Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 394

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО

Кемеровский государственный университет культуры и искусства

.

Предпринимательская и инновационная деятельность

в сфере культуры и искусства

Кемерово,

2012

Министерство культуры Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств»

Институт социально-культурных технологий

.

Л.И. Рудич

Предпринимательская и инновационная деятельность

в сфере культуры и искусства

Учебное пособие для студентов по направлениям подготовки

071800 «Социально-культурная деятельность»,

080200 «Менеджмент»

Кемерово,

2012

Рецензенты:

Харлампенков Е.И. канд.техн.наук, доцент, зав. кафедрой управления и технологии коммерции Кемеровского коммерческого института

( филиала РГТЭУ); Булатова С. Н. к.п.н., доцент кафедры социальной сферой КемГУКИ

Рудич, Л. И.

Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства [текст]: учебн. Пособие / Л.И. Рудич. – Кемерово, Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2012.- 227 с.

В пособии рассматриваются проблемы предпринимательской деятельности учреждений социально-культурной сферы на современном этапе, анализируется состояние рынка услуг и работ и намечаются пути развития предпринимательства в конкретных условиях социально-культурной деятельности Сибирского региона.

Курс нацелен на освоение теории и практическую подготовку студентов к внедрению инноваций и предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере и индустрии досуга и использованию навыков инновационного менеджмента и предпринимательства в управлении технологиями социально-культурной деятельности. Может быть полезен слушателям дополнительного профессионального образования а также руководителям и специалистам социально-культурной сферы.


УДК_________

ББК_________

С Рудич Л.И.,2012

С Кемеровский государственный

университет

культуры и искусств,2012

ISBN

Оглавление

Стр.

Введение………………………………………………………………5

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России……………………………

Тема2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной деятельности ………………………………………………………. 13

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательства в социально-культурной сфере…………………………………………

Тема 4.Инновационное предпринимательство в социально-культурной сфере: система, взаимосвязи, классификация, виды……………………………………………………………………..

Тема 5.. Предпринимательская деятельность как творчество………………………………………………………………..

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной сфере и оценка эффективности инновационной и ПД деятельности учреждений СКС……………………………………………………………………..

Тема 7..Личность и качества менеджера по инновациям, предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга …………………………..……………………………………….

Заключение…………………………………………………………

Рекомендуемая литература………………………………………

Приложения…………………………………………………………

Введение

Цель данного издания – рассмотреть проблемы предпринимательской деятельности на современном этапе, донести до руководителей учреждений социально-культурной сферы важность их осознания, проанализировать состояние рынка услуг и наметить пути развития предпринимательства в конкретных условиях социально-культурной деятельности Сибирского региона. Есть мнение, что сфера культуры, социально-культурная деятельность в настоящее время одна из наименее занятых ниш бизнеса. Это дает основание предложить изучающим курс подготовиться к освоению предпринимательства в данной сфере.


Определение реальных путей развития предпринимательства занимает все более важное место в условиях модернизации экономики России. Но каждый руководитель, как человек и организатор, сам будет принимать решения и выбирать пути становления собственного коллектива или учреждения. К тому же, каждый работает в уникальной географической, финансовой, культурологической, психологической и иных ситуациях, которые изменяются непрерывно.

Нужны наиболее эффективные пути – потому что ситуация в социокультурном пространстве остается очень непростая и тревожная, и, особенно в плане духовного развития личности, мы обязаны предлагать продукт или услугу не только качественную и конкурентоспособную, но и возвышающую личность творчески, духовно. Только такой подход дает возможность учреждениям социально-культурной сферы не только выживать, но и процветать.

«Сохранение нематериального культурного наследия России» -этот тезис был выдвинут ЮНЕСКО в 2003 году. С одной стороны, мировая общественность дала нам понять, как высоко на всей планете ценится культура, и рекомендовала нашей стране уделять большее внимание духовной жизни народа.

В то же время, важнейшая примета времени, на которую мы должны обратить внимание, - консолидация различных ведомств в единое семантико-философское поле, получившее название «социально-культурная сфера». Социокультурная политика, социокультурные акции, социокультурные программы и так далее занимают всё больше жизненного и экономического пространства. При этом на первом месте стоит не просто культура, а социум, то есть достаточно чётко определены государственные интересы – социальная направленность любого вида деятельности, в том числе и в сфере культуры. Анализ документов, отражающих государственную политику на современном этапе, показывает, что культуре отводится все больше внимания в планах и программах развития страны. А многие социальные проекты, такие как «Год молодежи России», «Год учителя» программы «Семья», «Здравохранение» отражают непосредственно аспекты существования культуры в современной России.

