ситуации он будет иметь затруднения в движении. При опасности такие люди замирают и неспособны выполнять немедленные физические действия; могут почувствовать себя парализованными или становятся неуклюжими, что приводит к ушибам, ободранным коленям или к чему- нибудь похуже. В противоположность этому личности с доминирующим полушарием противоположным доминирующей ноге,
будут продолжать действовать и в стрессовой ситуации, но их усилия могут быть непродуктивными и потраченными впустую.

Таким образом, в результате проведённых исследований я выявила, что у большинства учащихся 9х классов ведущим полушарием является левое. Кроме этого, я получила данные, которые подтверждают закономерность о том, что ведущие глаз, ухо, нога противоположны ведущему полушарию.

    1. Рекомендации по формированию индивидуального стиля учения для учеников с разной степенью выраженности функциональной асимметрии


Проведя исследования и получив данные о ведущем полушарии у обучающихся 9х классов нашей гимназии, я подготовила рекомендации для наших учеников по формированию индивидуального стиля учения на основании методик Сиротюк А.Л.