Файл: И. М. Дзусова принята на заседании методического (педагогического) совета утверждаю директор ( Сапиева Л. Т. ) ( Газзаева В. Г. ) Протокол.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт дополнительной общеобразовательной программы
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ
Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса
Основные характеристики образовательной программы
Ожидаемые результаты освоения программы
Педагогический мониторинг результатов образовательного процесса
Подведение итогов реализации программы
МОДУЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС «АЗБУКА ДЕНЕГ»
Содержание обучения Раздел 1. Доходы и расходы семьи
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
Тема 2.2. Финансовые риски и их минимизация.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Тема 3.1. Налоги.
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Тема 4.1. Банки: понятие, функции, операции.
Тема 4.3. Валютная система мировой экономики.
Практика.Работа с сайтами. Задание: найти информацию о социальных выплатах.
Формируемые компетенции:
-
Объяснять, почему существуют социальные выплаты. -
Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий. -
Находить информацию о социальных выплатах.
Тема 3.3. Проектная деятельность «Государство – это мы!»
Теория.Зачем нужно государство. Как устроено государство.
Практика.Итоговая работа по разделу: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».
Формируемые компетенции:
-
проектные и исследовательские умения.
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Тема 4.1. Банки: понятие, функции, операции.
Теория.Банковская система России. Как банки делают деньги. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог. Практика.Экскурсия в банк.
Формируемые компетенции:
-
Приводить примеры банковских услуг. -
Описывать условия вкладов и кредитов. -
Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу. -
Объяснять, почему и как страхуются вклады. -
Находить информацию о вкладах и кредитах. -
Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита. -
Объяснять условия кредита, приводить примеры. -
Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам. -
Объяснять принцип работы пластиковой карты.
Тема 4.2. Собственный бизнес.
Теория.Бизнес. Малый бизнес. Предпринимательство. Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Бизнес-план. Кредит. Реклама. Финансовые показатели бизнеса.
Практика. Диспут «Собственный бизнес или работа по найму». Мозговой штурм «Ищем бизнес-идею». Презентация «Мой старт-ап».
Формируемые компетенции:
-
Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса. -
Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес. -
Объяснять, что такое бизнес-план. -
Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Тема 4.3. Валютная система мировой экономики.
Теория.Понятие валюты и обменного курса. Цена валюты. Обменный пункт. Валютный вклад. Валюта и страны.
Практика.Игра-путешествие «Валюта и страны».
Формируемые компетенции:
-
Приводить примеры валют разных стран. -
Объяснять, что такое валютный курс. -
Находить информацию о валютных курсах. -
Проводить расчѐты с валютными курсами.
Итоговаядиагностика. Итоговая диагностическая игра «Семейный бюджет».
Учебно-методический комплекс программы
К каждому занятию созданы компьютерная презентация, комплект таблиц и схем, правила-подсказки (рифмованные правила, забавные иллюстрации и т.п.), яркие карточки, упражнения для интерактивной доски. Для учащихся создан комплект раздаточного материала, позволяющая не только
контролировать выполнение заданий и усвоение материала, но и отслеживать динамику, самостоятельно работать над заданиями, проверяя их по ключу.
Учебно-методический комплекс имеет следующие разделы и включает следующие материалы:
Методические материалы для педагога
-
Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии мероприятий, памятки:-
Комплексы оздоровительно-профилактических упражнений, предотвращающих и снижающих утомление обучающихся (для среднего и старшего школьного возраста).
-
-
Организационно-методические материалы:-
Перспективный план работы педагога на текущий год; -
Календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год; -
Отчет о деятельности педагога за прошедший учебный год; -
Инструкции по технике безопасности
-
-
Диагностический инструментарий:-
Диагностические материалы для проведения экспресс-опроса «Что я знаю об экономике» (входная диагностика первичных экономических представлений детей).
-
Учебные пособия для учащихся
1) Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся.
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Литература для педагога
-
Антонова, Ю.В. Обсуждаем, рассуждаем и играем. Креативные задания для детей по финансовой грамотности. /Ю.В.Антонова. - М. : Вита-Пресс, 2011. – 56 с. – (Финансовая грамотность каждому). -
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 48 с. -
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: материалы для родителей. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 112 с. -
Брехова Ю., Алмосов А., Завьялов Д. Финансовая грамотность: учебная программа. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 16 с. -
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. -
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. -
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. -
Липсиц И.В.Удивительные приключения в стране Экономика.-М.: ВитаПресс, 1993. -
Романова Н.И. Экономическая игротека.- М.: Финансы и статистика,1993. -
Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. - Самара: Издательский дом
«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009.
-
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара: Учебная литература, Федоров, 2009. -
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом
«Федоров», 2012.
-
Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения к задачнику-рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей». - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009.
Интернет-ресурсы
-
www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике. -
www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков. -
www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство. -
www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики. -
www.cefir.ru – ЦЭФИР – Центр экономических и финансовых исследований. -
www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа. -
www.vopreco.ru – журнал «Вопросы экономики». -
www.tpprf. ru – Торгово-промышленная палата РФ. -
www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – Объединѐнная биржа. -
www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ. -
www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ. -
www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба РФ. -
http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ. -
www.cbr.ru - Центральный банк РФ. -
www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики. -
www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ. -
www.wto.ru – Всемирная торговая организация. -
www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк. -
www.imf.org – Международный валютный фонд