Сегодня понятно, что экономика государства не в состоянии 100 % обеспечить обществу бесплатные услуги культуры. Как оказывается, государство не достаточно стремится защитить общество и юридически.

Вступивший в силу с 1 января 2006 года ФЗ-131 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] реализован во всех региональных субъектах РФ, хотя этот процесс нередко был для значительной части учреждений культуры весьма сложным, и прежде всего по причине неготовности менеджмента социально-культурной сферы к развитию предпринимательской деятельности. Еще больше возможностей и свободы дают учреждениям социально-культурной сферы принятый Закон «Об автономных учреждениях» и его дополнение - Федеральный закон от 08.05.2010 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", реализация которых актуальна в настоящее время [4, 9].


Известно: «Времена не выбирают, в них живут и умирают», а современность, слава Богу, даёт реальные возможности для новых, неожиданных, смелых решений и экспериментов, то есть для успешного развития предпринимательской деятельности, в том числе и в социально-культурной сфере.

Предпринимательство - путь эффективной работы, который достаточно труден, но и очень привлекателен, если в начале пути хорошо подготовиться, объединиться для выработки стратегии. Культурная ниша все ещё почти не занята крупным капиталом и стартовые возможности очень высоки.

Предпринимательство, как одна из конкретных форм проявления общественных отношений, не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению её национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами. Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.

Данные свидетельствуют о том, что по мере развития рыночных отношений в экономике страны предпринимательство все больше проникает в сферу культуры. Создаются частные культурно-досуговые учреждения, в том числе структуры шоу-бизнеса, ночные клубы, частные культурные центры, частные музеи и так далее. Некоторые муниципальные органы власти передают подведомственные им учреждения культуры в долгосрочную аренду. В ближайшее время есть вероятность приватизации некоторых из них. Речь идет, прежде всего, о кинотеатрах, парках и клубных учреждениях. В силу этого готовность к предпринимательской деятельности работников учреждений культуры приобретает особое значение. Принятый Федеральный закон «О государственных некоммерческих (муниципальных) автономных организациях» даёт возможность расширения формы и спектра коммерческих услуг [ 11].

Развитие предпринимательства в России отражено в работах А. И. Агеева, С. В. Преснякова. Развитию декоративно-прикладного искусства и народных промыслов посвящены работы С. С. Константиновой, Ф. С. Кодирова, Л. В.Миненко, М. А. Некрасовой и др. [8 46 49] Непосредственно предпринимательство в сфере культуры рассматривается в работах Т. Абанкиной, А. Агеевой, Т. Веселиной, Л. Рудич и Е. Утина, Е.Я Морозовой, С. В. Преснякова, Э.Д. Тихонова, Г. Л. Тульчинского. [16; 18; 23; 43; 46, 51]. Все они исследуют предпринимательство в разных областях культуры и искусства. Непосредственно предпринимательская деятельность в сфере культуры составляет небольшую часть в исследованиях и недостаточно освещена в публикациях. Для привлечения внимания к возможностям социально-культурной деятельности как предпринимательской и предназначено данное издание.


Цели освоения дисциплины:

1. Курс нацелен на освоение теоретических аспектов и практическую подготовку студентов к внедрению инноваций и предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере и индустрии досуга и использованию навыков инновационного менеджмента и предпринимательства в управлении технологиями социально-культурной деятельности.

2. Способствует усвоению студентами практических навыков и знаний, необходимых для самостоятельной и командной предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере;

3. Обеспечит студентов инструментом и методами управления малым бизнесом на муниципальном уровне социально-культурной сферы.

Задачи курса:

- воспитание ответственности за принятие управленческих решений в области предпринимательства;

- формирование готовности к организации предпринимательства и инноваций в области социально-культурной деятельности и индустрии досуга (далее СКД и ИД);

- обеспечение профессиональной компетенции в области предпринимательской деятельности в СКД и ИД;

- знакомство с наиболее успешной предпринимательской деятельностью в социально-культурной сфере, установление деловых контактов с опытными организаторами предпринимательства в социальной сфере.

Обучающийся должен знать:

- формы и методы технологии и управления предпринимательской деятельностью в СКД и ИД;

уметь:

- программировать формы и методы предпринимательской работы в СКД и ИД;

- воплощать инновационные идеи и проекты в шоу-бизнесе и другой предпринимательской деятельности в сфере СКД и ИД;

-осуществлять художественное руководство в предпринимательских проектах в области СКД и ИД;

владеть:

- технологиями менеджмента и маркетинга в управлении предпринимательством в СКД и ИД;

- правовыми и нормативными документами по предпринимательству в СКД и ИД;

- финансово-экономической деятельности в предпринимательской и инновационной деятельности.

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

- умения применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач предпринимательской деятельности в СКД и ИД;