ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.05.2024
Просмотров: 378
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Предпринимательская и инновационная деятельность
Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России
Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере
Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество
Список рекомендуемой литературы
«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»
15. Выберите все правильные ответы:
Закон противопоставления прослеживается в динамических этносах. Он предполагает отказ от опыта предыдущего поколения и возвращение более раннего опыта, но в сочетании с какими-то новыми элементами. Примером может служить мода на нанесение татуировки и пирсинга у современной молодежи и которые распространены среди африканских, индейских и других племен. И тот и другой способы внедрения инноваций имеют нечто общее, а именно - появление вариантов новых культурных «ответов на вызовы среды», наряду с ответами традиционными.
Достаточно долго такие инновации сосуществуют с традиционными элементами культуры, которые для большого количества потребителей являются приоритетными, причем инноваций может существовать одновременно довольно много: они воспринимаются уже спокойно, однако , все еще с некоторой настороженностью, но, тем не менее, проникают в социокультурную среду, образуя вокруг себя все новые и новые модификации и «дочерние» инновации. Может наступить момент когда, либо сама инновация, либо ее «дочерняя» форма как бы «взрывает» аналогичную традицию, подменяя ее. Теперь уже относительная новизна воспринимается потребителями как нечто положительное. В результате признания равноправной и наличия некоторого преимущества за счет своей относительной «новизны» и, следовательно, престижности инновации и ее модификация становятся «законными» и даже более предпочтительными, нежели аналогичные традиционные формы.
По мнению С.А. Арутюнова [30 ], в процессе вхождения в культуру инновация, проходит четыре стадии: селекцию, воспроизведение или копирование, приспособление или модификацию и структурную интеграцию.
Селекция заключается в отказе от одних инноваций (внутренних или привнесенных извне) и в отборе других для последующего усвоения или переработки. Критерии такого отбора – необходимость в такой инновации в данной сфере культуры, а также возможность совмещения ее с традициями потребителей.
Воспроизведение (копирование) – это ранняя, «пробная» стадия вхождения инновации в культуру. На этом этапе нововведение воспринимается как бы экспериментально, принимается целиком, без каких-либо серьезных изменений. Но само это принятие неокончательно: оно может ограничиться кратковременной модой в определенных слоях общества и затем исчезнуть – в том случае, если она идет вразрез с тенденциями данной культуры. Так, повсюду копируются ночные клубы или восточные «техники тела».
В том случае, если инновация не воспринимается, начинается процесс ее модификации, «подгонки» под традиционные культурные формы, приспособления к специфике данного потребителя. Такой процесс двусторонний: в нем изменяется не только сама инновация, но и элементы присущие традиционной культуре, вступающей с ней в контакт. «В культуре постоянно происходит фильтрование шаблонов, не соответствующих требованиям новых эталонов. Временно сохраняются лишь те стандарты культуры, которые каким-то образом видоизменяются в соответствии с этими требованиями» - пишет И.Е. Шершов [61, с. 15].
Последний этап усвоения инновации характеризуется тем, что она уже не воспринимается как инновация, превращается в часть социокультурной традиции - это этап структурной интеграции, который преобразует инновации во что-то «свое». В этом случае даже некогда заимствованный из другой культуры элемент может стать своеобразным признаком, знаковым выражением данной культуры или определенной субкультуры в ее составе: как нюхательный табак, ставший атрибутом американских фермеров, как трубка – характерная вещь, присущая стереотипному восприятию голландца, хотя оба этих предмета были переняты у индейцев. Таким образом, на стадии модификации нововведения начинают становиться частью местной культуры, изменяя ее и изменяясь сами.
Важнейшим источником инноваций для современных форм культуры является общемировая культура. Но закономерности восприятия из нее инноваций обладают определенной спецификой, в каждом отдельном случае связанной с особым психологическим складом народа, менталитетом, с потребностями его культуры и его традициями. Инокультурные воздействия приживаются в культуре только в том случае, если соответствуют ментальности и «картине мира» народа. Они никогда не остаются «чистыми», постоянно подстраиваются к духу народа и перерабатываются на его лад. Если же точек соприкосновения с «душой народа» и его культурой нет, то вступает в силу не процесс творческой переработки иновлияния, а процесс его отторжения.
Развивая предпринимательскую деятельность в социально-культурной сфере менеджмент должен учитывать рассматриваемую специфику создания, развития и внедрения инноваций.
Проблема, связанная с формулированием инновационных задач, заключается в измерении относительного воздействия и важности разных инноваций. Но как определить, что важнее: сотня незначительных, но находящих немедленное применение усовершенствований, касающихся, например, упаковки продукта, или одно фундаментальное открытие в химии, которое через десять лет напряженного труда может в корне изменить характер бизнеса данной фирмы? Универмаг и фармацевтическая компания почти наверняка ответят по-разному. Впрочем по-разному на этот вопрос могут ответить и две фармацевтические компании.
