Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



    1. 1   2   3   4   5   6   7   8

Характеристика левополушарных и правополушарных учеников



Дадим характеристику правополушарных и левополушарных учеников, в основном опираясь на работы Л.А. Вареницы и Л.А. Сиротюк.

Левополушарный ученик:

      1. Видит детали: символы (буквы, слова);

      2. Отметки: четыре и пять;

      3. Выказывает визуальные и аудиальные нейролингвистические индикаторы;

      4. Легче писать, чем диктовать;

      5. Желательны ясные письменные инструкции;

      6. Повторяет фактическую информацию;

      7. Дискомфорт с незавершенными творческими инструкциями;

      8. Любит проверять работу;

      9. Любит информацию в письменном виде;

      10. Переработка информации медленная, последовательная;

      11. Фокусирован внутренне;

      12. Решает математические задачи с помощью выявления принципиального ключа;

      13. Анализирует легче, чем синтезирует;

      14. Мышление индуктивное от части к целому, от деталей к общему;

      15. Мышление абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двухмерное (на плоскости);

      16. Память произвольная знаковая;

      17. Привлекает сам процесс усвоения знаний;

      18. Высокая потребность в постоянной умственной деятельности;

      19. Занятия школьными науками средство для развития своего мышления;

      20. Любит смотреть фильмы после чтения книги; Правополушарный ученик:

  1. Видит конкретные, а не абстрактные объекты;

  2. Отстает при обучении чтению;

  3. Выказывает визуальные и кинестетические индикаторы;

  4. Легче диктовать текст, чем писать;

  5. Не контролирует правильность своей речи, проблемы в грамматике и подборе слов, возможны смысловые пропуски;

  6. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, обычно выполняются плохо;

  7. Часто способен к саморазвлечению;

  8. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные;

  9. Не следует предлагаемому выбору, любит решать, выбирать самостоятельно;

  10. Не любит проверять работу;

  11. Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций, мультимедиа;

  12. Переработка информации быстрая, мгновенная;

  13. Обязательно наличие натуральных и изобразительных средств обучения;

  14. Решает математические задачи каждый раз очень конкретно и индивидуально, с использованием бытовых ассоциаций;

  15. Фокусирован внешне;

  16. Мышление дедуктивное – от целого к части, от общего к частному;

  17. Мышление наглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное пространстве);

  18. Память непроизвольная наглядно-образная;

  19. Высоко выражена потребность в самореализации;

  20. Любит смотреть фильмы до чтения книги


Таким образом, в теоретической главе исследовательской работы я рассмотрела понятие «межполушарная асимметрия мозга», раскрыла вопрос об особенностях людей с ярко выраженной межполушарной асимметрией, дала характеристику левополушарных и правополушарных учеников.


Глава 2. Особенности межполушарной асимметрии мозга у обучающихся классов

    1. Оценка ведущего полушария



Для оценки межполушарной асимметрии лучше всего использовать комплексный метод определения доминирующего полушария по выполнению нескольких проб (Яссман Л.В., Даниленко В.Н., 1999) (Приложение 1).

Для проведения этой работы каждому ученику выдается таблица «Оценка ведущего полушария» и лист нелинованной бумаги.

Ученикам предлагается последовательно выполнить задания (весь класс одновременно), затем оценить каждое задание и определить ведущее полушарие. Каждый ответ оценивается одним баллом. Балл приписывается правому или левому полушарию (лучше всего, если при выполнении задания каждый ученик подчеркивает свое ведущее полушарие в данном задании). По окончании работы баллы суммируются для каждого полушария отдельно (подсчитывается сумма подчеркнутых левых и подчеркнутых правых).

Итоговая оценка подсчитывается следующим образом: разница между суммой баллов левого и суммой баллов правого полушария умножается на 10: показатель межполушарной асимметрии = (∑левое – ∑правое) ×10. Результаты сопоставляются с приведенными нормативными данными. Если полученный показатель составляет:

  1. больше или равен 30 полное доминирование левого полушария;

  2. 10–20 – неполное доминирование левого полушария;

  3. от 0 до –10 неполное доминирование правого полушария;

  4. ниже -10 – полное доминирование правого полушария.

При обобщении полученных результатов можно объединить
в одну группу учеников с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и соответственно учеников с полным и неполным доминированием правого полушария (преимущественно правополушарные).

В нашем исследовании принимали участие 41 ученик 9х классов. Мы получили результаты, представленные в таблице 1 и диаграмме 1.

Таблица 1.




Доминирование полушария

Количество

учащихся

Больше или равен 30

Полное доминирование правого полушария

8

10-20

Неполное доминирование правого полушария

10

От 0 до -10

Неполное доминирование левого полушария

7

Ниже -10

Полное доминирование левого полушария

16



Диаграмма 1. Доминирование полушария у девятиклассников
При обобщении полученных результатов можно объединить в одну группу учеников с полным и неполным доминированием левого полушария (преимущественно левополушарные) и соответственно учеников с полным и неполным доминированием правого полушария (преимущественно правополушарные). Данные представлены в таблице:


Доминирование полушария

Количество учащихся

Правое полушарие (правополушарные)

18

Левое полушарие (левополушарные)

23