Файл: Рудич пособие с рисунками.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.05.2024

Просмотров: 389

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Предпринимательская и инновационная деятельность

Оглавление

Тема 1. Особенности российского предпринимательства в условиях модернизации экономики России

Тема 2. Экономическая сущность и содержание инновационной деятельности и предпринимательства в социально-культурной сфере

Тема 3. Инновации как ресурс развития предпринимательской деятельности в социально-культурной сфере

Тема 4. Инновационное предпринимательство в социально-культурной деятельности: система, взаимосвязи, классификация, виды.

Тема 5. Предпринимательская деятельность как творчество

Тема 6. Организация финансовой деятельности учреждения культуры в социально-культурной деятельности и оценка эффективности инновационной и предпринимательской деятельности учреждений скс

Тема 7. Личность и качества менеджера по инновациям и предпринимателя в социально-культурной сфере и индустрии досуга.

Заключение

Список рекомендуемой литературы

«Предпринимательская и инновационная деятельность в сфере культуры и искусства»

15. Выберите все правильные ответы:

33. Дополните:

46.Дополните:

52.Составьте рейтинг в баллах:

53. Выберите правильный ответ:

*Современный бизнес-слой можно также дифференцировать по показателям доходов различных бизнес - групп. Он делится на три ступени:

  • предприниматели, бизнесмены– менеджеры и самозанятые. Доходы предпринимателей значительно превышают средний уровень доходов основных бизнесменов а «работников вне бизнеса» - от 5 в 500 раз.

  • полупредприниматели и менеджеры– совладельцы. Доходы этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков «работников вне бизнеса».

  • «классические менеджеры»,их заработок всего на 40 % выше заработка работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях образования квалификации и ответственности труда тех и других.

Из этого можно сделать вывод, что никакой вид труда по найму, включая самый квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов сравнимых с простейшим предпринимательским бизнесом.

Проанализируем важнейшую часть бизнес-слоя России – предпринимателей.

По данным [22] если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие закономерности:

  • крупные предприниматели: 40 % - из них стали предпринимателями в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45 лет.

  • мелкие и средние предприниматели: около 30% из них стали предпринимателями не старше 30 лет, 30-40% - от 30 до 40 лет и около 30% - старше 40 лет.

В мире бизнеса, предпринимательств всегда было преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 40%.

Самой же характерной чертой, отличающей российских предпринимателей, является их уровень образования. В 90-е годы доля лиц с высшим образованием среди предпринимателей превышала 80 %, среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38 %, имеющих второе высшее – 6,5 %. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что российский предприниматель самый интеллектуальный предприниматель в мире [23].

Сейчас в России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя является инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности. Профессионализм отступил на второй план. На наш взгляд, это неполная характеристика, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно во- первых, только при наличии высоко образованных и профессиональных людей: только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать соответствующиевыводы (в связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое образование). Во-вторых – при условии следования нравственным принципам, осознания социальной ответственности личности за свои деяния.


Развитие предпринимательства в России происходит все еще в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и рэкета, бюрократия чиновников, атмосфера безнравственности значительной части общества. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и вполне реально через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

Новая экономическая доктрина развития России предполагает глубокое переосмысление многих экономических категорий, которые ранее не употреблялись из-за идеологических клише. Одной из таких категорий, ранее слабо исследованной экономистами, является предпринимательство. На протяжении долгих десятилетий даже само понятие «предприниматель» было, по сути, удалено из нашего лексикона, а если упоминалось, то как ругательство. «Человек, склонный к аферам, ловкий организатор выгодных предприятий» - безапелляционно определяет «Толковый словарь русского языка» (1961год), и тут же торопливо добавляет: «Ловкий организатор выгодного дела». В другом «Словаре русского языка» находим определение С.И. Ожегова: «Предприниматель – капиталист, владеющий предприятием. Предприимчивый человек, делец». Для «Советского энциклопедического словаря», изданного в 1980 году, такого понятия вообще не существует. И только в старом, добротном четырёхтомном «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля можно прикоснуться к истине. «Предпринимать – значить затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного». Сам же предпринимающий человек, «… склонный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный отважный на дела этого рода» [45] .

В современной российской экономической и правовой литературе наблюдается поверхностное и запутанное понимание сущности предпринимателя и предпринимательства, в том числе и в Законе 1990 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В соответствии с этим законом предпринимателем можно назвать любое лицо (физическое или юридическое), которое осуществляет инициативную, самостоятельную деятельность на свой риск и под имущественную ответственность[10]

Данный Закон утратил свою силу с принятием Гражданского кодекса РФ. Но и в нем не отражена экономическая и уж тем более, социальная сущность предпринимательства. В Гражданском кодексе РФ предпринимательство отождествляется с бизнесом вообще. В Кодексе «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке» [1, с. ].А «предприятием как объектом прав» признается «имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности». Более того, «предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью».[ Там же ]


Отметим также статью 50 главы 4 Гражданского кодекса РФ, четко разграничивающую коммерческие и некоммерческие организации. На наш взгляд, данные формулировки полностью соответствуют постулатам классической экономической теории в части разделения материально-предметного и идеально-творческого, социального начал человеческой деятельности, что отражает жесткий тип связи субъектов хозяйственной деятельности между собой в рамках замкнутой системы «предприятие – среда предпринимательской деятельности», неотъемлемым и одним из ключевых элементов которой является правовое поле.