Упражнение
Выполните SWOT -анализ (Приложение №2) инновационных проектов, приведенных в приложениях №7,8.
Вопросы для самоконтроля и семинарских занятий
В чем особенности жизненного цикла инноваций в СКД?
Дайте характеристики «продукт-инновация», «процесс-инновация», «социальная инновация».
Этапы зарождения и развития инновации.
Пути достижения прибыльности фирмы.
Особенности инновационного процесса в создании творческого продукта культуры и искусства.
Функции инноваций в социально-культурной сфере.
«Закон подражания», «закон противопоставления и стадии внедрения инноваций в сфере культуры и искусства.
Управление инновациями в социально-культурной сфере.
Текст редактора С. 78
Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.
Искусство – «наиболее древняя» и
наиболее буквальная форма
частного предпринимательства.
И. Бродский
Не продается вдохновенье, но
можно рукопись продать
А. С. Пушкин
В данной части пособия мы рассматриваем особенности инновационного предпринимательства в сфере культуры и искусства. Речь пойдет как об учреждениях, находящихся в ведении всех уровней власти, так и частном предпринимательстве, а также об услугах культуры и искусства, которые оказываются организациями других отраслей экономики: образования, социальной защиты населения, спорта, туризма, коммерции и т.д.
Прежде всего, необходимо ответь на вопрос, представляет ли сегодня предпринимательская и инновационная деятельность в культуре систему. Если исходить из того, что система - это больше чем простая совокупность каких-либо элементов, компонентов, блоков, взаимодействующих и взаимосвязанных, имеющая единые цели и задачи, и единый управляющий орган, системность культуры весьма слабая с этой точки зрения. Вместе с тем, следует признать, что отдельные сегменты культуры системны. Так, можно утверждать, что муниципальных образований сфера культуры в достаточной мере соответствует понятию системности. Нормативные документы муниципальных образований отражают разработку и внедрение единой системы культурной жизни населения территории. Данная система включает административные ресурсы, как собственные, так и иных уровней ресурсов (субъекта федерации и страны), ресурсы бизнеса и все социальные и культурные ресурсы для реализации культурной политики на ее территории. В рамках муниципальных образований осуществляется единая культурная политика, используются социально-культурные технологии, осуществляется менеджмент и маркетинг.
Нельзя не учитывать тот факт, что в структуре муниципальных образований находится наибольшее количество всех ресурсов, которые возможно использовать для культурной жизни жителей. Основываясь на позиции Ф. Колбера [69], согласимся, что современный исследователь проблем рынка применительно к культуре и искусству определяет рынок как группу потребителей, имеющую потребности в отношении тех или иных товаров и услуг и имеющие желание их приобрести. Тем самым потребители создают спрос на товары и услуги. Рынок культуры принято делить на сегменты в соответствии с потребностями, желаниями и предпочтениями потребителей. Учреждения культуры и искусства, как и любые другие в бизнесе определяют целевые аудитории, то есть клиентуру. Совокупность потребителей составляет потребительский рынок, который в силу ряда причин не может быть однородным.
Повседневная практика показывает, что процессы развития в человеческом обществе складываются из великого множества контуров управления и (или) самоуправления. Каждый такой контур представляет собой целенаправленный информационно-управленческий процесс, состоящий из управляемого объекта и управляющего субъекта, замкнутых прямой и обратной информационными связями. Главными особенностями социальных систем является наличие не одной, а двух контуров обратной связи и непрерывный поиск инноваций для улучшения, тем самым повышения уровня организации, активности и живучести системы. (15) На рис. 2. 2. представленная обобщенная модель механизма управления для самоорганизующихся систем, к которым относятся и учреждения социально-культурной сферы .
Перенос рисунка на стр. 35. темы 2.
Рис. 2.2 Обобщенная модель механизма управления для самоорганизующихся систем (источник: Р .Абдеев «Философия информационных цивилзаций». - М., 1995, с. 37)
Статья 7 Конституции России устанавливает, что формирование социального государства является целью нашего общества. Закрепление социально-правового статуса государства обеспечивает гражданам условий, оказывает содействие и только в некоторой части само их предоставляет.
С этой позиции сохранение и поощрение производства культурных продуктов способствует культурному разнообразию и, одновременно с этим, помогает развитию культурных индустрий на муниципальном, региональном, государственном и международном уровнях. И. Хангельдыева подчеркивает, что из представленных определений следует, что с экономической точки зрения культурный компонент дает добавочную нематериальную составляющую, которая, в частности, отражается на стоимости производимого продукта, и именно это отличает культурный продукт от иных продуктов [69].
По мнению И. Хангельдыевой, в производстве культурного продукта прототипы играют огромную роль, наделяя продукт дополнительной культурно-смысловой нагрузкой, в то время как в ином виде продукта дополнительной составляющей является в большей степени имидж производителя. В сфере культуры и искусства имидж также имеет важное значение, но все же более значимыми выступают символы и бренды, экономика впечатлений, формируя дополнительную культурно-смысловую нагрузку [69].