Файл: И. М. Дзусова принята на заседании методического (педагогического) совета утверждаю директор ( Сапиева Л. Т. ) ( Газзаева В. Г. ) Протокол.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт дополнительной общеобразовательной программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Новизна, отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ

Цель и задачи программы

Педагогические принципы, определяющие теоретические подходы к построению образовательного процесса

Основные характеристики образовательной программы

Отбор и структурирование содержания, направления и этапы образовательной программы, формы организации образовательного процесса

Ожидаемые результаты освоения программы

Педагогический мониторинг результатов образовательного процесса

Подведение итогов реализации программы

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС «АЗБУКА ДЕНЕГ»

Содержание обучения Раздел 1. Доходы и расходы семьи

Тема 1.2. Доходы семьи.

Тема 1.3. Расходы семьи.

Тема 1.4. Семейный бюджет.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

Тема 2.2. Финансовые риски и их минимизация.

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Тема 3.1. Налоги.

Тема 3.2. Социальные пособия.

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Тема 4.1. Банки: понятие, функции, операции.

Тема 4.2. Собственный бизнес.

Тема 4.3. Валютная система мировой экономики.

Материально-техническое обеспечение программы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

Содержание обучения Раздел 1. Доходы и расходы семьи


Тема 1.1. Деньги: история их появления, эволюция развития и функции.

Теория.О задачах курса и плане на учебный год. Правила техники безопасности. Презентация курса: цели и задачи, организация занятий и их специфика. Предмет, структура, методология и функции экономической науки. Понятие денег, виды денег, история их появления и развития. Бартер. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Практика.Игра «Давайте познакомимся». Инструктаж о правилах поведения на занятиях

и технике безопасности. Планирование работы объединения на учебный год. Практическая, творческая работа. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Практикум-игра "Где ты встречаешься с экономикой"

Формируемые компетенции:


  • Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

  • Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

  • Перечислять виды денег.

  • Приводить примеры товарных денег.

  • Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

  • Составлять задачи с денежными расчѐтами.

  • Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

  • Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

  • Объяснять, почему изготовление фальшивых денег преступление.


Входнаядиагностика.Анкета-тест «Что я знаю об экономике и моя финансовая грамотность».


Тема 1.2. Доходы семьи.


Теория. Доходы семьи: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заѐмные средства. Труд и заработная плата. От чего зависит размер заработной платы. Виды заработной платы. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Практика.Практическая работа «Доходы семьи»

Формируемые компетенции:


  • Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

  • Описывать виды заработной платы.

  • Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

  • Объяснять, как связаны профессии и образование.

  • Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

  • Объяснять причины различий в заработной плате.

  • Приводить примеры кредитов.



Тема 1.3. Расходы семьи.


Теория.Расходы семьи: обязательные, желательные и лишние. Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги. Копить или занимать? Как можно сократить расходы?

Практика.Заполнение квитанций по коммунальным платежам. Классификация потребностей человека.

Формируемые компетенции:


  • Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

  • Описывать направления расходов семьи.

  • Классифицировать виды благ.

  • Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

  • Сравнивать и оценивать виды рекламы.

  • Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

  • Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.




Тема 1.4. Семейный бюджет.


Теория. Понятие семейного бюджета: его назначение и структура. Планирование доходов и расходов. План доходов и расходов. Виды семейного бюджета: сбалансированный, профицитный и дефицитный. Сбережения и потребления семьи.

Практика.Составить план доходов и расходов семьи.

Формируемые компетенции:


  • Составлять семейный бюджет на условных примерах.

  • Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

  • Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

  • Описывать формы сбережений.

  • Описывать последствия превышения расходов над доходами.

  • Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

  • Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.



Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься


Тема 2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Теория. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.

Практика.Решение жизненных ситуаций.

Формируемые компетенции:


  • Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребѐнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

  • Определять последствия таких событий для бюджета семьи.




Тема 2.2. Финансовые риски и их минимизация.


Теория.Оценка финансовых потерь при различных жизненных ситуациях. Страхование имущества, здоровья, жизни. Страховой полис и его преимущества. Принципы работы страховой компании. Финансовая подушка безопасности.

Практика.Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».

Формируемые компетенции:


  • Различать обязательное и добровольное страхование.

  • Объяснять, почему существует обязательное страхование.

  • Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

  • Сравнивать различные виды страхования.



Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют Тема 3.1. Налоги.


Теория.Налоги обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Практика. Рассчитать налог на имущество семьи.

Формируемые компетенции:


  • Объяснять, почему государство собирает налоги.

  • Приводить примеры налогов.

  • Описывать, как и когда платятся налоги.

  • Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

  • Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

  • Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

  • Приводить примеры выплаты налогов в семье.



Тема 3.2. Социальные пособия.


Теория.Государственная поддержка некоторые