В качестве позитивного момента подчеркнём хотя бы то, что предпринимательская деятельность понимается как самостоятельная деятельность в условиях риска и неопределенности, а не подменяется распространенным понятием «хозяйственной деятельности» вообще.

Формирующаяся синергетическая экономическая теория и теория предпринимательства позволяют сделать некоторые предположения относительно грядущих изменений в социально-экономической сфере.

Во-первых, это признание исследователями, политиками и практиками единства предметно-материального, социального и идеально-творческого начал предпринимательской деятельности.

Во-вторых, изменение характера взаимоотношений государства, определяющего «правила игры», и рядовых «игроков» - участников социально-экономических отношений, то есть характера связей элементов системы «предприятие – среда его деятельности» в направлении большей гибкости (в особенности для инновационных фирм в сфере социокультурных и информационно-коммуникационных технологий).

В-третьих, неизбежное стирание юридических различий между коммерческими и некоммерческими организациями. Это обусловлено тем, что организационно-правовой статус предприятия не может быть источником каких-либо преференций, льгот или санкций. Можно посчитать необходимым значительное облегчение процедур регистрации и изменения организационно-правовых форм предприятий, что требуется для повышения их мобильности. В пользу этих выводов, свидетельствует, с одной стороны, все большее распространение среди коммерческих организаций социально-ориентированного маркетинга как стратегической концепции их долгосрочной конкурентоспособности, а с другой - использование предпринимательских методов работы некоммерческими организациями.

До сих пор в налоговом законодательстве в отношении социокультурной сферы нет единого понимания предпринимательской деятельности. Присутствует явное противоречие между предпринимательской и уставной деятельностью организаций социально-культурной сферы. По уставу основной целью учреждения культуры никак не может являться получение прибыли, а финансовое управление и казначейство в расходной части предлагают зачислять все внебюджетные деньги как полученные от предпринимательской деятельности и декларируют использование их на основную деятельность, что противоречит самому определению предпринимательства. Где вы видели предпринимателя, которого государство заставляет собственную прибыль пускать не на развитие , а на затыкание дыр самого хозяйства, потому что государство не в силах полностью профинансировать собственные учреждения?


(хозяин –государство, передавшее ресурсы в оперативное управление коллективу)

2.Государство как субъект предпринимательства.Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.

В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:

  • тормозом развития предпринимательства, когда оно создает крайне неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или даже запрещает его;

  • посторонним наблюдателем, когда государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует этому развитию;

  • ускорителем предпринимательского процесса, когда государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов (нередко такая целенаправленная деятельность государства вызывает « теневой взрыв» предпринимательской активности и приводит к к плохо управляемому «буму» предпринимательства).К сожалению, такой подход, несмотря на постоянное декларирование со стороны государства не дает желаемых результатов.

Каковы же функции государства как ускорителя предпринимательского процесса?

Во-первых, государство берет на себя образовательные функции, то есть функции по профессиональной подготовке и воспитанию предпринимательских кадров. При этом во внимание принимается тот факт, что осуществление предпринимательской деятельности в современной ситуации возможно лишь при условии умелого сочетания по крайней мере трех основных элементов и их эффективного использования в практической деятельности:

а) общеэкономической теории;

б) конкретных экономических (предпринимательских) знаний;

в) количественных методов в предпринимательстве, то есть умения осуществлять предпринимательские расчеты применительно к любой планируемой и осуществляемой сделке или операции.

Во-вторых, государство поддерживает финансами только что вступивших в сферу деловой активности предпринимателей. Обычно с этой целью правительство разрабатывает специальные программы поддержки предпринимателей, в которых учитываются меры по льготному кредитованию. Также предоставляются особые льготы для предпринимательских проектов.


В-третьих, государство обычно также берет на себя функции создания для предпринимателей требуемой предпринимательской инфраструктуры, то есть всех тех вспомогательных (с точки зрения основного содержания предпринимательских проектов) структур, которые могли бы оказать предпринимателю услуги, необходимые для эффективной реализации проектов. Государство обычно снабжает предпринимателя необходимой (чаще всего маркетинговой) информацией, берет на себя также расходы по ведению научных, научно-технических, проектно-изыскательских работ с предоставлением их результатов предпринимателям на безвозмездной или льготной основе. Государство также стремится к учреждению консультационных, юридических и иных фирм, облегчающих деятельность предпринимателей, а также берет на себя функции по подготовке кадров нужной квалификации для предпринимательских структур.

Предпринимательство как особая форма экономической активности может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательство частное.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие),

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие, организация, учреждение) [16].

Собственность такого рода предприятий возникает в результате обособления части государственного или муниципального имущества, части бюджетных средств, других источников. Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что они отвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в их собственности (ни государство не отвечает по обязательствам, ни они сами не отвечают по обязательствам государства).

в) частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности) [28].

Конечно, каждый из этих видов предпринимательства – государственное и частное имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае такая деятельность предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видов предпринимательства.