Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия.docx
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Межполушарная асимметрия мозга человека
Особенности мышления и поведения людей с ярко выраженной межполушарной асимметрией
Характеристика левополушарных и правополушарных учеников
Глава 2. Особенности межполушарной асимметрии мозга у обучающихся 9х классов
Признаки | Левополушарный ученик | Правополушарный ученик |
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности |
|
|
Основная рекомендация при занятиях с учебником | читать текст параграфа по абзацам, осмысляя каждый, в конце чтения рассмотреть иллюстрации (пошаговое восприятие информации) | вначале рассмотреть иллюстрации, затем читать параграф целиком |
Основная задача учения | выработка умений практически применять имеющиеся знания | накопление теоретических знаний |
Тактика работы | при усвоении большого объема материала, недостаточно объединенного смысловыми связями, строить собственные логические переходы, блок-схемы, листы опорных сигналов | самостоятельный «перевод» словесной информации в визуальную форму: рисунок, чертеж, схему, график |
Предпочтительные формы контроля | закрытые тестовые задания с выбором ответа) | открытые тестовые задания (дополнения и свободного изложения) |
Требуется помощь |
свободную тему |
|
Качества, которые требуется развивать | – биологическое здоровье: здоровый образ жизни, физкультура, валеологические упражнения –самостоятельность мышления |
|
Логические операции, которые требуется развивать | способность подводить итоги, обобщать | осознанное выделение главного и отбрасывание второстепенного, выявление различий, создание категорий |
Предлагаемые виды спорта | индивидуальные | командные |
Тренинг для развития недоминантного полушария | Сиротюк А.Л. «Упражнения для развития творческого (наглядно-образного) мышления (правое полушарие)» (Приложение 3) | Сиротюк А.Л. «Упражнения для развития абстрактно- логического мышления (левое полушарие)» (Приложение 3) |
Предлагаемые профессии | инженер, математик, философ, лингвист, консультант по продажам, строитель, бухгалтер, технолог | литератор, журналист, деятель искусства, организатор, дизайнер, хирург |
Заключение
Знания о межполушарной асимметрии мозга имеют смысл лишь в том случае, если человек начнет их внимательно изучать – лично для себя, без всякой помощи со стороны. Эти знания прежде всего необходимы каждому ученику для формирования индивидуального стиля учения.
Цели и задачи моего исследования выполнены. Я раскрыла вопрос о межполушарной асимметрии мозга, о типах функциональной организации двух полушарий мозга, об особенностях мышления и поведения людей с ярко выраженной межполушарной асимметрией, дала характеристику левополушарных и правополушарных учеников.
Я выявила особенности межполушарной асимметрии мозга у учеников 9х классов с помощью комплексного метода определения доминирующего полушария по выполнению нескольких проб и получила информацию:
-
большинство учащихся 9х классов нашей гимназии (56%) относятся к левополушарным; -
у большинства девятиклассников доминирующим является правый глаз (80%); -
у большинства девятиклассников доминирующим является правое ухо (80%); -
у большинства девятиклассников доминирующей является правая нога (59%).
Кроме этого, дала рекомендации по формированию индивидуального стиля учения для учеников с разной степенью выраженности функциональной асимметрии.
Основываясь на исследованиях профессиональных психологов можно посоветовать учащимся имеющим «Левополушарное» мышление выбрать для изучения (например, на профильном уровне в 10 классе) предметы, связанные с точными науками, например, математику, химия, физику или др.
Учащимся «Правополушарным» – науки гуманитарного цикла, например, литературу, русский ли иностранный языки.
В ходе исследования я дала
только общую характеристику учеников с преобладанием правого или левого полушария, общие рекомендации, которые необходимо учитывать учащимся с разной степенью выраженности функциональной асимметрии.
Список литературы
-
Вареница Л.А. Обучение школьников с учетом правополушарного и левополушарного мышления: Монография. ПГПУ, Москва-Пенза, 2009. -
Гендерная психология / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2009. -
Левченко И.В. Учет репрезентативной системой учащихся в процессе подготовки к олимпиадам: Монография. ПГПУ, Москва-Пенза, 2009. -
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Народное образование, 2000. -
Максимова А.В. Влияние межполушарной асимметрии учащихся на восприятие ими вербальной и невербальной информации// Наука и школа. 2012. №1. -
Практикум по возрастной психологии/ Под ред. Л.А Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001. -
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.:ТЦ Сфера, 2001. -
Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
Приложение 1
Оценка ведущего полушария
Задания | Оценка полушария |
1. Переплести пальцы рук | Сверху большой палец правой руки – ведущее полушарие левое, сверху большой палец левой руки – правое |
2. Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш, фиксируя его взором на определенной точке, поочередно закрывает правый и левый глаз | Карандаш смещается сильнее при закрывании правого глаза – ведущее полушарие левое. Карандаш смещается при закрывании левого глаза – ведущее полушарие правое |
3. Имитировать позу Наполеона | Кисть левой руки направляется к предплечью – плечу правой руки и оказывается сверху – ведущая рука левая, ведущее полушарие правое. Кисть правой руки направляется к предплечью – плечу левой руки и оказывается сверху – ведущая рука правая, ведущее полушарие левое |
4. Имитировать аплодисменты | Сверху находится правая рука – ведущее полушарие левое, Сверху находится левая рука - ведущее полушарие правое |
5. Провести прямую вертикальную черту, разделяющую лист бумаги пополам | Линия ближе к правому краю листа – ведущее полушарие правое, линия ближе к левому краю листа – ведущее полушарие левое |
6. Поставить произвольное количество палочек левой рукой, а затем правой рукой. Время выполнения задания 10 секунд. Подсчитать количество палочек | Больше поставлено палочек правой рукой – ведущее полушарие левое, левой рукой – правое, одинаковое количество обеими руками – правое |
7. Нарисовать круг, завершив его стрелкой | Стрелка указывает направление против часовой стрелки – ведущее полушарие левое, по часовой – правое |
8. Сидя на стуле, положить ногу на ногу | Сверху левая нога – ведущее полушарие левое, сверху правая нога – правое |
9. Стоя, покружиться в удобную сторону | Кружится против часовой стрелки – ведущее полушарие левое, кружится по часовой стрелке – правое |
10. Быстро моргнуть одним глазом | Быстрее моргает правый глаз – ведущее полушарие правое, левый глаз – левое |
Приложение 2
Для определения ведущего глаза:
-
На сгибе сложенного пополам листочка нужно вырезать полукруг диаметром около 2 см и, распрямив получившийся кружочек, положить его перед собой на стол на расстоянии 30–40 см. Сидя за столом, взять листок с прорезью и подержать его перед глазами так, чтобы через отверстие в листке был виден вырезанный кружочек. Ведущим будет тот глаз, при закрывании которого кружочек будет другим глазом не виден.
Для определения ведущего уха:
-
К какому уху человек обычно прикладывает телефонную трубку, то и будет ведущим. -
Ведущее ухо обычно бывает чуть большего размера, и это нетрудно
заметить при внешнем наблюдении. Можно также измерить ухо с помощью линейки.
Для определения ведущей ноги:
1. Ведущей ногой является та, которой отталкиваются при прыжке, с помощью нее поднимаются на подножку или кресло, ей пинают мяч; это та нога, на которую переносят тяжесть, чтобы не упасть.
Приложение 3
Упражнения для развития творческого (наглядно-образного)
мышления (правое полушарие)
(8 недель)
В результате упражнений повышается устойчивость к стрессам, стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.
-
Стоя. Позвоночник держать прямым. Глаза закрыть. Пальцы левой руки положить на живот (5 см ниже пупка), кончиками пальцев правой руки разминать копчик. При этом представлять в области копчика разрастающийся красный шар. При выполнении упражнения, возможно, почувствуете распирание в области копчика. Затем наоборот – левая рука на копчике, правой растирать живот, представляя в области живота разрастающийся оранжевый шар. -
Левая рука в области пупка, правая – на груди в области сердца. Сильно тереть грудь, представляя в области груди растущий зеленый шар. -
Левая рука – на животе. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец находится под нижней губой. Рот открыт. Растирать область губ. -
Левая рука – на животе, правая – чуть выше межбровья. Массировать правой рукой. Представлять в области лба разрастающийся голубой шар. -
Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом «золотисто-серебристая» энергия проходит через левую ноздрю, левую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выходит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Циклы повторить по 3 раза. -
Смотреть в центр между ладонями, представляя шар желтого цвета. Вытянуть руки вперед на уровне межбровья. Указательные и большие пальцы сложить «домиком» и смотреть между пальцами. -
Сесть на край стула. Позвоночник держать прямым. Положить голень левой ноги на колено правой. Правую руку положить на голеностоп, прикасаясь передней областью запястья. Сверху на правую руку, крест накрест, положить левую руку, прикасаясь к правой руке аналогичным местом. Посидеть в таком положении 1 мин. Потом поменять местами руки и ноги и снова посидеть 1 мин.